Примерное время чтения: 7 минут
47

Любовь из-под указки. Патриотическое воспитание в школах зашло в тупик?

Валерий Христофоров / АиФ

Эксперты утверждают, что система патриотического воспитания зашла в тупик. Педагоги учат не тому и не так, дети не верят взрослым и пытаются докопаться до истины самостоятельно. Корреспондент UFA.AIF.RU постарался найти бреши в современной программе воспитания школьников.

Некому учить

В этом учебном году в школах Башкирии обновлен предмет ОБЖ. Теперь он называется «Основы безопасности и защиты Родины». Дети должны изучать два новых модуля – «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» и «Военная подготовка. Основы военных знаний». Однако основное содержание курса пока не изменилось, ученикам по-прежнему дают знания по основам безопасности в быту, в общественных местах, в информационном пространстве, первой помощи пострадавшим и т.п. Новых учебников пока  тоже нет.

Как нет и учителей: в процессе подготовки материла мы безуспешно пытались найти учителя ОБЖ. Более чем в двух десятках школ, куда мы звонили, ставка не занята. По данным официальных сайтов с вакансиями, только в Уфе на данный момент открыто более 30 вакансий на преподавателя ОБЗР. Мужчины на зарплату в 18-22 тыс. рублей работать не идут. А больше бюджетные учреждения предложить не могут.

В начале года в Минобразования сообщали, что в республике на 1960 школ всего 319 учителей ОБЖ. Более чем в 300 малокомплектных школах республики эти предметы ведут педагоги, которые и так совмещают по 4-5 предметов.  При острой нехватке кадров отмечается и резкое старение педсостава. А пожилые учителя при всем желании не могут давать современным детям тот уровень знаний, который они запрашивают.

«На сегодняшний день ситуация с патриотическим воспитанием в школах довольно сложная. Связано это в первую очередь с тем, что у нас не хватает грамотных специалистов для организации этой работы. Как правило, туда они не идут из-за низких зарплат и большой загруженности, потому что в школах специалистов, которые занимаются патриотикой, нагружают ещё и дополнительной работой. Отношение такое, что у этих людей много свободного времени, и им накидывают дополнительную абсолютно ненужную нагрузку. Привлекать ветеранов СВО нужно обязательно, но с определенной долей осторожности. Многие участники СВО страдают от посттравматического синдрома.  К сожалению, у многих к тому же нет опыта работы с детьми и педагогического образования. Поэтому действовать надо очень аккуратно», - отметил член Общественной палаты РБ, председатель совета регионального отделения общественной организации «Поисковое движение России» Владимир Волков.

«Вы сами все знаете»

«Складывается впечатление, что учителя сами не понимают, что такое патриотизм. И как ему нас надо учить. Моя семья переехала сюда из Белгорода (подальше от прилетов украинских ракет), но проблема просто и понятно рассказывать детям о том, что происходит, есть и там, и тут. Часто они говорят: вы и сами все видите, слышите, знаете. А мы не знаем, мы дети, у нас другие интресы: мультики, игры, секции, творчество. Не до взрослых проблем в общем. Если так нужно посвящать нас во взрослые темы, почему, не делать это более организованно? Чтобы не приходилось додумывать и самим искать правду в интернете», - рассуждает восьмиклассница Алена М.

«У нас нет ОБЖ, про патриотизм рассказывают по понедельникам на уроках "Разговоры о важном". Но там столько "вы должны" и "только это правда", что слова просто теряют смысл, они потеряли ценность. Я не верю в слова без доказательств», - признается 12-летний Амир С

«К сожалению, школьники сегодня мало проявляют собственную инициативу в изучении истории, не знают нынешних героев СВО. Возможно, мало социальной рекламы в этой части. Дети должны в библиотеки ходить, изучать историю, сейчас даже комиксы с героями СВО естт, их делал Камиль Бузыкаев совместно со студией "Муха", они есть в библиотеках, но мало кто об этом знает. Для патриотического воспитания нужно ходить в музеи, например, в Музей Боевой славы. Было бы здорово, если бы их сделали бесплатными для школьников», - говорит член Общественной палаты РБ, председатель «Российского Союза ветеранов Афганистана и специальных военных операций» в РБ Дмитрий Глушко.

Для галочки

«Тема патриотизма в нашей школе начала раскручиваться только в последние пару лет. Причем нами это не воспринималось как что-то полезное, нужное, больше как внешняя рутина, нужная учителям для галочки. Возможно потому, что учителя больше уделяли внимание внешнему - опозданиям, картинке, а не тому, как ко всему относимся мы. Уроки тоже были номинальные, их вел физрук, а он и сам не оратор, и от нас мало что требовал: не контролировал, не спрашивал, не требовал.  Полевые сборы прошли в школе. Запомнился выезд на стрельбы. Это кажется, было единственным интересным моментом - подержать в руках настоящее оружие, потренироваться в меткости... Поэтому мне кажется, куда эффективнее прививать патриотизм через литературу, наших великих авторов, историю. Или давать детям больше практики, погружения. Пять минут попеть гимн - это не воспитание патриотизма», - считает уфимец Вадим, окончивший школу в этом году.

«Дети сами неохотно берутся за проекты на тему патриотизма,  а нас сковывают требования методик. Может и рады побольше рассказать о подвигах и героях, но есть ФГОС. Сверху спускают готовые материалы, видео, фото. Обязаны работать по ним, - устало говорит учитель уфимской школы Гузель В. - За этой "обязанностью" – не только планы по конкретной дисциплине, но и куча дополнительной работы: обход семей школьников с проверками условий проживания, ежедневная постановка на питание, изменения в расписании, подвоз школьных автобусов, а еще проблемы с дисциплиной и прочая рутина. На высокие миссии по воспитанию патриотов времени не остается».

Пока восполнять пробелы в преподавании актуальной истории помогают лишь инициативы общественников. Например, тех, кто сам побывал "за ленточкой" и может рассказать о своем опыте. Но такие встречи редки.

«Низкая, возможно, вовлеченность ветеранов СВО объяснима. Во-первых, основная часть бойцов сейчас находится в зоне боевых действий. Во-вторых, во многом участники СВО - это не публичные люди, и им непривычно выступать на публике. Учитывая это, мы в начале следующего года планируем запустить проект "Школа российской политики 2.0", в которой реализуем проект федеральной школы «Время героев», но уже на региональном уровне. Обучение будет бесплатным , ветераны получат в том числе навыки публичной деятельности», - прокомментировал депутат Госсобрания-Курултая Башкирии Рустем Ахмадинуров.

Не обойтись без семьи

Патриотизму нужно учиться с детства, с семьи. Ведь это не только любовь к стране, это любовь и гордость за все то родное, что окружает нас с первых дней. Школа только подкрепляет уже устоявшееся отношение.

«Нужны новые методики, комплексные решения, а главное – идеология. Волну патриотизма сегодня поддерживают разные добровольческие организации "Движение первых", "Хранители истории", а также юнармейцы и кадетские классы. Но их мало. Государство должно ставить перед собой цель не просто рассказывать детям о своей работе, внешних агрессорах и спецоперации, мужестве и подвигах, а научить   школьников думать и рассуждать о том, что такое родина, память и мудрость предков, их наследие и наше достояние. Комплексная работа должна идти и с родителями, например, на родительских собраниях, чтобы совместно воспитывать наших детей в новых условиях», - говорит Василий Рыбаков, руководитель конвойной команды «Сильные Духом 102 СВОих не бросаем» Русской Общины Башкирии, куратор гуманитарного батальона и доброволец команды «Работаем, брат».

Ранее чиновники Минобра Башкирии заявляли, что родители современных школьников ( в возрасте 30-35 лет) - упущенное поколение, которое «думает неправильно» и поэтому не всегда усилия школы по патриотическому воспитанию поддерживаются дома. О том, что и в школах работают представители того же поколения, власти, видимо, не подумали.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах