Школьница из Янаульского района на всех четырёх экзаменах пользовалась шпаргалками. Это выяснилось в ходе пересмотра видеозаписей после завершения кампании ЕГЭ. Между тем в конце июня в Янаульском районе произошло другое громкое событие - задержан начальник местного управления образования. Эти два факта оказались связаны.
Шпаргалки по договору
Чиновника поймали при получении незаконного вознаграждения за содействие в успешной сдаче ЕГЭ одной из учениц. Заведено уголовное дело. Начальник управления уволен, на официальном сайте ведомства его место значится вакантным. В МВД РБ этот случай не комментируют, ссылаясь на отсутствие информации.
В Минобразования и Обрнадзоре РБ подтвердили, что эти два факта взаимосвязаны. Заместитель начальника Обрнадзора РБ Альберт Яримов рассказал, что после сообщения о задержании чиновника специалисты ведомства совместно с Минобразования РБ инициировали пересмотр видеозаписей из аудиторий, в которых проходил единый госэкзамен в Янауле. Было выявлено, что одна из учениц «нарушала порядок проведения ЕГЭ» на всех четырёх экзаменах. Речь идёт об использовании шпаргалок. Минобразования аннулировал результаты ученицы по всем предметам. Обрнадзор составил протокол об административном правонарушении по статье «Умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации» (п.4 ст 19.30 КоАПП). Девочке грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Дело рассмотрят в комиссии по делам несовершеннолетних.
Экстраординарные меры
Привлечены к ответственности и должностные лица, не принявшие меры по предупреждению нарушения четыре раза подряд. Число привлечённых представитель надзорного ведомства назвал экстраординарным – 13 человек. По его словам, административные протоколы составлены на руководителя ППЭ и всех организаторов, которые прямо или косвенно могли влиять на ход экзамена. Штраф для должностных лиц предусмотрен выше – от 20 до 40 тысяч.
Всего за эту экзаменационную кампанию в республике зафиксировано 9 нарушений.
В этом году в республике онлайн наблюдением было охвачено 90% аудиторий. Каким образом девочке удалось четыре раза подряд списывать и оставаться незамеченной? При Обрнадзоре действует Ситуационный центр по мониторингу ЕГЭ, где 20 человек из числа сотрудников ведомства и обученных волонтёров ведут видеонаблюдение за экзаменом в ППЭ. Также есть федеральные онлайн наблюдатели, которые следят за ситуацией по всей стране. Однако пунктов проведения экзамена в республике 100, в каждом несколько аудиторий. Онлайн наблюдением охватывают все аудитории в течение определенного времени, но следить за учениками непрерывно три часа подряд не могут. Кроме того, в каждом ППЭ работают общественные наблюдатели - студенты-волонтёры. Но, как показала эта история, и они могут пропустить момент нарушения.
«Не стоит думать, что главное – пережить экзамен, - комментирует Альберт Маратович. - Инструмент видеонаблюдения очень эффективен в том плане, что позволяет хранить и пересматривать записи при любом возникшем сомнении в результатах того или иного участника. Бывает, сообщения о нарушении поступают через несколько месяцев, когда ребёнок уже учится в вузе. Так, к окончанию прошлогодней экзаменационной кампании в республике было известно всего о 6 выявленных нарушениях, но через месяц эта цифра практически удвоилась».
На прошедшем 12 августа республиканском совещании по образованию министр образования РБ Гульназ Шафикова сообщила, что в нескольких районах видеозаписи с экзаменов будут пересмотрены.
«Это связано с тем, что в этих пунктах мы увидели очень высокие результаты по единому государственному экзамену. Мы хотим убедиться, что там всё прошло честно», — сказала она.
Также министр сообщила, что будут отсмотрены записи и с тех пунктов, в которых видеоконтроль осуществлялся в режиме оффлайн, то есть школьники не находились под постоянным видеонаблюдением.
Кстати
Итоги проведения ЕГЭ-2017 в республике показали, что средние значения по всем предметам соответствуют среднероссийским, наблюдается значимое увеличение среднего балла по большинству учебных предметов по сравнению с прошлым годом. В полтора раза снизилась доля выпускников школ, получивших «неуд», увеличилась доля тех, кто получил 81 и более баллов. Количество 100-балльных результатов увеличилось в 1,6 раза: 70 в этом году против 43 в прошлом. Двое выпускников набрали по 100 баллов по двум предметам. Благодаря запущенной программе по работе со школами со стабильно низкими результатами, значительно сократился разрыв между худшими и лучшими учебными заведениями.