2060

Чтобы не взяли автоматы? Почему отменен спектакль о сожженной мусульманке

В драмтеатре башкирского города Стерлитамака отменили спектакль «Сказ о Кисякбике» о погибшей за веру мусульманке. По сюжету женщину насильно крестили и отправили в Екатеринбург, она несколько раз совершала побег и возвращалась к исламу, а в итоге ее сожгли на городской площади. Режиссер постановки утверждает, что на премьере в Уфе спектакль имел успех и его позитивно оценили депутаты и чиновники из правительства.  А скандал якобы разгорелся только после встречи труппы с историком, который попытался убедить артистов в неправильности выбора сюжета. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

 «Сначала стреляет история, потом люди»

Спектакль «Сказ о Кисякбике» был снят на средства, выделенные в рамках федерального проекта «Культура малой родины». Премьера состоялась 25 сентября в Уфе, в Национальном молодежном театре имени Мустая Карима. Сегодня, 8 октября, его должны были показать первый раз в Стерлитамаке, где готовилась постановка. Замдиректора по общим вопросам Башдрамтеатра Радик Гиззатов объяснил отмену ковид-ограничениями. По его словам, зал может быть заполнен лишь на 30%, а на премьере «хотелось бы аншлага». Однако в социальных сетях сразу же начали обсуждать иную версию.

Артисты труппы театра распространили видео встречи с уфимским историком Рамилем Рахимовым. Тот пытается убедить их, что такое творчество может негативно отразиться на общественных настроениях.

«Виноваты в этом не вы, но вы не можете понять, что сначала история стреляет, а потом автоматы люди в руки берут, – в сердцах кричит артистам Рамиль Рахимов на записи. – И виноваты в этом не те люди, которые берут автомат, а артисты, ученые, которые сидят в кабинетах и пишут всякую чепуху! А молодые потом это читают, и возникают всякие ситуации!».

Артисты реагируют на слова ученого очень эмоционально.

«Для чего тогда мы существуем, башкирский театр?» – кричит с места женщина с покрытой головой, сравнивая Кисякбике с Жанной д’Арк.

Ответное предложение от историка делать «нормальные пьесы» об этнографии, культуре народа сидящих в зале явно не устраивает.

«Салават Юлаев (участник бунта Емельяна Пугачева, башкирский национальный герой – прим.ред.) говорил, что будет башкирский народ свободный, два века – свободный что ли? – встав и подняв вверх руку, кричит другой сотрудник театра, мужчина лет 50 с акцентом.

«Обиженные и политизированные?»

Рамиль Рахимов сообщил UFA.AIF.RU, что поехал на встречу по просьбе министерства культуры республики, чтобы поговорить «об истории в целом» и с сожалением добавил, что «разговор не получился», потому что артисты оказались «очень обиженными и политизированными, во всем видели цензуру».

«Я сказал им, что не знаю, запрещен ли спектакль, по моим данным, сценарист признал свою ошибку и планирует изменить сюжет, – поясняет он. – Они в ответ начали спрашивать, что надо исправлять, я ответил, что это вопрос к автору, а не ко мне, ведь если я буду говорить, то это и есть цензура. Общение вышло странным. Встреча на самом деле была рабочей, но потом они выложили видео в соцсети, и началось».

По словам Рахимова, в основе сюжета лежит реальная история начала XVIII века о женщине, которая «насильно или нет» была крещена, потом сбежала в Башкирию, ее вернули и сожгли на костре. Документ по данному факту есть, но в нем, подчеркивает историк, мало подробностей, необходимо дополнительное изучение.

Есть тысячи примеров дружбы между православными и мусульманами, а одним фактом мы перечеркиваем все!
АиФ

«Этот факт совершенно не секретный, он указывался в советских учебниках, потому что шла борьба с религией, – отмечает специалист. – Потом в 1990-е, когда шла борьба за суверенитет, об этом тоже писали в учебниках. Но дело в том, что поданный талантливо, в театральной постановке, он играет уже по-другому. И в данном случае мы фальсифицируем историю, потому что это единичный факт. Массового сожжения людей не было. И мы знаем тысячу и один факт хороших отношений между мусульманами и православными, дружбы народов, совместного участия в войне. Да, восстания были, но они происходили по социальным причинам, а не из-за вражды между народами. И одним фактом мы перечеркиваем все!»

Для чего снимать такие спектакли

С позицией Рахимова не согласен режиссер постановки Борис Манджиев. По его мнению, зритель после такого спектакля выйдет «с позитивом и чувством, что он приналежит к великому народу, что он не манкурт».

«Об этой истории надо говорить, чтобы такого больше не повторилось, – уверен он. – Это спектакль о свободе выбора, на которую имеет право каждый человек. Об этом говорит и Конституция Россиии, и руководство республики, очень прогрессивное. Очень много принес вреда он (историк Рамиль Рахимов – прим.ред.), а не кто-либо. А спектакль – он позитивный, светлый, о любви к своему народу. Его смотрело огромное количество депутатов Курултая (Госсобрание-Курултай, региональный парламент Башкирии – прим.ред.), люди из правительства. Они смотрели и благодарили, даже говорили, что режиссеру надо дать звание. И я не верю, что их мнение изменилось – они очень адекватные и креативные».

«Спектакль всегда несет в себе надежду и свет, какие бы темы ни поднимал. Негатив вызывают как раз запреты, что и случилось. Премьера прошла с успехом, все отзывались великолепно», – вторит ему художественный руководитель Башдрамтеатра Стерлитамака Айдар Зарипов.

В министерстве культуре в ответ на запрос редакции заявили, что все решения по постановке принимает руководство организации.

«Репертуарные планы формируются театром. Театром было принято решение о показе спектакля «Биғылый» (баш. – Беглый) на открытии сезона. Также сообщаем, что в рамках своей деятельности театрально-концертные организации могут проводить встречи и лекции с театроведами, музыковедами, историками», – сообщили в министерстве.

Комментарий

Марат Марданов, директор Центра гуманитарных исследований, кандидат политических наук:

«Мы все хотим сенсаций, хотим славы, хайпа, по-современному. И порой даже не разбираемся в деталях в беге за ними. Так происходит и в истории со спектаклем «Сказ о Кисякбике». Мы взрослые, ответственные люди (сценаристы, актеры, писатели, журналисты, ученые), в первую очередь, должны остановиться и задать себе простые, но крайне важные сегодня в нашем непростом мире вопросы: способствует ли он укреплению мира и добра между народами нашей страны, нашего Отечества, не приведет ли создание подобных произведений к усилению культурного дистанцирования между гражданами различных национальностей, разных вероисповеданий? А ведь эти вопросы, как показывает новейшая история России и постсоветского пространства, являются крайне актуальными для миллионов людей, испытывающих сегодня страдания и лишения в зонах локальных конфликтов.

Да, кровавые эксцессы в ходе восстания 1735-1740 гг. и многих других имели место, причем с обеих сторон, в ходе войны гибли мирные люди, представители всех народов страны. Тогда действовали исходя из норм и понятий своего жестокого времени. В монографиях профессиональных историков достаточно сообщений о жестокости как правительственных войск, так и восставших, тема была достаточно хорошо изучена, сформировалась солидная историография. Но эти факты не транслировались в кино и театре, что позволило пройти сложный период после распада Советского Союза без серьезных потрясений. Полагаю, что этот сложный период и дальше должен изучаться историками, но едва ли стоит на основе произвольно выбранных эпизодов актуализировать травмы прошлого через искусство».

UFA.AIF.RU следит за развитием событий.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах