Примерное время чтения: 6 минут
900

Крали коней, катались на корыте. Рождество и Новый год в Уфимской губернии

До Октябрьской революции Новый год выпадал на Святки – 12-дневный период от Рождества до Крещения. Это был второстепенный праздник, но приходился он на период, когда не было поста и продолжалось большое веселье. О рождественских и новогодних традициях Уфимской губернии – в материале UFA.AIF.RU.

Ёлки полюбили, а потом отменили

Рождество в старой Уфе, как и по всей Европе, отмечалось ежегодно 25 декабря (с 1919 года – 7 января). Подготовка велась заранее. Повсюду шумели ярмарки, открывались ёлочные базары. Крупные лавки украшали керосиновыми лампами, электрическими фонарями. В канун праздника выходили специальные номера периодических изданий, в которых печатали рождественские стихи, рассказы. В Башкирии первый такой номер вышел в «Уфимских губернских ведомостях» 25 декабря 1904 года. Позже они появились в «Уфимской жизни» и «Уфимском крае».

Традиция украшать дома и площади лесными красавицами в Башкирии появилась в конце XIX-начале XX века - более чем на полвека позже, чем в европейской части России. Сначала хвойные деревья полюбили ставить в городах, а затем и в деревнях.

В начале XX века ёлки, как символ праздника, запрещались дважды: во время Первой мировой войны, так как противником русской армии были немцы. И в 1918 году, после революции, так как Новый год стал считаться буржуазным пережитком. Вновь ёлка вернулась лишь в 1936 году.

Маскарад, карусель и ночные угоны

Празднику Рождества предшествовал многодневный пост. Верующие исповедовались, а в Сочельник приходили в церковь на Великую вечерню и литургию Василия Великого. На улицах начинались народные гулянья. Уже ночью 25 декабря катались на тройках. В дворянских домах устраивали балы и маскарады, танцевальные вечера. А в деревнях излюбленной потехой становилась «кража» у соседей лошадей и саней. «Угонщики» катались всю ночь с веселыми песнями и смехом. Популярной забавой были горки. Съезжали на корытах, досках, лыках, полозьях от саней. А еще на самодельных ледянках, которые делали, замораживая воду и солому в тазу.

Любили уфимцы и катки. Самым популярным местом для катания был сад Видинеева – еще и потому, что по четвергам и праздникам здесь играл военный духовой оркестр. На Базарной площади (ныне Верхнеторговая – прим. ред.) организовывали цирковые представления. Там же была карусель и общедоступный народный театр.

Застолье до драк

Еда в главные зимние праздники была обильной. После долгого поста на стол подавали калорийную пищу – мясные пироги, кушанья из свинины и говядины. На десерт – пряники, конфеты, мёд, засахаренные фрукты. А из крепких напитков – медовуху, «кислушку», вино, реже – водку. В Рождество существовала традиция готовить 12 блюд – по числу апостолов. Также считалось, что богатый стол будет способствовать хозяйственному процветанию в новом году.

Нередко шумные застолья заканчивались драками. Один из таких случаев отразил в своем дневнике писатель, земский начальник Богоявленского округа Уфимской губернии в 1910-1911 годах Сергей Минцлов.

«Вчера перед выходом из дома видел грандиозную драку, вызвавшую на улицу все население. Снег, когда я проходил, весь был закапан кровью, а дравшаяся орда с воем и гвалтом, частью без шапок, мчалась за удиравшими противниками, с дубинами и обломками цепей в руках. Если бы я был художником, символически изобразил бы российский праздник в виде разбитой и изодранной пьяной рожи!» - писал Минцлов.

Волком в дом

Испокон веков считалось, что в Святки начинался разгул нечистой силы. Поэтому в этот период были так популярны гадания. Девушки начинали ворожить уже в канун Рождества, стараясь успеть до первого крика петуха. Гадали на будущего супруга, семейную жизнь. Приёмов было много. Один из самых популярных – кидание валенок: «В какую сторону укажет нос валенка – в такой стороне и быть замужем». Еще ловили курицу или овцу. Если пойманная курица сильно кудахчет, то свекровь будет ворчливой, если наоборот, то спокойной. А если овцу, то по цвету шерсти определяли, какой будет суженый: светлый, темный или рыжий.

Самой яркой народной традицией в Святки было колядование. Повсеместно по домам с раннего утра начинали ходить ряженые и забавлять хозяев плясками и песнями. Одевались, главным образом, в наряды лесных зверей – медведя, лисы и волка (дабы отпугнуть нечистую силу!). «Вчера весь день по селу ходили табуны ряженых. Ряженье здесь нехитрое: кто завернется в ситцевое одеяло из пестрых лоскутков, кто напялит поверх платка какую-нибудь шляпу с цветами. Парни переоденутся девками, лица все позавяжут, чем Бог послал – вот и готово дело!», – пишет в своем дневнике Сергей Минцлов.

Колядование – славянский языческий обряд. Одновременно в христианской традиции оно получило новое осмысление. Во многих колядках прославлялся Спаситель, а потому церковь закрывала глаза на языческие корни народной традиции. В народе, конечно, сохранилось поверье, что ряженые приносили в дом благополучие, здоровье, приплод скота. Так, крестьяне, чтобы узнать, какой урожай ожидать в новом году, рассыпали по дому зёрна. А чтобы хорошо водилась птица, заставляли своих детей лазить под стол и «цыкать», изображая цыплят. Неотъемлемой частью праздника являлся обрядовый фольклор. В домах исполняли величальные песни, в которых использовали самые яркие и художественные средства, разнообразные эпитеты. Так, самый бедный мужик становился «князем», «красным солнышком», а его изба превращалась в знатный терем или дворец.

Детский подарок – валенки да кусок материи

Регулярными в Уфимской губернии были детские ёлки, которые устраивались на средства «жертвователей». Так, в 1904 году заботами попечительницы местных детских приютов Соколовской С. состоялась благотворительная ёлка в дворянском доме. Для уфимских ребят пригласили специальный бальный оркестр городского пожарного общества, а также коллектив музыкантов-дружинников. Такую же ёлку организовали на Миньярском заводе для 500 школьников и детей солдат Русско-японской войны (1905).

На торжествах пели праздничный тропарь и кондак, декламировали стихи, разыгрывали сценки. Малышам дарили игрушки, конфеты, валенки, книги, кусок материи на платье, пеналы с письменными приборами, шарфы, платки и т.д. Не менее торжественно проводились ёлки в церковно-приходских школах. Под руководством наставников ученики исполняли гимн «Боже, царя храни!», народные и религиозные песни, после водили хоровод и веселились вокруг ёлки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах