Примерное время чтения: 8 минут
11487

«Оспорить не удастся». Штрафы за парковку на газонах вызвали много вопросов

При первом рассмотрении поправок в административный кодекс Башкирии депутаты регионального парламента отложили законопроект, пояснив это тем, что он требует доработки. Однако в ситуацию вмешался врио главы региона Радий Хабиров: он потребовал принять закон как можно скорее, чтобы за один сезон «привести в чувство» всех паркующихся на газонах. Уже через несколько дней депутаты, еще раз собравшись для обсуждения, решили, что ничего менять не требуется, и 9 апреля поправки были приняты. В тот же день Хабиров в своем Facebook заявил, что «больше свинства не будет», а «тащить грязь с газонов прекращаем прямо сейчас».

За что и на сколько будут штрафовать?

Согласно принятым поправкам в КоАП РБ, парковаться нельзя на газонах, цветниках. Также нельзя ставить машину на «озеленённых территориях». Под последним понимается покрытый растительностью участок, ограниченный бордюром или просто граничащий с тротуаром или проезжей частью. Запрещен также проезд по данным территориям, если только это не связано с аварийно-восстановительными работами. Аналогичные требования установлены для детских и спортивных площадок, причем неважно, есть или нет на них трава.

Нарушение влечет штраф:

  • для граждан – от одной до двух тысяч рублей,
  • для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей

При повторном нарушении:

  • для граждан – от трех до четырех тысяч рублей,
  • для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей,
  • для юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей

В законе прописано, что применять его можно, только если запрет парковки на газонах будет прописан в правилах благоустройства территорий поселений. На практике во многих муниципалитетах административные комиссии, которые имеют право налагать штрафы, начали работать сразу после принятия закона. Только за 10 апреля в Уфе было выявлено 576 нарушителей. По другим городам и районам данных пока нет.

Как оформляют протокол?

Алгоритм действий комиссий прописан в административных кодексах России и Башкирии, поэтому принятия дополнительных подзаконных актов не требуется. Как сообщили в Госкомюсте республике, оформлять протоколы могут также сотрудники администраций и муниципальных советов.

Если владелец автомобиля оставил на лобовом стекле свой номер телефона, то члены комиссии при осмотре территории звонят ему, просят подойти на место и составляют протокол. В случае если телефона нет, проверяющие фотографируют номер. Затем направляется запрос о личных данных владельца в Госавтоинспекцию, которая должна предоставить их в течение трех дней. После поступления данных оформляется протокол, а владельцу направляется уведомление о наложении штрафа заказным письмом. Таким образом, о том, что он не там поставил машину, автолюбитель может узнать только через неделю. Увозить машины на эвакуаторах не будут. Все ограничится штрафом.

Пожаловаться может каждый

Пожаловаться на невоспитанного автолюбителя также может любой гражданин. Для этого нужно написать обращение по форме, размещенной на сайте Госкомюста. В нем необходимо прописать, когда и где обнаружен неправильно припаркованный автомобиль, указать его государственный регистрационный знак и, по возможности,  - марку, модель, цвет кузова, а также сведения об использованном средстве съемки. Помимо этого, нужно указать свои фамилию, имя и отчество, а также почтовый адрес и адрес электронной почты, на который будет дан ответ. В конце нужно поставить личную подпись и дату.

К обращению гражданин должен прикрепить фотографию или видеозапись машины на газоне. Как пояснили в Госкомюсте, желательно, чтобы объект был размещен на фоне какого-то «статичного ориентира», например, дома.

Вопросы остались у каршеринга

Хотя депутаты решили, что никаких доработок в закон не требуется, многие моменты остались непонятными. Один из самых острых вопросов, которые поднимали и сами парламентарии при первом рассмотрении законопроекта, - это штраф за неправильную парковку автомобилей каршеринга. Компании, сдающие автомобили в аренду, возмущает, прежде всего, разница в сумме штрафов для физических и юридических лиц.

«Ущерб газону, как элементу благоустройства, не зависит от вида собственника транспортного средства, - представитель сервиса каршеринга MaturCAR Артур Аминев. - Правильным вариантом, предложенным нами в поправках после прохождения законопроектом первого чтения, было бы введение дифференциации размера штрафа в зависимости от категории самого транспортного средства. Но эти поправки были отклонены и закон приняли в первоначальной редакции».

Аминев подчеркивает, что большинство пользователей автомобилей каршеринга будут платить повышенный штраф в 50 тысяч рублей. Так будет потому, что после первого нарушения все остальные будут трактоваться как повторные, независимо от физлица, совершившего правонарушение. И платить за это теоретически должен именно гражданин: законом предусмотрено, что если он, взяв автомобиль в аренду, причинил какой-либо ущерб, обязан возместить убытки. Впрочем, в компании надеются, что административные комиссии пойдут навстречу гражданам.

