Примерное время чтения: 7 минут
321

«Учите бачок чинить, а не роботам!» Готовы ли школы Башкирии к новым трудам

Ирина Якунина / АиФ

С 1 сентября 2024 года в школах Башкирии появятся два новых обязательных предмета. Громкий анонс касается хорошо известных ОБЖ и труда. Первый из них теперь будет называться «Основы безопасности и защиты Родины», а второй – «Труд (технология)». Какие изменения планируются в учебной программе и почему учителя настороженно встретили обновления, выяснял UFA.AIF.RU. 

Внутри обертки

Как сообщили в Госсобрании РБ, программа дисциплин будет скорректирована. В рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» дети будут изучать два новых модуля – «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства» и «Военная подготовка. Основы военных знаний». Основное содержание курса не изменится: детям по-прежнему будут давать знания по основам безопасности в быту, в общественных местах, в информационном пространстве, первой помощи пострадавшим и т.п.

По предмету «Труд (технология)» пять обязательных модулей: «Производство и технологии», «Технологии обработки и пищевых продуктов», «Компьютерная графика. Черчение», «Робототехника», «3-D моделирование, прототипирование, макетирование». Еще три модуля – по выбору: «Автоматизированные системы», «Животноводство», «Растениеводство», их будут предлагать в сельских школах.

При этом уроки, как объявила замминистра просвещения РФ Татьяна Васильева,  не планируется строго разделять для мальчиков и девочек, это должны решать школы и родители в индивидуальном порядке. Если мальчик захочет изучать особенности пищевых технологий и обработки продуктов, у него такая возможность будет.

Законодатели, в том числе депутаты Башкирии, уверены, что новшества дадут практические навыки и подготовят детей к жизни, а также помогут определиться с будущей профессией.

Как преподавать?

«Оба предмета требуют основательного учебно-методического, материально-технического дооснащения и кадровой работы. Что тревожит: до нового учебного года осталось 8 месяцев, а методических указаний, обновленных программ и учебников от федерального ведомства пока нет», - говорит Айбулат Хажин, председатель Комитета по науке, образованию, культуре, молодежной политике и спорту Госсобрания республики.

Айбулат Хажин, возглавлявший Минобразования Башкирии с 2018 года до осени 2023-го, хорошо знает, что для грамотного введения изменений в программу нового учебного года они должны быть готовы уже к концу марта. Например, учительское сообщество республики до последнего надеялось, что труды будут просто переименованы. И новое содержание модулей, для многих стало сюрпризом. Поскольку оно никак не стыкуется с представлением о трудовом воспитании и бытовой самостоятельности подрастающего поколения, 

На тематическом круглом столе в Госсобрании РБ учителя заявляли, что БПЛА и робототехника – это несерьезно, а детей надо учить варить борщи и сколачивать скворечники. И сетовали, что классические мастерские для уроков труда со станками и швейными машинками в большинстве школ утеряны (в основном они были производства 1970-х годов). И даже после капремонта не все школы обновляют именно эту базу.

А уже 1 февраля в федеральном Минпросвещения обнародовали новое содержание и модули, которые мало соотносятся с готовкой и табуретками – черчение, прототипирование, компьютерная графика...

Благие намерения и цели воспитывать из сегодняшних школьников адаптированных к жизни людей понятны. Но кто будет давать им эти новые знания?

По данным Минобразования РБ, в республике на 1960 школ всего 1024 учителя трудов и 319 – ОБЖ. Более чем в 300 малокомплектных школах республики эти предметы будут вести педагоги, которые и так совмещают по 4-5 предметов.

При острой нехватке кадров отмечается и резкое старение педсостава, который может «не вывезти» современных требований и знаний, нужных детям.

Современные стенды и информационные материалы есть только у 175 школ, которые получили их в 2019-2020 годы в рамках проекта «Современная школа». И появятся лишь у 20 в 2024 году – по программе оснащения школ для изучения беспилотных авиасистем.

Пока Минобразования Башкирии только готовится к мониторингу школ на наличие имеющейся базы для внедрения новшеств.

А что сейчас?

Сейчас уроки труда в начальной школе практически не изменились. Там дети работают с природными материалами, пластилином, делают аппликации, учатся вышивать. То есть работа практически полностью направлена на развитие моторики рук и дает разгрузку и отдых после занятий математикой и языками.

В среднем звене, как рассказывают родители, уроки труда сегодня больше похожи на предмет «Окружающий мир». Дети пишут конспекты о свойствах материалов, а для «выключения головы» моют школу, окна, парты, работают граблями и лопатами на пришкольном участке, чистят снег или прибираются в библиотеке.

По сообщениям директоров школ, родители всецело поддерживают новую модель трудового воспитания. Когда не нужно спрашивать разрешение родителей и привлекать детей к полезному труду. Мол, наконец, школу от снега чистят не отцы в свои единственные выходные, а их сыновья-подростки.

«Мой сын учится в 5 классе. Перед началом учебного года выдали список, что купить – там были классические пластилин и цветная бумага, а по итогу  всю первую четверть они убирали листья на территории школы. При этом многим четверки влепили за четверть –мол, плохо убирали. Вторую и третью четверть они ходят на урок с тетрадками, пишут какие-то лекции про свойства материалов и как растить свеклу. Мастерские есть, но они закрыты. Говорят, учителей нет. Но разве это проблема детей? Такие обязательные уроки нам не нужны, не трудовое воспитание, а профанация», – жалуется Юлия из Чишминского района.

«Почему не адаптируют устаревшую советскую систему под современные нужды? И зачем им робототехника и 3D? А животноводство с черчением? Кому интересно, сами научатся, Ютуб и курсы в помощь. Да и не потянут нормальный 3D и графику школьные компьютеры, как и учителя в большинстве своём, ибо молодые специалисты почти не идут в школы работать из-за условий. Почему не сделать общие уроки и для парней, и для девочек, где будут учить оплачивать комуслуги, высчитывать налоги и налоговые вычеты, чинить кран и бачок, готовить, залатывать одежду – в общем, давать реально необходимые всем знания. А то в итоге вообще неподготовленные к жизни выходят в плане домашнего труда», – предлагает родительница из Уфы Арина К.

«На труде нужно много работать руками и немного головой, чтобы не нарушать технику безопасности. Уроки труда нужны, чтобы мальчики и девочки умели и не боялись вести домашние дела, а не вот это вот всё. Чушь, чушь и ещё раз чушь!» – возмущается новой программой Андрей Д. из Стерлитамака.

«На трудах нужно обучать пацанов физическим работам, как обращаться с инструментом, молотком, напильником, работать на разных станках, изготавливать некоторые предметы, а девчонок – шить и готовить. Эти базовые для жизнедеятельности человека познания и должны быть основой уроков труда. А все свои проекты по 3D-моделированию оставьте детям на хобби», – поддерживает Владимир Быков.

«Да зачем это все? Лучше научите пацанов работать с деревом, с электрикой, под капотом копаться, а девчонок – вязать, готовить и ухаживать за детьми, ведь этому никто не учит»,  - высказывается Роман.

Комментарий

Ректор Института развития образования РБ Альфис Гаязов:

«О трудовом воспитании говорим с 1995 года. Однако для преподавания предмета в школе, к сожалению, нет системы: устарела и уничтожена материально-техническая база, нет опытных трудовиков, специальных кабинетов и методических указаний. Хорошо, что удалось на законодательном уровне вернуть понятие "трудолюбие" и понимание базовых результатов. Раньше мы требовали лишь обобщенные умения. Однако нужно учить их не только обслуживающему труду, но и вернуть условия для обучения труду, приближенному к производственному. Для выполнения задач по ранней профориентации нужно возвращать учебно-производственные комбинаты (УПК), а также в обязательном порядке проводить тесты на предрасположенность».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах