Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Примерное время чтения: 10 минут
169

«Первая позиция мешает ходить». Артист балета — о нюансах профессии

Обладатель «Золотой Маски»-2025 за лучшую мужскую роль (спектакль «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь») танцовщик Башоперы Сергей Бикбулатов рассказал, почему отказывался от партии Красса в балете «Спартак», зачем учился ходить заново и за что не любит азиатскую кухню.

Сергей Бикбулатов
Сергей Бикбулатов Фото: АиФ/ Юрий Татаренко

Досье
Сергей Бикбулатов. Родился в г. Бирске. В 2010 году с отличием окончил Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуреева. В годы обучения участвовал в гастрольном туре по Германии, был активно задействован в спектаклях колледжа и Башкирского государственного театра оперы и балета.По окончании учебы принят в балетную труппу театра. Ежегодно участвовал в Международном фестивале балетного искусства им. Р. Нуреева.Заслуженный артист Республики Башкортостан. Лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

«Спрос превышал предложение»

Юрий Татаренко, ufa.aif.ru: Сергей, спектакль-балет о Рахманинове — просто откровение позапрошлого театрального сезона. Вашу главную мужскую роль отметили высшей театральной наградой — «Золотой маской». Победа была ожидаемой?

— Это общая победа: дирекции театра, педагогов, всей труппы. Конечно, получить награду было приятно. Я посвятил её своим близким и родным. Ещё когда мы только приступили к репетициям «Рахманинова», было понятно, что это будет что-то классное! В этом спектакле всё сошлось: музыка, драматургия, хореография, режиссура. Поэтому да, «Маску» заслужили. 

— Вы в творчестве везунчик? Или вам приходилось подавать заявки и самостоятельно готовить роль?

— Мне повезло: у меня всегда, если можно так сказать, спрос превышал предложение. Я попал в период смены поколений в театре, когда одни артисты уходили, а другие приходили им на смену. Помню, я отказывался от роли Красса в балете «Спартак». Наш художественный руководитель Леонора Куватова предлагала мне станцевать и Спартака, потому что был только один исполнитель, а один состав иметь опасно — мало ли что, и будет некому танцевать. А отказывался я от главной роли, потому что я и сейчас субтильный, а тогда был совсем худощав. В моём же представлении Спартак — это всё-таки очень мужественная, сильная партия. Да, я её чувствовал, но при этом понимал, что есть несоответствие внешних и внутренних данных. Пытался набирать вес, но не набрал… Когда всё же исполнил эту роль и посмотрел видео, понял, что к форме как раз у меня наименьшая претензия — там к исполнению масса вопросов возникла. 

 Как в жизни может пригодиться умение стоять в первой позиции?

— Да никак. Скорее, может помешать. Недавно я пытался бегать. Мы, балетные артисты, разворачиваем ноги. И это мешает ходить ровно. Ведь стопа не предназначена, чтобы мы ходили выворотно. Надо следить за тем, чтобы ходить, как все нормальные люди. Поэтому ягодичную мышцу надо качать в другую сторону. Но когда я стал бегать, сразу сильно заболело колено, потому что у меня была неправильная техника бега. В общем, я понял, что бег — не моё. Хотя я очень люблю спорт. И раньше работал тренером в фитнес-клубе, вёл несколько направлений. Летом мы с семьёй поднимались на Иремель. И уже на подходе к вершине у меня напрочь отъехало колено. Дошёл кое-как. Еле-еле вернулся на базу, там 8 километров идти. И потом два дня просто не мог встать! Я даже подумал, что вообще не смогу ходить. Оба колена не работали. Слава богу, восстановился. И проанализировал, какие ошибки допустил при восхождении: был не в той обуви, без палок для скандинавской ходьбы… В следующий раз пойду в горы обязательно — с детьми.

— А менее «травматичное» хобби у вас есть?

— Люблю чтение — это моё единственное хобби, наверное. У меня крайне мало свободного времени. Я преподаю в УГИИ, учусь в институте физической культуры, служу в театре, ещё семье уделяю внимание. Но чтение полюбил ещё до хореографического училища. Начал с фэнтези. Это и сейчас мой любимый жанр. Кажется, всё в нем прочёл, и уже невероятно сложно найти что-то новое, интересное. Отлично помню, как мама читала мне перед сном эпопею Юрия Никитина «Трое из леса». Роберт Желязны мне не очень зашёл. То ли дело Джордж Мартин с его «Игрой престолов», которого я прочитал ещё до сериала! Ну, и очень понравилось «Колесо времени» Роберта Джордана, я его целый год читал. Скачал себе в электронную книгу 22 тысячи страниц… Пытался читать Прилепина — не зашло. Сейчас стал получать удовольствие от аудиокниг. Совсем недавно не мог уснуть и выбрал наугад в интернете прозу Виктора Дашкевича «Тайну мёртвого ректора». Озвучка Александром Клюквиным просто шикарна. У меня в гримерке на полке – «Тошнота» Сартра и «Сто лет одиночества» Маркеса. Также мне нравится научпоп-контент в Сети.

[center_news: 5683716 {title: Новость по теме}]

Станцевал бы в «Винни-Пухе»

— Ваши дети любят театр? Кем они хотят стать?

— Дети в основном смотрят детские спектакли, а на репетициях были буквально пару раз. Периодически говорят: папа, я хочу танцевать, мама, я хочу танцевать. Сын подходит к возрасту 10 лет — это время поступления в хореографическое училище. Но мы с женой (тоже танцовщица балетной труппы Башоперы. – Ред.) думаем, что детям лучше выбрать другую профессию. Чтобы танцевать, нужны большие способности. Но и тогда никто не даст гарантий, что карьера в театре сложится успешно. С другой стороны, и у меня сильно не очевидно было, что дадут главные партии. Но я как-то выгреб.

— Языком танца можно, как оказалось, даже рассказать сказку про Винни-Пуха. Вот в Новосибирске скоро мировая премьера. А вы бы пошли на балет «Винни-Пух»?

— Конечно, с удовольствием. Я бы на любой балет пошёл. Даже, наверное, поучаствовал бы в этом материале, почему нет?

— В репертуаре Башоперы есть детские спектакли?

— У нас замечательный «Том Сойер», я там был задействован, танцевал родителей, бандитов. Ринат Абушахманов поставил. Просто великолепно. И детей своих водил, одно удовольствие. История всем известна, и музыка от Павла Овсянникова отличная, и хореография классная. Считаю, что на данный момент это главный наш детский балет. И мой самый любимый. Ещё у нас был отличный балет про Буратино на музыку Наримана Сабитова — «Тайна золотого ключика». Хореография Шамиля Терегулова. Пару раз я в нём участвовал, в кордебалете. Сейчас он не идёт, к сожалению. Ещё в репертуаре «Аленький цветочек» на музыку Купцова. Ну, и «Щелкунчик», конечно!

— Видимо, у вас педагогические задатки хорошие. Поэтому вы преподаете в педуниверситете, а не в хореографическом училище?

— Я работаю в БГПУ имени М.Акмуллы, потому что не хочу преподавать в хореографическом. Иначе надо будет вообще забыть о себе, завязывать с театром. В нашем училище замечательные педагоги. И я не чувствую, что могу открыть в методике что-то революционное. Агриппина Яковлевна Ваганова всё уже придумала и структурировала достаточно хорошо, чтобы не пытались посягнуть на её труды. Очень важно вот ещё что. Педагог по классическому танцу — самый важный человек в творческом становлении, когда закладывается школа. И цена твоей ошибки может быть огромна. Я занимаюсь со студентами. Им классический танец и станок нужны, скажем так, для общего развития. Если вижу, что кто-то не тянет на артиста балета, не стану никого мучить. Мы проходим азы танца. И я сразу ставлю студентам сверхзадачу: к выпуску вы должны смочь выдать себя за профессионалов, если не будете двигаться – вы должны, сидя на стуле, задать урок таким образом, чтобы вас не разоблачили, что вы дилетант в классическом танце, надо уметь задать комбинацию, объяснить, в чём зерно роли.

— Татуировки у вас — в качестве талисмана?

— Нет, сделал просто так. Первая татуировка — это ядро атома, очень сильно топлю за науки и за рациональность. В училище было модно ходить с тату. Очень многие набили рисунки, прокололи уши. А я только к 30 годам подумал: хочу сделать татушку. Ну, и сделал в салоне. Потом над нижними рёбрами, слева, мастер набил два рисунка моих детей, только в уменьшенном виде.

На мемуары не претендую

— Есть у вас своя особенная семейная традиция отмечать Новый год?

— Нет, просто вместе дома отмечаем праздник. Последние два года я был в это время на гастролях с театром, в Китае. Но в этом году подарки детям положу под ёлку самолично. Однажды в Бирске к моему младшему брату (у нас с ним разница 12 лет) под видом Деда Мороза пришёл в гости мой первый учитель танцев. Вот это я очень хорошо помню (улыбается).

— В Китае любят балет? Какие впечатления оставила страна?

— Впервые был там с балетной труппой театра около десяти лет назад. И еда была «грустная», и грязновато на улицах. Когда поехали туда в прошлом году, вообще не узнал эту страну! Но еда всё равно своеобразная. Мы просто не едим такое: потроха какие-нибудь, лапки разные. Мне вот эта сильно суровая азиатская кухня не очень нравится. Я люблю нормальную еду — мясо, курицу.

Башкирский балет публика Поднебесной принимала очень хорошо. Вообще, Китай сегодня очень привлекателен для артистов. В том же Шанхае постоянно выступает несколько балетных трупп. В одной провинции к нам на спектакль пришёл мэр города, потом дал приём в нашу честь. Было приятно.

— Если бы вы писали книгу о своём жизненном пути, как бы вы её назвали?

— Засесть за мемуары мне в голову не приходило — нет  необходимости в такой книге, мой путь обычный. И нет права кому-то что-то своё навязывать. В конце концов, на книгу у меня событий всё равно не наберётся.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах