В начале мая во всероссийский кинопрокат выходит фильм об уфимском дворнике Юрии Ветлугине, который в одночасье стал популярным благодаря одной модной фотосъемке. В картине по сюжету трогательной истории снялись такие популярные артисты как Антон Кузнецов, Денис Власенко, Гоша Куценко, Татьяна Догилева и другие. О том, как проходили съемки, чем ответило на санкции российское кино и каковы шансы у башкирских авторов, журналисту UFA.AIF.RU рассказал режиссер Виталий Дудка.
История тронула всю страну
Юлия Байджанова, UFA.AIF.RU: Виталий, как Вы нашли эту историю «Юры дворника», почему она вас вдохновила?
Виталий Дудка: Я сам родом из Уфы и был свидетелем этой истории, пока она развивалась. Много моих знакомых, так или иначе, были причастны к судьбе реального Ветлугина. И я был приятно удивлен, когда, перебравшись в Москву, выяснил, что многие знают о нем – история разлетелась по стране. И я подумал, что это классная идея для доброго фильма, который станет еще одним доказательством, что мир еще не обречен. Это вдохновляющий рассказ, который доходчиво и прямо через киносюжет может научить людей тому, что все возможно, что сообща решаются любые проблемы и что люди любят помогать друг другу. Вторая главная мысль «Юры дворника» в том, что быть собой – самое большое счастье. Как бы ни менялся мир, как бы мы ни подстраивались под тренды и моду, если остаешься верным себе, не пытаешься меняться под давлением окружающих, то ты будешь самым счастливым человеком. Ну и третья мысль – сегодня даже одна публикация в Интернете может кардинально изменить вашу жизнь. Мы все должны об этом помнить и пользоваться этим по возможности.
– Изначально планировался другой актерский состав. Почему решили поменять артистов, и как работалось со «старой гвардией»? Насколько подход таких артистов, как Гоша Куценко и Татьяна Догилева, отличается от поведения новых «звезд», например, Иды Галич?
– Съемки, у нас длились полтора месяца – с начала октября до середины ноября 2022 года. Подготовка началась в августе, как только узнали, что проект стал победителем питчинга Министерства культуры и получил одобрение на производство как игровой полнометражный дебютный фильм.
Вообще, Антон после сериала «ЮЗЗЗ», который вышел на платформе «Премьер», стал очень популярным, его включали в дримкасты многие проекты. И нам очень повезло, что он, прочитав сценарий, заинтересовался ролью. И хотя внешне Антон очень далек от прототипа – у него нет волос и другая внешность, подошел актер идеально. Во многом помог ежедневный трехчасовый грим, мы специально разработали под него два вида парика, сделали две пары зубов, потому что у него свои зубы слишком красивые для дворника. А еще Антону пришлось в процессе подготовки похудеть на 8 кг.
Денис Власенко - очень талантливый молодой актер, один из немногих, кто очень много снимается в этой категории романтических персонажей. Он сразу показался подходящим кандидатом и лично мне, как режиссеру, оказался ближе по духу и настроению.
Остальной каст тоже оказался классным и приятным в работе. Что же касается возраста и опыта, то думаю, что «капризы» на съемочной площадке зависят от человека. Иногда даже молодые актеры требуют слишком много внимания к себе, своей подготовке и райдеру, а очень опытные и знаменитые порой оказываются совершенно непритязательными. В общем, моя практика показала, что это зависит от внутренних качеств человека, а не опыта в киноиндустрии.
Помогли «Форест Гамп» и «Человек дождя»
– Вы сами родом из Уфы. Какие кадры из города в фильме оказались неслучайными?
– Все места в картине не случайны, как в Уфе, так и в Москве. Локации, так или иначе, связаны с моей историей, они откликаются или как-то очень важны и ценны для меня. Например, въезд в город по дороге из аэропорта и надпись «Уфа», уверен, отзывается в сердцах многих. Также улица Ленина как центр города тоже будет фигурировать.
В Уфе были сняты панорамные планы и несколько сцен фильма, например, сцены в баре и такси. Также съемки велись в Балашихе – это кадры из квартиры Ромы и Юры. Основные кадры сделаны в Москве.
– До «Юры дворника» вы дебютировали с мини-сериалом «Кто там?», который представляет собой сборник новелл, снятых в стиле триллера. Что найдут в нем любители сериалов?
– Это экспериментальный проект. Я вдохновился сериалом «Черное зеркало» и аудиосериалом «Тревожный звонок». И рад, что удалось найти продюсеров, которые поверили в него и позволили воплотить в жизнь. Потому что сама по себе идея альманаха, которая была придумана мной и соавтором, нетипична для современного кино.
Есть три причины, почему сериал достоин внимания зрителей. Первая – это то, как мы через разные истории показываем, что у страха глаза велики. Ведь у каждого свои страхи и в подсознании возникают совершенно различные устрашающие образы, когда мы реагируем на неожиданные вещи, даже если это стук в дверь. Дергаемся, удивляемся, смеемся и т.д.
Третья причина – актеры. В каждой новелле у нас была какая-то суперзвезда.
– Насколько разного подхода от режиссеров требуют разные киножанры? Какую внутреннюю подготовку нужно провести, чтобы полностью раствориться в жанре триллера и на что сделать акценты, когда снимаешь комедию?
– Это зависит от самого режиссера и его вкусов. Конечно, работа над триллером кардинально отличается от той, когда работаешь над комедией, потому что совершенно разные акценты нужно расставлять, в том числе в художественном плане и в игре актеров.
Но я сам люблю разножанровое кино, поэтому мне интересно пробовать себя в разных жанрах и формах. Эта разница вдохновляет и требует активизации разных качеств, как личных, так и профессиональных. Когда мы снимали «Кто там?» я чувствовал соответствующий характер у себя, был более собранным, внимательным к деталям. Во время работы над «Юрой дворником» общий настрой был более веселым, легким и добрым.
В современной работе режиссера хорошо помогают референсы - другие фильмы того же жанра, которые задают ориентир. В процессе подготовки смотришь и анализируешь их, пропитываешься их характером, а потом миксуешь в голове, чтобы получить свое оригинальное произведение.
Например, в фильме про Юрия Ветлугина «Форест Гамп» и «Человек дождя» стали референсом для образа героя, фильм «1+1» – примером дружбы, взаимоотношений двух главных героев, «Джокер» помог прописать историю изгоя. Также внимательный зритель обязательно увидит отсылки к таким фильмам как «Не смотрите наверх» и «Фотоувеличение».
О сценариях, санкциях и русском кино
– Что важнее для Вас – картинка или классно прописанный сценарий?
– Я больше ценю сценарий, потому что картинка - это всего лишь форма, которая может быть разной. Как говорит Хичкок: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Если бы его не было, я бы даже за проект не брался.
Более того, если сценарий не нравится, кажется слабым, лучше вообще не начинать снимать. Иначе потом будут плохие последствия. Лучше решить все проблемы на этапе сценария.
– С уходом зарубежных прокатчиков в кинотеатрах стало заметно больше российского кино. Причем очень неплохого. Изменения дали возможность проявить себя русским кинематографистам или просто мы стали заметнее, когда с афиш ушли американские блокбастеры?
– Во-первых, совершенствование русского кино – процесс постепенный, и сейчас мы как раз на этапе, когда количество переходит в качество. Во-вторых, из-за отсутствия альтернатив фокус зрителя сместился, мы заметили российские фильмы, которые раньше просто тонули из-за засилья американских продуктов.
В этом плане показателен пример Китая – там население очень любит именно местное кино и с удовольствием голосует юанем за свой кинематограф.
– Какие тренды задают тон в российском кино сейчас? Везде ли оправданы постельные сцены или без этого зрителей уже не затащить в зрительный зал?
– Сейчас есть тренд на детское и юношеское кино, фильмы для семейного просмотра. Для этого экранизируются сказки, истории, основанные на русском народном творчестве, чтобы это откликнулось у как можно более широкой аудитории. Например «Последний богатырь», «Чук и Гек», «Чебурашка», идут съемки «Волшебника изумрудного города».
Второй тренд – это комедии, которые сейчас нужны всем из-за тяжелого эмоционального фона. Да и выяснилось, что россияне – не большие любители ужастикови триллеров и предпочитают им более позитивные картины.
Что же касается постельных сцен, я думаю они оправданы, когда хорошо прописаны в сценарии. Для кино не важно наличие или отсутствие этих сцен как элемента. Но если история слабая и фильм создан вокруг этой сцены, чтобы затащить людей в кино, то я думаю, лучше такое кино не снимать.
О местных хитах и новых проектах
– В России есть два региона – Башкирия и Якутия, которые очень стремятся развивать региональное кино. Как думаете, удастся ли региональному кинематографу полноправно войти в российский прокат? Что для этого не хватает?
– Я видел якутское кино, и оно, действительно, заметно. О нем говорят. Про башкирское кино, к сожалению, в Москве не слышал. И если республика хочет развивать это направление, возможно, идея объединить усилия и продвигать эту тему через Госдуму, поможет.
В Башкирии есть достойные имена, которые уже двигают региональное кино наверх, масштабируют. Пример тому – режиссер «Из Уфы с любовью» Айнур Аскаров, который регулярно выпускает местные хиты. Но таких бы еще человек десять. Тогда в кинотеатрах появится больше уфимских фильмов, а люди смогут говорить о местном кинематографе как о полноценном течении, а не как о разовых проектах. Появится конкуренция, и индустрия будет развиваться.
Возможно, сильная государственная поддержка поможет создать те условия, чтобы появились новые деятели киноиндустрии, молодые имена.
– Над чем хотите поработать в будущем? Есть уже проект в работе?
– Сейчас в «Дудка Филмс» несколько проектов в работе. Среди них один полноценный сериал компании «1-2-3 production». Также есть пара сериалов для онлайн-платформ. Пытаемся развернуть идеи и найти бюджет для двух «полных метров». Пока не понятно, что из этого будет первым реализовываться. У меня лично есть желание попробовать себя еще в каком-то новом жанре, но не с таким радикальным переходом, как в прошлый раз. Допустим, это может быть микс комедии и фантастики. Идея есть, но детальнее говорить пока рано.
Знаю точно только то, что лето будет рабочим.
– Скоро многие выпускники школ будут определяться с вузом. Какие «киношные» профессии востребованы сейчас?
– Если человек хочет работать в кино, то сейчас подходящее для этого время. Хотя втереться в касту актеров трудно – легко затеряться среди обилия талантливых коллег. В кино хороших специалистов всегда мало, и они реально на вес золота. Особенно востребованы сценаристы, операторы, художники-постановщики, режиссеры. Кадровый голод обострился, потому что многие специалисты уехали, и сейчас вдвойне важно найти новых «звезд» индустрии.