18 октября в Уфе на территории общественного пространства «Арт-квадрат» в 16.00 завершился перфоманс известного скрипача и дирижера Рустэма Сулейманова. В течение недели музыкант, запертый в стеклянном здании в форме куба, каждый день не менее 12 часов играл на скрипке. Важное условие – он отказался от еды. К окончанию акции похудел на 11 кг.
Страдания физические ради искусства
Перфоманс 42-летнего артиста под названием «Тирмэ» («Юрта») стартовал 11 октября, в День республики. Цель - привлечь внимание общества к необходимости сохранить яркое, уникальное и неповторимое национальное инструментальное искусство башкирского народа, сберечь и передать его потомкам.
Музыкант объявил, что выступать будет не менее 12 часов в день в течение недели и при этом голодать. От воды не отказался. Спал на белом матрасе без постельного белья в углу куба. Внутри также находились красный стул (на четвертый день барный заменили на более удобный классический), домотканый коврик с башкирским орнаментом, картина, пюпитр с нотами и скрипка. По словам автора акции, туалета в кубе тоже нет.
«Страдания физические ради искусства - это прекрасно, прекрасно так же, как и само искусство», – заявил он в первый день.
На страницах дирижера в Facebook и «Вконтакте» периодически включались прямые эфиры с его музыкального марафона.
Сам Сулейманов также публиковал отчеты о ходе перфоманса и отвечал на комментарии. Так, он написал, что к нему приходили полицейские.
«Приходили доблестные полицейские - задавали вопросы. Пришлось объяснять им, что такое искусство и где в этом искусстве находится перфоманс. В графе «профессия» в анкете полицейский записал «дережор». А ещё прикалывают тётки старые, которые стучат в окна и кричат: «Играй играй! Че ты стоишь настраиваешь скрипку, играй!» - поделился Рустэм Сулейманов.
Музыкант чередовал игру и отдых, сон. Выступал в пижаме или домашней одежде, при этом кланялся слушателям, завершая композицию. Его ежедневно навещали врачи. Сам он заверял своих подписчиков в соцсетях, что чувствует себя нормально.
Башкирские народные песни исполнял на память и по нотам. Сулейманов признался, что через несколько дней игры он стал глубже понимать народные мотивы и даже нашел признаки, свойственные мелодиям конкретных районов Башкирии.
Возле куба толпы людей не собирались, но зрители были почти всегда. В один из дней несколько девочек, вероятно, ученицы танцевальной школы, прямо в верхней одежде исполнили под звучавшую на тот момент мелодию башкирский танец «Семь девушек». В другой раз в кадр попала еще одна танцующая юная зрительница.
Сигнал чиновникам
В целом идея привлечь внимание к национальной музыке нашла отклик у большинства уфимской интеллигенции, обсуждающей перфоманс в социальных сетях. На протяжении всего марафона Сулейманова поддерживают деятели искусства – художники, музыканты, режиссеры. Ежедневно приходят к окну куба, слушают музыку в прямом эфире и оставляют комментарии поддержки на его страницах.
Так, ему пишут, что благодаря этой акции кто-то засел за книги о башкирских песнях – изучать наследие, кто-то «открывает для себя заново» скрипку.
«Океан башкирских мелодий! Но как поймут этот перфоманс чиновники? Что музыкантов можно не кормить, не поить, всё равно будут играть? С утверждением «не дышать» много сложностей. У духовых и вокалистов на дыхании всё держится», - поделился мнением кинорежиссер Рияз Исхаков.
Другой активист увидел в голодном марафоне явную политическую подоплеку.
«Культура в Башкортостане вытесняется культурой шоу-бизнеса, которая в отличие от культуры народа является товаром. Чиновники от культуры выделяют гранты шоу-бизнесу, звания и должности получают также бизнесмены от культуры. Бесценная народная культура (народные песни, пляски, методы воспитания и т.д.) выброшена на задворки. Министерство по освоению средств, выделенных на культуру, не слышит таких профессионалов, как Рустам», - написал общественный активист Сагит Исмагилов.
Отметим, что Рустэм Сулейманов находится в числе так называемых «опальных» артистов. Из-за конфликтов с министерством культуры РБ в 2014 году дирижер потерял должность руководителя Национального симфонического оркестра. Тогда он указывал на неправильное распределение грантов и отсутствие поддержки музыкантов в районах. О нем, его акциях и его оркестре теперь редко пишут официальные СМИ.
Некоторые нашли символы не только в действиях, но и антураже куба, в котором находится музыкант. Так, один из пользователей Facebook Владимир Мелитицкий отмечает, что отказ от пищи - это не протест, а компонент действа, когда есть только музыка и больше ничего. Эту идею поддерживает минимализм «Юрты»: белые стены, портрет женщины и красная винтовая лестница, зовущая зрителя к новым вершинам духа. Красный стул - как плаха или факел.
«Пришли даже друзья, которых не видел 8-12 лет»
18 октября музыкант завершил акцию. За неделю он похудел на 11 кг. Свое состояние он описал как «самочувствие отличное, что-то замыкает, мозг работает иначе».
На вопрос, достиг ли поставленных целей, ответил утвердительно.
«Всегда сомневался, люблю ли я фольклор и башкирскую музыку, понял, что очень», - сказал он.
По его словам, цели прославиться не было: «Мне бесплатный хайп не сдался. Не ради него сделал».
Музыкант считает, что выдержать физические испытания ему помогла моральная поддержка. К кубу пришли даже те, кого он не видел 8-12 лет. Люди из разных городов писали записки со словами поддержки.
«Оказывается, у меня много друзей», - отметил артист.
Сейчас он будет постепенно выходить из состояния голодовки – сегодня начнет с морковного сока, завтра будет есть яблоки.
Весной, по его словам, устроит новый перфоманс.
Что известно о музыканте
Рустэм Сулейманов родился в 1977 году в Стерлитамаке в семье музыкантов. Обучался игре на скрипке в средне-специальной музыкальной школе-лицее Уфы для одаренных детей, затем в Уфимском институте искусств. Обучение продолжил в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова на кафедре оперно-симфонического дирижирования.
После выпуска работал в Санкт-Петербургской госфилармонии и Санкт-Петербургской консерватории. С 2009 по 2011 год - главный дирижёр в Башкирском театре оперы и балета, с 2011 по 2014 – Национального симфонического оркестра РБ. В последнее время известен как музыкальный критик и блогер. Возглавляет электронный струнный оркестр Frisson-Orchestra, с которым выступает на городских и частных мероприятиях.
Напомним, предыдущий перфоманс Рустэма Сулейманова, прошедший в фойе концертного зала «Башкортостан», был связан с идеей возрождения музыки после ее уничтожения. Тогда в ходе акции музыкант распилил скрипку и курай.