Остается непонятным и то, как будут штрафовать в зимний период, когда газоны занесены снегом: практики применения в республике пока нет.

«Штрафы сразу – это слишком»

Общественник, автор проекта ufacity.me Вадим Беляков считает, что Курултай усложнил работу муниципалитетам, прописав понятие озелененной территории в новом законе. Дело в том, что согласно ФЗ-131 «О местном самоуправлении» все определения, связанные с благоустройством, имеют право прописывать муниципалитеты. Это, по мнению общественника, очень удобно, поскольку, например, газон в городе и селе, выглядит совершенно по-разному.

«Курултай прописывает лишь общую ответственность за то или иное нарушение, а что такое газон, бордюр могли бы прописать муниципалитеты, и они бы сделали так, как им удобнее, - поясняет общественник, добавляя в прочем, что при желании эти понятия можно уточнить муниципальными актами.

Саму идею введения ответственности за парковку на газонах, как и суммы штрафов, общественник поддерживает, но дает понять, что считает методы решения проблемы достаточно резкими.

«На месте депутатов я бы не вводил штрафы сразу, - рассуждает он. – Можно было ввести переходный период, в течение которого в случае нарушений ограничиваться предупреждением. Собрать как можно больше денег – такой цели быть не должно. Людей надо воспитывать, постепенно формировать культуру».

А парковаться где?

Главной проблемой остается низкая обеспеченность парковочными местами. И муниципальные, и региональные власти признают, что парковок недостаточно, и проблему эту не могут решить уже много лет.

Так, в Уфе зарегистрировано около полумиллиона автомобилей. Актуальную информацию по количеству парковочных мест оперативно выяснить не удалось, однако, по данным мэрии, на конец 2017 года в городе насчитывалось около 50 тысяч мест в гаражах, 5300 мест в многоуровневых паркингах и чуть больше 8 тысяч мест на подземных парковках.

Радий Хабиров, потребовав принятия закона, дал распоряжения всем городам и районам увеличить число парковочных меcт. Но конкретные целевые показатели озвучены не были.

В социальных сетях информация о принятии закона и начале работы административных комиссий вызвала волну возмущения. По словам многих граждан, ставить машины кроме как на газоне во многих дворах просто негде.

«Никогда, даже на пять минут, не ставлю машину на газоне, но в большинстве дворов люди просто вынуждены ставить свои машины на газон, потому что парковочные места либо отсутствуют совсем, либо их ничтожно мало. Не лучше начать решать эту проблему?» – написал под постом врио главы Башкирии один из пользователей.

«Свободных мест возле даже трех-четырех соседних домов практически не бывает, - вторит другой пользователь. - Сейчас перестанут ставить на газон те, кто ставил, и всё, можно будет искать место или в паре километров или в соседнем районе».

Автоюрист Феликс Ишмуратов отмечает, что у граждан, к сожалению, нет правовых механизмов для защиты своих прав. А если они решат оспаривать штрафы через суд, аргументируя это тем, что во дворах недостаточно парковок, это может выйти им в копеечку.

«В суде первой инстанции рядовой гражданин еще может оспорить штраф, но для обращения в Верховный суд Башкирии, а тем более России уже нужна помощь юриста, услуги которого стоят от пяти тысяч рублей, - поясняет Ишмуратов. – В такой ситуации гражданину проще заплатить штраф на одну-две тысячи рублей. Кроме того, даже если проходить все инстанции, рассчитывать на исход в пользу гражданина вряд ли стоит: формально закон на стороне газонов, в нем не прописано, что парковаться на них нельзя при условии наличия парковок. Решение о принятии закона было политическим, и я сильно сомневаюсь, что суды будут вмешиваться в политику: они будут руководствоваться исключительно принятыми законами».

И.о. председателя регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Эльмира Исланская:
«Принятие закона – безусловно, правильная вещь, потому что культура у наших автомобилистов отсутствуют абсолютно. На детских площадках, газонах паркуются повсеместно. Конечно, для миллионного города в Уфе мало парковок, тем более что у некоторых семей бывает по две-три машины, и власти должны решать эту проблему. Но это не повод ставить машину на газоне. Что касается введения штрафов без переходного периода, то, я думаю, по-другому, к сожалению нельзя. Практика показывает, что даже там, где есть парковочные места, многие люди ставят свои машины во дворах, огораживают машиноместо, не имея на это права».

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах