Детский шоу-театр «РостОК», базирующийся в Уфимской детской филармонии, в 2020 году поедет в Объединенные арабские эмираты на гастроли со своим спектаклем «Все собаки попадают в рай», который взял несколько наград на всероссийских театральных фестивалях. Режиссер театра Алексей Вассерман рассказал «АиФ-Башкортостан», в чем секрет спектакля, почему зрители перестали ходить в театры и часто ли вырастают из маленьких артистов большие мастера.
Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Алексей Леонидович, как начинался ваш театр?
Алексей Вассерман: «РостОК» появился как эко-театр в Детском эколого-биологическом центре в Демском районе Уфы, куда я пришел работать после университета. Там мы ставили спектакли о том, как нужно бережно относиться к природе и заботиться о животных. Потом, после моего перехода в Уфимскую детскую филармонию, он стал «шоу-театром», сохранив свою любовь к братьям меньшим. Один из предыдущих спектаклей - «Жучка из каменного леса» - занял первое место в Москве на Театральной ассамблее-2019 и третье – в Тамбове на фестивале «Театр, где играют дети», обеспечив нам место в тройке лучших детских театров России.
В августе 2019 года с другим спектаклем «До Берлина» получили диплом Республиканского конкурса «ЙЭЙFОР». Сейчас занимаемся восстановлением спектакля «Птицы улиц», который еще в Деме был номинирован на «Золотую маску» за современный взгляд на театральное действо среди детских театров. Туда мы планируем добавить больше хореографии. Также в работе находится мюзикл «Питер Пэн».
- В чем секрет спектакля «Все собаки попадают в рай»?
- Это совсем неуфимская история, более масштабная и глубокая. Все 45 минут зритель сидит в напряжении, слушает каждый монолог, а в конце весь зал плачет. Большая драма, рассказанная детскими голосами, не может не трогать.
В ноябре прошлого года на фестивале-лаборатории «Театральные каникулы» в городе Чайковский получили дипломом за выбор острой социальной темы, а актер Елисей Шарифьянов награждён отдельным дипломом за лучшую роль. В 2020 году поедем в ОАЭ на «Дни русской матрёшки», где тоже надеемся на достойную оценку.
- Кто оплачивает ваши выступления на фестивалях?
- Мы ездим сами. В филармонии наш театральный коллектив третий, есть еще «Непоседы», «Волшебная Рампа», а всего 54 детских коллектива. Тут физически удовлетворить все запросы на тот бюджет, который выделяется филармонии, невозможно. Выручают желание детей и поддержка их родителей.
Детских театров очень много в Уфе, но о них никто не знает. И хотя они ставят хорошие спектакли, ходят на них родственники и редкие зрители. Мы хотим быть востребованными так же, как и театры Москвы. Потенциал для этого есть.
- На что в первую очередь нужны деньги?
- Технически многие театры не дотягивают до того, чтобы отвечать потребностям современного зрителя. Например, у нас острая нехватка микрофонов. Мощности висячих не хватает на всю сцену, а головной – один, и тот устаревший. Но и его не будешь же во время действа перевешивать от актера к актеру. С ручными выходить - тоже не выход, это не концерт. Один головной микрофон стоит в среднем около 100 тысяч рублей - дорого, слишком дорого для нашей культуры. Поэтому дети работают своими голосами, пытаясь говорить так, чтобы слышал весь наш большой зал.
Я уже не говорю про костюмы, мы привыкли их делать сами, но база нужна, декорации. Мы спектакли собираем практически по бабушкиным сундукам. Даже советскую школьную форму невозможно найти безвозмездно, аренда стоит по 1000 рублей за сутки.
Мечтаем о такой костюмерной, в которую зайдешь - и у тебя все есть. Можно поставить любой спектакль – и про животных, и «Маленького принца».
- Как сделать так, чтобы люди стали чаще ходить в театры?
- Да, сейчас редко встретишь толпу перед входом в зрительный зал, редкие постановки идут с аншлагом. Боюсь, что искусство начинает умирать. Чтобы вернуть зрителей, надо, в первую очередь, отобрать у молодежи планшеты и телефоны. Нынешний социум полностью погружен в электронные гаджеты, но там они черпают не эмоции, а прячут свою скуку.
Те же, кто пришел к нам с родителями или случайно забрел за компанию с друзьями, становятся настоящими фанатами. Все потому, что мы не работаем по современной системе, основанной на интриге, красивых лицах и эпатаже. Станиславский учил не врать со сцены, и мы работаем над каждой фразой. Большое внимание уделяем мизансценам - в мелочах формируется тот основной характер спектакля, который потом будет захватывать зрителя.
Сегодня большинство детских спектаклей, особенно в новогодние каникулы, - это мыльный пузырь по мотивам популярных мультиков. Здорово, красиво, костюмы за миллион, а толк? На сцене играют ростовые куклы под фонограмму. Получается, не важно, какой ты актер, двигайся по сцене в соответствии с музыкой, твоего лица даже не увидят. Это же не искусство! И зритель выходит разочарованный. Современные постановки - это не способ воспитать ребенка через историю, а способ опустошить карманы родителей, которые готовы на все, чтобы ребенок был доволен. Нам же важны живые эмоции как на сцене, когда наш артист во время монолога пускает настоящую слезу, так и в зале.
Что же касается привлечения людей, то их надо больше информировать о будущих спектаклях, с экранов телевизоров транслировать не рекламу сладостей и газировки, а культурную афишу.
- Помогает ли акция «Театральная ночь» в привлечении людей?
- Нас обычно приглашают выступать в библиотеках. Но не везде есть технические возможности для включения музыкального сопровождения. В этом году в филармонии подряд шли три спектакля, сцена горела шесть часов подряд, но народу было не так много, как хотелось.
- Может нужно не к себе зазывать, а к людям выходить?
- На улицах с детьми выступать осенью - очень негативно потом сказывается на их здоровье, а для того, чтобы попасть в школу или детский сад, чтобы просто рассказать о нас и пригласить в гости, надо завести санкнижку, сдать кучу анализов, записаться на прием, подготовить программу презентации, защитить ее перед директором. Получается слишком дорого и неэффективно. Но это искусственно созданная изоляция между скучающими детьми и местом, где им будет весело, должна уже, наконец, прорваться.
Дети приходят в театр, чтобы получить эмоции, которые не могут получить в живом общении и в интернете. Здесь они получают настоящую экзотику - всю гамму чувств от слез до смеха.
Ребята открывают для себя театр так, будто заново изобретают велосипед. Они приходят в театр, чтобы получить эмоции, которые не могут получить в живом общении и в интернете. Здесь они получают настоящую экзотику - всю гамму чувств от слез до смеха. Надо лень перебороть только, и потом за уши не вытянешь.
- Куда после «выпуска» идет артист детского театра?
- Несколько человек из первого состава уже выпустились. И были дети, с которыми мы за руку ходили поступать. К сожалению, в нашей республике артистичный ребенок с большими задатками имеет не так много шансов получить профессиональное образование и строить свою карьеру. Или ты актер национального театра, или дирижер хора. Я, например, получил специальность «режиссура и постановка развлекательных программ, продюсер радио и телевидения», которой тоже в Уфе уже нет.
Есть вариант в Стерлитамаке - театральный колледж при городском драмтеатре, где можно получить специальность «режиссура и постановка», включающая в себя все основные знания по актерскому мастерству, сценографии, гриму и т.д. Или, если нужен именно вуз, можно начать с кафедры музыкального образования и хореографического искусства в БГПУ имени Акмуллы, потому что в нашей профессии без музыкальной грамоты тоже никуда.