Председатель Союза писателей республики и депутат Госсобрания-Курултая Айгиз Баймухаметов назвал людей, которые заваливают чиновников жалобами, «юридическими террористами». По его мнению, вал обращений зачастую парализует работу ведомств, поэтому власти тоже нуждаются в защите. В интернет-сообществе это ожидаемо вызвало волну возмущения пользователей. Подробности в материале UFA.AIF.RU.
Знать меру
Заявление депутат Баймухаметов сделал на заседании комитета Госсобрания по развитию институтов гражданского общества, информационной политике и делам религий. Первый заместитель министра образования и науки РБ Светлана Антипина рассказала, что некоторые граждане пишут слишком много жалоб. Так, от одного человека за пару лет в министерство поступило около 500 писем!

Чиновники и депутаты сошлись во мнении, что жалобщики парализуют работу системы. Мол, все рабочее время уходит на подготовку ответов по разным обращениям через электронную приемную или госпаблики.
А что же делать?
Новость вызвала бурное обсуждение в соцсетях. Причем нашлись те, кто инициативу посчитал здравой:
«По ФЗ о порядке рассмотрения обращений срок ответа 30 дней. То есть, если вы, не дожидаясь срока получения ответа, писали новую жалобу, естественно, не могли получить ответ… Я, как человек тоже работающий с обращениями, депутата полностью в этом вопросе поддерживаю», – пишет пользователь по имени Эльза.
«Надо разрешить писать только 4 жалобы в год. А если больше, то пора на медицинскую экспертизу, чтобы на вас посмотрели пристальным взглядом психиатры и назначили лечение. Кляузничество - это симптом шизофрении», – считает Наталья.
Однако большая часть жителей восприняли эту инициативу негативно.
«Может, принять меры по отношению к неэффективным чиновникам и депутатам, которые не могут решить проблемы? Вот "Уфа снежная" (сервис для подачи обращений на уборку снега – прим. редакции) - вообще не работает, только для отчета фотографии лепят», - написал в Телеграм Алмаз Курдюмов.
«Жалоба - это самое гуманное изобретение в обществе. Давайте без жалоб сразу «стенка на стенку»», - комментирует пользователь Робинзон.
«Ну так если решать вопросы, наверное, не будет по 500 жалоб копиться», - пишет Лена.
«10 обращений в течение 35 дней потребовалось, чтобы решить вопрос. Почему-то с первого раза и даже с 9-го никто не хочет свои обязанности исполнять», - делится опытом Ирина М.
Право по закону
Подтянулись и юристы, которые напомнили депутату, что право на обращение к властям граждан прописано в федеральном законодательстве. Аналогичные пункты содержаться в статье 37 Конституции РБ.
«В стране действует федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ», который не допускает ограничение конституционного права на подачу обращений, жалоб, предложений. Если существует проблема, ее должны решать. Когда проблема не решается, подаются массовые обращения. В действиях депутата и его инициативы усматриваются планы нарушить конституционное право всех граждан и его необоснованное ограничение. В связи с этим полагаю, депутат следует какой-то своей идеологии, которая не совпадает с целями, задачами и идеями светского государства», - прокомментировал UFA.AIF.RU юрист Дмитрий Черкасов.
За каждой жалобой - проблема
По итогам 2024 года жители республики оставили более 332 тыс. обращений, это около 910 жалоб в день (население Башкирии – около 4 млн человек). В среднем за неделю ЦУР отчитывается о 5-6 тыс. сообщениях. Причем добрая половина уходит на пробки и нехватку автобусов, аварии, ямы на дорогах и плохую работу коммунальщиков – это проблемы, которые сохраняются годами. Так, на интерактивной карте «Уфа снежная» с начала зимы накопилось более 14 тыс. заявок от жителей, при этом только 3 тыс. из них были отклонены. На интерактивной карте ямочного ремонта за сезон набирается более 8 тыс. заявок.
«Совместно с коллегами из администраций, министерств и ведомств мы обработали 319 839 заявок жителей республики. Часть обращений пока остаются в работе. За каждым инцидентом – проблема или вопрос жителя республики. Поэтому мы рады каждому найденному решению – значит, сумели помочь», - заявили в пресс-службе ЦУР РБ, которая работает по системе «Инцидент».
«Система работает так: если проблему можно решить за один день, мы ставим ей повышенную срочность и спускаем «подведам» с обязанностью отчитаться в рамках дедлайна. Тот же светофор починить или люк на дороге закрыть – надо пару часов. Есть заявки, на которые нужны ресурсы, деньги, особая погода, там можно поставить дедлайн в течение месяца. А есть сезонные вещи, которые нельзя решить зимой и надо ждать лета, либо проблема сама рассосется с теплом», – рассказала на условиях анонимности одна из бывших сотрудниц центра обработки заявок граждан.
Комментарий
Председатель общественной палаты РБ Даниил Абдрахманов:
«Обращения граждан - важный индикатор, по которому можно понять, какие проблемы людей волнует больше всего. Это показывает, что проблема в принципе имеется. И обращение поэтому очень важный элемент взаимодействия власти и граждан. И говорить, что людей стоит в этом ограничивать, неправильно.
К тому же людей, которые забрасывают государственные органы письмами, немного, и их нельзя называть таким термином. Даже когда мы говорим про так называемые потребительский экстремизм, когда люди преследуют определенную выгоду, злоупотребляют правом, мы говорим лишь об «экстремизме». А если люди не делают ничего противозаконного? Называть их террористами неправильно, как минимум нужно подобрать другой термин».