Сегодня в Башкирии ежегодный оборот легальных средств в сфере общественных перевозок составляет около 3 млрд рублей. По данным экспертов, от налогов скрыто несколько миллиардов рублей. И даже действующая уже больше года транспортная реформа ситуацию почти не изменила.
Наказания нет
Раньше власти республики высказывали предположение, что в сфере частных автоперевозок крутится 12 млрд рублей чёрного нала. С внедрением в автобусах платёжных терминалов удалось оценить примерные масштабы – 3 млрд руб. Но цифры всё ещё приблизительные, поскольку с 1 июля 2019 года действует мораторий на наказание: нарушения фиксируются, но водители, отказывающие в оплате картой, ничего не теряют. Пассажиру остаётся только пожаловаться в систему «Инцидент» и ждать час «икс». С 1 июля за такие факты перевозчиков будут привлекать к административной ответственности: 30 тысяч рублей за первое, а за повторное не только увеличение суммы, но и дисквалификация должностного лица и приостановление деятельности до трёх месяцев.
Госсобрание разработало дополнительные меры наказания. Как сообщил руководитель Центра организации пассажирских перевозок Рафис Ахметдинов, на данный момент в единой республиканской системе зарегистрированы 66 перевозчиков из 73-х. Оплатить проезд безналом можно во всех автобусах и в электротранспорте. Тестирование проходят 110-й и 107-й пригородные маршруты. К 1 июля, когда вступит в силу закон об обязательном применении контрольно-кассовых аппаратов, к системе должны подключиться оставшиеся семь перевозчиков.
«Растёт доля пассажиров, которые рассчитываются за проезд картами: сегодня это 61% (в том числе 24% – по карте «Алга»), – сказал Рафис Ахметдинов. – Наличкой платят 39%. Только безналичный расчёт позволяет сделать рынок прозрачным и обеспечивает безопасность дорожного движения. К 1 июля, когда мораторий будет снят, хотим реализовать законодательную инициативу по ужесточению наказания. Согласно поправкам в Закон РБ «Об организации транспортного обслуживания населения» Госкомитет по транспорту сможет обратиться с иском в суд об отзыве у перевозчика лицензии».
«Считаю, надо ввести единую систему оплаты проезда, как в крупных городах, – добавил депутат Ринат Зайнуллин. – Я проехал на маршрутке в час пик и просто шокирован увиденным! Пассажиры стоят к водителю в очередь, чтобы заплатить за проезд, причём во время движения. Одновременно с вождением он принимает деньги, считает и сдачу выдает. Какая тут безопасность движения! Надо полностью уходить от налички в общественном транспорте».
По мнению частников, уже перешедших на терминалы, проблема в том, что не пробивается чек за наличные. Но с 1 июля, когда все водители добросовестно начнут это делать, доля оплаты живыми деньгами вырастет до 90%. И к октябрю появится реальная картина оборота средств на рынке пассажирских перевозок.
С «Алгой» – в минус
С 1 июля прошлого года, с момента запуска единой республиканской системы проезда граждане купили 248 тысяч карт «Алга». Сегодня стоимость проезда самая низкая – 20 рублей. Но и здесь все не так безоблачно. В частности, горожане жалуются на частые сбои в системе и завышенный неснижаемый остаток на карте.
«21 февраля ехала в трамвае №5, затем сразу же пересела на № 16, но с моей карты дважды списали по 18 рублей. Хотя действует часовой тариф, и в течение часа оплата взимается с карты один раз. Звоню в службу на «горячую линию», мне отвечают, что произошёл сбой системы, деньги мне на карту никто возвращать не собирается. Это грабёж», – возмущается уфимка С. Герасимова.
Как разъяснил гендиректор Башкирского регистра социальных карт Олег Романов, 50-рублёвый остаток баланса снижен – он был необходим, поскольку во время оплаты информации о балансе не появлялось, а терминал запрашивал её в расчётном центре.
«Теперь мы снизили остаток до 99 копеек, но владелец может уйти и в минус, совершив при нулевом балансе не больше двух поездок на городском транспорте, – сказал Олег Романов. – Эти минус 40 рублей на одной карте уже привели к 1,5 млн руб. убытков. Кстати, за последние три месяца уже нет жалоб на то, что на билете нет информации об остатке на счёте. Видимо, потому, что 98% пользователей пополняют карту онлайн и пользуются мобильным приложением».
Кстати, для перевозчиков установка терминала бесплатна, но за обслуживание карты «Алга» нужно будет платить 4%. Как объяснил Романов, в эту плату входит и фискализация. Но анализ показал, что некоторые частники проводят по карте не более 4-10 поездок в день.
«Людей катастрофически не хватает»
Директор транспортной компании Фанис Батыров:
«Считаю, проблемы в оснащении терминалами нет. Нас волнует другое: в начале года с рынка ушли 12% частных перевозчиков, с 1 апреля ещё 24%. К 1 июля их останется 50% – когда вступят в силу требования закона по установке тахографов и другие, которые увеличат затраты частников. К примеру, чтобы соблюдать режим труда и отдыха, на каждый автобус нужно посадить не одного, а двух и даже трёх водителей, которые будут работать посменно. Но людей катастрофически не хватает: старые кадры ищут более комфортные условия, а молодёжь не хочет работать. Мы выполняем требования транспортной реформы: покупаем автобусы большей вместительности, а в это время в Уфе появился третий вид перевозчика–нелегала, не подпадающего ни под налоговое, ни под транспортное законодательство. Покупают 8-местные минивены, получают лицензию как на такси и возят пассажиров как общественный транспорт. Может, к ним применять такие же требования?»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть