Примерное время чтения: 13 минут
1185

«У актера были слишком красивые зубы». Режиссер о съемках «Юры дворника»

В начале мая во всероссийский кинопрокат выходит фильм об уфимском дворнике Юрии Ветлугине, который в одночасье стал популярным благодаря одной модной фотосъемке. В картине по сюжету трогательной истории снялись такие популярные артисты как Антон Кузнецов, Денис Власенко, Гоша Куценко, Татьяна Догилева и другие. О том, как проходили съемки, чем ответило на санкции российское кино и каковы шансы у башкирских авторов, журналисту UFA.AIF.RU рассказал режиссер Виталий Дудка.

История тронула всю страну

Юлия Байджанова, UFA.AIF.RU: Виталий, как Вы нашли эту историю «Юры дворника», почему она вас вдохновила? 

Виталий Дудка: Я сам родом из Уфы и был свидетелем этой истории, пока она развивалась. Много моих знакомых, так или иначе, были причастны к судьбе реального Ветлугина. И я был приятно удивлен, когда, перебравшись в Москву, выяснил, что многие знают о нем – история разлетелась по стране. И я подумал, что это классная идея для доброго фильма, который станет еще одним доказательством, что мир еще не обречен. Это вдохновляющий рассказ, который доходчиво и прямо через киносюжет может научить людей тому, что все возможно, что сообща решаются любые проблемы и что люди любят помогать друг другу. Вторая главная мысль «Юры дворника» в том, что быть собой – самое большое счастье. Как бы ни менялся мир, как бы мы ни подстраивались под тренды и моду, если остаешься верным себе, не пытаешься меняться под давлением окружающих, то ты будешь самым счастливым человеком. Ну и третья мысль – сегодня даже одна публикация в Интернете может кардинально изменить вашу жизнь. Мы все должны об этом помнить и пользоваться этим по возможности.

– Изначально планировался другой актерский состав. Почему решили поменять артистов, и как работалось со «старой гвардией»? Насколько подход таких артистов, как Гоша Куценко и Татьяна Догилева, отличается от поведения новых «звезд», например, Иды Галич?

– Съемки, у нас длились полтора месяца – с начала октября до середины ноября 2022 года. Подготовка началась в августе, как только узнали, что проект стал победителем питчинга Министерства культуры и получил одобрение на производство как игровой полнометражный дебютный фильм.

Изначально у нас, действительно, был другой дримкаст. На роль Юры у нас был заявлен Кирилл Кяро, фотографа Ромы – Марк Эйдельштейн. Но Кирилл – более драматический актер, нежели комедийный, поэтому мы решили посмотреть других. Когда Антон Кузнецов пришел на пробы, вся съемочная группа смеялась. Больше никто на пробах не смог так развеселить команду, как Антон. А для нас это было важно, так как мы взялись снимать именно комедию.

Вообще, Антон после сериала «ЮЗЗЗ», который вышел на платформе «Премьер», стал очень популярным, его включали в дримкасты многие проекты. И нам очень повезло, что он, прочитав сценарий, заинтересовался ролью. И хотя внешне Антон очень далек от прототипа – у него нет волос и другая внешность, подошел актер идеально. Во многом помог ежедневный трехчасовый грим, мы специально разработали под него два вида парика, сделали две пары зубов, потому что у него свои зубы слишком красивые для дворника. А еще Антону пришлось в процессе подготовки похудеть на 8 кг.

Денис Власенко - очень талантливый молодой актер, один из немногих, кто очень много снимается в этой категории романтических персонажей. Он сразу показался подходящим кандидатом и лично мне, как режиссеру, оказался ближе по духу и настроению.

Остальной каст тоже оказался классным и приятным в работе. Что же касается возраста и опыта, то думаю, что «капризы» на съемочной площадке зависят от человека. Иногда даже молодые актеры требуют слишком много внимания к себе, своей подготовке и райдеру, а очень опытные и знаменитые порой оказываются совершенно непритязательными. В общем, моя практика показала, что это зависит от внутренних качеств человека, а не опыта в киноиндустрии.

Юра дворник
Актеры на съемочной площадке. Фото: Из личного архива Виталия Дудки

Помогли «Форест Гамп» и «Человек дождя»

– Вы сами родом из Уфы. Какие кадры из города в фильме оказались неслучайными?

– Все места в картине не случайны, как в Уфе, так и в Москве. Локации, так или иначе, связаны с моей историей, они откликаются или как-то очень важны и ценны для меня. Например, въезд в город по дороге из аэропорта и надпись «Уфа», уверен, отзывается в сердцах многих. Также улица Ленина как центр города тоже будет фигурировать.

В Уфе были сняты панорамные планы и несколько сцен фильма, например, сцены в баре и такси. Также съемки велись в Балашихе – это кадры из квартиры Ромы и Юры. Основные кадры сделаны в Москве.

Юра дворник
Фото: Из личного архива Виталия Дудки

– До «Юры дворника» вы дебютировали с мини-сериалом «Кто там?», который представляет собой сборник новелл, снятых в стиле триллера. Что найдут в нем любители сериалов?

– Это экспериментальный проект. Я вдохновился сериалом «Черное зеркало» и аудиосериалом «Тревожный звонок». И рад, что удалось найти продюсеров, которые поверили в него и позволили воплотить в жизнь. Потому что сама по себе идея альманаха, которая была придумана мной и соавтором, нетипична для современного кино.

Есть три причины, почему сериал достоин внимания зрителей. Первая – это то, как мы через разные истории показываем, что у страха глаза велики. Ведь у каждого свои страхи и в подсознании возникают совершенно различные устрашающие образы, когда мы реагируем на неожиданные вещи, даже если это стук в дверь. Дергаемся, удивляемся, смеемся и т.д.

Вторая причина – концепция. Например, мы не показываем в этих новеллах антагониста – того, кто стоит за дверью. И зритель сам домысливает в меру своей истории и своих страхов. Такая форма позволяет усилить момент, чтобы зритель погрузился в свои чувства и как бы оказался внутри кино. Для этого каждая новелла снималась целиком одним дублем. Это достаточно сложно само по себе и наложило определенный отпечаток на подготовительный этап и на саму съемку. Было много репетиций.

Третья причина – актеры. В каждой новелле у нас была какая-то суперзвезда.

– Насколько разного подхода от режиссеров требуют разные киножанры? Какую внутреннюю подготовку нужно провести, чтобы полностью раствориться в жанре триллера и на что сделать акценты, когда снимаешь комедию?

– Это зависит от самого режиссера и его вкусов. Конечно, работа над триллером кардинально отличается от той, когда работаешь над комедией, потому что совершенно разные акценты нужно расставлять, в том числе в художественном плане и в игре актеров.

Но я сам люблю разножанровое кино, поэтому мне интересно пробовать себя в разных жанрах и формах. Эта разница вдохновляет и требует активизации разных качеств, как личных, так и профессиональных. Когда мы снимали «Кто там?» я чувствовал соответствующий характер у себя, был более собранным, внимательным к деталям. Во время работы над «Юрой дворником» общий настрой был более веселым, легким и добрым.

В современной работе режиссера хорошо помогают референсы - другие фильмы того же жанра, которые задают ориентир. В процессе подготовки смотришь и анализируешь их, пропитываешься их характером, а потом миксуешь в голове, чтобы получить свое оригинальное произведение.

Например, в фильме про Юрия Ветлугина «Форест Гамп» и «Человек дождя» стали референсом для образа героя, фильм «1+1» – примером дружбы, взаимоотношений двух главных героев, «Джокер» помог прописать историю изгоя. Также внимательный зритель обязательно увидит отсылки к таким фильмам как «Не смотрите наверх» и «Фотоувеличение».

Юра дворник
Фото: Из личного архива Виталия Дудки

О сценариях, санкциях и русском кино

– Что важнее для Вас – картинка или классно прописанный сценарий?

– Я больше ценю сценарий, потому что картинка - это всего лишь форма, которая может быть разной. Как говорит Хичкок: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий». Если бы его не было, я бы даже за проект не брался.

Более того, если сценарий не нравится, кажется слабым, лучше вообще не начинать снимать. Иначе потом будут плохие последствия. Лучше решить все проблемы на этапе сценария.

– С уходом зарубежных прокатчиков в кинотеатрах стало заметно больше российского кино. Причем очень неплохого. Изменения дали возможность проявить себя русским кинематографистам или просто мы стали заметнее, когда с афиш ушли американские блокбастеры?

– Во-первых, совершенствование русского кино – процесс постепенный, и сейчас мы как раз на этапе, когда количество переходит в качество. Во-вторых, из-за отсутствия альтернатив фокус зрителя сместился, мы заметили российские фильмы, которые раньше просто тонули из-за засилья американских продуктов.

В этом плане показателен пример Китая – там население очень любит именно местное кино и с удовольствием голосует юанем за свой кинематограф.

– Какие тренды задают тон в российском кино сейчас? Везде ли оправданы постельные сцены или без этого зрителей уже не затащить в зрительный зал?

– Сейчас есть тренд на детское и юношеское кино, фильмы для семейного просмотра. Для этого экранизируются сказки, истории, основанные на русском народном творчестве, чтобы это откликнулось у как можно более широкой аудитории. Например «Последний богатырь», «Чук и Гек», «Чебурашка», идут съемки «Волшебника изумрудного города».

Второй тренд – это комедии, которые сейчас нужны всем из-за тяжелого эмоционального фона. Да и выяснилось, что россияне – не большие любители ужастикови триллеров и предпочитают им более позитивные картины.

Что же касается постельных сцен, я думаю они оправданы, когда хорошо прописаны в сценарии. Для кино не важно наличие или отсутствие этих сцен как элемента. Но если история слабая и фильм создан вокруг этой сцены, чтобы затащить людей в кино, то я думаю, лучше такое кино не снимать.

Юра дворник
Фото: Из личного архива Виталия Дудки

О местных хитах и новых проектах

– В России есть два региона – Башкирия и Якутия, которые очень стремятся развивать региональное кино. Как думаете, удастся ли региональному кинематографу полноправно войти в российский прокат? Что для этого не хватает?

– Я видел якутское кино, и оно, действительно, заметно. О нем говорят. Про башкирское кино, к сожалению, в Москве не слышал. И если республика хочет развивать это направление, возможно, идея объединить усилия и продвигать эту тему через Госдуму, поможет.

В Башкирии есть достойные имена, которые уже двигают региональное кино наверх, масштабируют. Пример тому – режиссер «Из Уфы с любовью» Айнур Аскаров, который регулярно выпускает местные хиты. Но таких бы еще человек десять. Тогда в кинотеатрах появится больше уфимских фильмов, а люди смогут говорить о местном кинематографе как о полноценном течении, а не как о разовых проектах. Появится конкуренция, и индустрия будет развиваться.

Возможно, сильная государственная поддержка поможет создать те условия, чтобы появились новые деятели киноиндустрии, молодые имена.

– Над чем хотите поработать в будущем? Есть уже проект в работе?

– Сейчас в «Дудка Филмс» несколько проектов в работе. Среди них один полноценный сериал компании «1-2-3 production». Также есть пара сериалов для онлайн-платформ. Пытаемся развернуть идеи и найти бюджет для двух «полных метров». Пока не понятно, что из этого будет первым реализовываться. У меня лично есть желание попробовать себя еще в каком-то новом жанре, но не с таким радикальным переходом, как в прошлый раз. Допустим, это может быть микс комедии и фантастики. Идея есть, но детальнее говорить пока рано.

Знаю точно только то, что лето будет рабочим.

– Скоро многие выпускники школ будут определяться с вузом. Какие «киношные» профессии востребованы сейчас?

– Если человек хочет работать в кино, то сейчас подходящее для этого время. Хотя втереться в касту актеров трудно – легко затеряться среди обилия талантливых коллег. В кино хороших специалистов всегда мало, и они реально на вес золота. Особенно востребованы сценаристы, операторы, художники-постановщики, режиссеры. Кадровый голод обострился, потому что многие специалисты уехали, и сейчас вдвойне важно найти новых «звезд» индустрии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах