Примерное время чтения: 8 минут
679

Наследие Зираха. Чиновник оставил музею около 700 снимков старинной Уфы

Аполлоний Зирах не был ни уроженцем Уфы, ни профессиональным фотографом. Но он стал первым фотолетописцем в истории губернской столицы, который целенаправленно запечатлел её на снимках, сумев передать не только красоту, но и дух старинного города.

Снимал саму жизнь

Аполлоний Зирах родился в 1855 г. в селе Бузулук Самарской губернии, но с 1896 г. жил в Уфе, устроился страховым агентом в Уфимской губернской земской управе на улице Большой Ильинской (ныне – ул. Цюрупы, 12). Что послужило причиной переезда, неизвестно. Но, так или иначе, Уфе крупно повезло: почти четверть века прожил здесь Аполлоний Александрович, здесь принялся за дело, которое впоследствии обеспечило ему заслуженную славу и добрую память.

Весной 1908-го года Зирах выходит на улицы города с трёхпалым штативом и камерой иностранного производства. С этого момента начался отсчёт уникальной фотографической летописи дореволюционной Уфы, насчитывающей сотни снимков. На них не только старая архитектура: в отличие от коллег и предшественников, Зирах снимал праздники, крестные ходы, пожары, природные явления и многое другое - то, что сегодня называется жанровой фотографией.

Уфа, Апполоний Зирах
Фото: Public Domain

Мастер эксклюзива

Обычный чиновник превратился в культового фотохудожника, сумевшего передать на снимках не только черты, но и дух давно ушедшего времени. Ему было мало фиксировать для истории уголки города, его цель была куда масштабнее: он создавал энциклопедию из фрагментов уфимской жизни.

Зирах оставил прекрасные виды Видинеевского (ныне - Аксакова), Ушаковского (Ленина)и Случевского (Салавата Юлаева) садов, Верхне-Торговой площади с первоначальными торговыми рядами, домов на улицах Губернаторской (Советская), Садовой (Матросова), Фроловской (Тукаева), Большой Ильинской (Заки Валиди), Центральной(Ленина), где запечатлены снесённые в 50-е годы ХХ века дома на усадьбе купца Нестерова. Любимейшими локациями для съёмки во все времена года для Зираха были Оренбургская переправа, река Белая, Архиерейка. Очень любил он снимать Троицкую церковь (снесённую в 50-е годы ХХ века).

Уфа, Апполоний Зирах
Фото: Public Domain

Только на фотографиях Зираха можно увидеть, как выглядели в начале века Аксаковский народный дом (ныне - театр оперы и балета), Мариинская женская гимназия (гимназия №3) и многое другое. Единственная сохранившаяся в архивах фотография празднования 1-го мая в Уфе в 1918 году тоже сделана Зирахом. Для создания этого уникального снимка ему пришлось подняться на балкон Аксаковского народного дома.

В то же время некоторые интересные объекты почему-то не попали в поле зрения фотографа – например, Успенская и Рождественская церкви, третья соборная мечеть (на Лесопильной улице), вторая пожарная часть (ныне – К. Маркса, 39). Возможно, эти фото просто не попали в альбомы или затерялись ещё раньше.

Уфа, Апполоний Зирах
Фото: Public Domain

«Даже прежняя Уфа выглядит красивым городом»

Ещё в далёком октябре 1924 г. газета «Башкортостан» сообщала: «Человек по имени Зирах, умирая, оставил завещание, по которому он передал в дар Башкирскому центральному музею много фотографий. Зирах работал в уфимском земстве, затем служил в Совнархозе. Он был настоящим мастером фотографии. Всю жизнь он посвятил собиранию и деланию этой уникальной коллекции. Башсовнархоз, Госплан, Наркомпрос выделили 200 рублей на изготовление альбомов с фотографиями… Но пока они не аннотированы».

Тем более странно, что ещё полвека назад имя Аполлония Зираха находилось словно под запретом. Так, в ноябре 1964 года авторитетнейший краевед Николай Барсов писал: «Кто был Зирах? Профессионал-фотограф, купец, чиновник? Этого мы не знаем, да и не столь уж это важно. Существенно другое: он оставил нам в наследство массу фотоснимков – три огромных альбома. На них умело запечатлена дореволюционная жизнь города. Зирах, несомненно, любил Уфу… Его снимки сделаны так искусно, что на них даже прежняя Уфа выглядит красивым городом».

Но даже в вышедшей в 1976 году 600-страничной «Истории Уфы», нашлось место лишь для трёх (!) снимков фотографа. И вряд ли потому, что фототворчество Зираха, по мнению тогдашних идеологов, «слишком патриархально и плохо отражает революционную направленность тогдашней истории нашей страны». Вовсе нет: в коллекции Зираха есть десятки фотографий, на которых запечатлены события 1917-1918 гг.

«Останавливают внимание до сих пор не известные и нигде не опубликованные снимки моментов Февральской и Октябрьской революций в Уфе, празднования 1 мая в 1917 г., похороны в парке «Свободы» (бывшем Ушаковском) замученных белыми жертв революции; есть также снимки с первого памятника на братской могиле расстрелянных колчаковцами при бегстве из Уфы в мае девятнадцатого года – на староуфимском шихане (в районе нынешней ул. Некрасова. - Авт.). Памятник этот в настоящее время уже не существует», - писал краевед Пётр Ищериков.

Уфа, Апполоний Зирах
Фото: Public Domain

Неизвестное великолепие

Всё изменилось в конце 80-х: в Уфе прошли выставки фотографий Зираха, были опубликованы сведения из его формулярного списка (личного дела), всегда хранившегося, кстати, в открытом доступе в Центральном историческом архиве. Возможно, снимки не печатались лишь потому, что не было качественных репродукций из альбомов, хранящихся в Национальном музее. О существовании же авторских отпечатков и, тем более, оригинальных негативов Зираха никто тогда просто не догадывался.

Но почему всё же великолепное фотонаследие Зираха фактически малоизвестно? Самой полной коллекции его работ нет, пожалуй, даже в Национальном музее, ведь некоторое количество отпечатков является собственностью коллекционеров.

«В завещании, оставленном жене, Аполлон Александрович поручил отдать коллекцию своих снимков в музей. На пятигромадных альбомах рукою М.А. Зирах были шёлком вышиты узоры и названия отделов коллекции. Над каждым снимком (художником Мубаракзяном Амировым. – Авт.) сделаны надписи на башкирском и русском языках. Однако в музее нет заботы о сохранности этих ценных альбомов. Сейчас они имеют жалкий вид: выдраны отдельные листы, разорваны корешки. Самое печальное в том, что, по словам директора музея тов. Садыкова, один или два полуторапудовых альбома когда-то и кем-то украдены…», – пишет Ищериков.

Уфа, Апполоний Зирах
Фото: Public Domain

Человек будущего

Что подвигало Зираха и в жару, и в мороз выходить на улицу с треногой? Даже если он и начинал фотографировать в 1908-м с целью фиксации застрахованного объекта, очень быстро главной в его фотопоходах стала просто жизнь Уфы во всех её проявлениях. Уличные сценки, люди у реки и на ярмарке, погодные диковины, городские пейзажи, новые красивые дома – много чем он интересовался. Денег за его труд никто не платил, все материалы он приобретал за свой счёт, а современники наверняка считали его просто городским сумасшедшим.

Что стимулировало простого чиновника на это подвижничество? Возможно, таким его сделал новый ХХ век, породивший целую вереницу подобных культуртрегеров, если принять определение этого слова в том числе как «репетицию человека будущего». 

Умер Аполлоний Александрович Зирах 20 ноября 1919 г. в уфимской больнице, похоронен на Сергиевском кладбище Уфы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах