Сегодня, 12 марта, Госсобрание-Курултай Башкирии отмечает 25-летний юбилей. В 1995 году состоялись выборы первого состава Государственного Собрания, которые и являются точкой отсчета в истории парламента.
Накануне «АиФ-Башкортостан» встретился со спикером парламента Константином Толкачевым, который занимает этот пост уже 21 год, и поинтересовался, при ком из трех глав регионов ему работалось комфортнее всего, почему принимаются неработающие законы и как он любит отдыхать. Ответы на эти и другие вопросы в интервью.
20 лет на посту
Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: Константин Борисович, вы проработали на посту председателя два десятилетия. Что из сделанного вызывает гордость?
Константин Толкачев: Созданная законодательная база из шести кодексов и почти 250 законов, которая обеспечила развитие республики, защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Она стала примером для других субъектов – не случайно целый ряд наших законов экстраполировались в законодательную практику других регионов.
– А что другие заксобрания взяли на вооружение?
– Много. Например, закон о комендантском часе для детей. Нельзя сказать, что он существенный с юридической точки зрения, но то, что виден эффект от его применения, очевидно. На тот момент у нас были переполнены две детские колонии. Ограничили пребывание подростков на улице в вечернее и ночное время, снизилась преступность среди них. На сегодня одна из колоний для несовершеннолетних у нас закрылась, во второй наказание отбывают только 18 уроженцев Башкортостана.
– А самые большие неудачи?
– Когда создавалась Российская Федерация, в Башкортостане был выполнен большой объём работ по разграничению полномочий между центром и субъектом, чтобы определить набор ответственности республики. К сожалению, всё это оказалось невостребованным. А приведение в соответствие регионального и федерального законодательства в начале 2000-х не привело к тем результатам, на которые мы рассчитывали. Обратили внимание, что примерно 30% законов, которые принимает наш парламент, связаны с изменениями в российском законодательстве? Считаю, у регионов должна быть своя юрисдикция.
У нас даже в Конституции не определён статус субъекта федерации. Это очень затрудняет работу, мы не знаем пределы своей ответственности.
– То есть юридическая база между центром и субъектами сегодня не выстроена?
– Да, мы неоднократно предлагали провести эту работу. У нас даже в Конституции не определён статус субъекта федерации. Это очень затрудняет работу, мы не знаем пределы своей ответственности. Чтобы были известны границы, куда федеральный законодатель не вправе вмешиваться. Чтобы заработала 76-я статья Конституции РФ, которая говорит, что если федеральный закон задевает собственное правовое регулирование региона, находящееся вне пределов ведения РФ, то он не действует. Этого сегодня нет.
А главный кто?
– Как в США – правовые нормы различных штатов порой выше государственных. Здесь за это смертная казнь, за границами Флориды – нет. Добежать бы туда.
– За океаном федеративность создавалась снизу, благодаря творчеству масс. У нас – сверху, нередко волевыми решениями – так распорядилась история.
– Есть мнение, что Госсобрание принимает заведомо неработающие законодательные акты. Сюда относится и упомянутый закон о комендантском часе для детей. Кто следит за его исполнением? Недавно глава республики подписал указ об учреждении Дня почтения и поминовения. Но на кладбище и без установки сверху можно съездить. Или закон о тишине. Нашему человеку проще самому сделать соседу «внушение», чем добиться его законного наказания.
Что касается закона о тишине – в любом случае должен быть установлен состав правонарушения. Тот же шум в жилом доме в неурочное время, за который должны последовать санкции. К тому же наличие законной нормы позволяет гражданам использовать её при улаживании конфликта. Большинство людей адекватно воспринимают требования, и на практике ссылки на закон часто бывает достаточно, чтобы сосед сделал музыку тише.
– Вы поработали с жёстким управленцем Муртазой Рахимовым, стремившимся к демократии и публичности Рустэмом Хамитовым, сегодня у нас во главе региона Радий Хабиров, который сочетает и то, и другое. При ком было комфортнее?
– Интересно работать было со всеми. Взаимодействие исполнительной и законодательной власти истекает из того, что любой наш закон должен быть подписан главой. Исполнительные органы обеспечивают защиту законов, которые мы принимаем. Чтобы они не были фикцией, они должны исходить из возможностей региона. Отношения строятся не на принципах подчинённости, а на солидарной деятельности.
– Кто главный во взаимодействии? Радий Хабиров решил ограничить торговлю алкоголем – парламент сразу взял под козырёк. Равенства ветвей власти у нас нет?
– В соответствии с законом РФ руководитель исполнительного органа власти является высшим должностным лицом субъекта. У всех своя компетенция. Формулировку вы употребили красивую, но как сравнивать судебную власть с исполнительной или законодательной?
Здесь лоббистов нет
– Порой складывается впечатление, что депутаты не знают, за что голосуют. Да, идёт обсуждение на комитетах, но там присутствуют не все парламентарии, основная масса всех нюансов не знает. Поэтому сидят на заседаниях в телефонах, нажимают кнопки за отсутствующих.
– Большинство наших депутатов не освобождены от своих основных обязанностей. Для них законодательная деятельность – дополнительная нагрузка. Телефоны – наша беда. Мы живём в информационный век, и парламентарии, многие из которых являются руководителями разного уровня, вынуждены реагировать, давать какие-то указания. Бывает, что депутат находится в командировке, в таком случае он даёт коллеге поручение, чтобы тот за него проголосовал.
У наших законодателей разный уровень компетенции. Кто-то хорошо разбирается в сельском хозяйстве, но ему не всегда понятны муниципальные отношения, и он не может компетентно участвовать в дискуссии. На характер голосования также влияет решение партийных фракций поддержать или отклонить законопроект.
– А как складывается работа с парламентской оппозицией? Её представители жалуются, что их законодательные инициативы игнорируют…
– На основании сотрудничества. У нас нет установки жёсткого ограничения их работы – они выступают, защищают свои инициативы. Плюсов больше. Наши оппоненты прошли через горнило выборов и выражают мнение определённой части избирателей, которое мы должны уважать.
На последнем заседании долго спорили о законопроекте КПРФ, в котором предлагалось убрать критерий нуждаемости по выделяемым земельным участкам для многодетных семей. То есть для всех, независимо от материального положения, пусть льготник даже олигарх. Но, на наш взгляд, главный критерий – нуждаемость.
– Сегодня в Госсобрании работают представители шести партий. Нет опасения, что со временем «Единая Россия» потеряет доминанту в региональном парламенте?
– Пенсионная и мусорная реформы вызвали болезненную реакцию среди части населения. Но мы не стоим на месте, работаем с избирателем.
У нас нет установки жёсткого ограничения работы парламентской оппозиции – они выступают, защищают свои инициативы.
– Кстати, наши коммунисты давно настаивают на принятии закона, предусматривающего льготы для детей войны. Некоторые это сделали. В Оренбургской области таким гражданам выплачивают ежемесячно по 300 рублей, в Удмуртии по 500.
– Я сторонник того, чтобы не дифференцировать эту категорию граждан по регионам, это должна быть федеральная зона ответственности. Чтобы у всех был равный статус.
– А что мешает выйти на федеральный уровень с такой инициативой?
– Мы и другие региональные парламенты делали это неоднократно, но нас не поддержали. Думаю, потихоньку дело сдвинется.
– Как вы относитесь к тому, чтобы наш парламент работал на профессиональной основе? Сократить его наполовину?
– Для нас важно, чтобы депутаты работали в шаговой доступности от своих избирателей. Видели недостатки на местах, использовали свой статус, чтобы исправить их. Кстати, мы вторые в стране по полиэтничности после Дагестана. Главное – чтобы как можно больше этносов были представлены в парламенте.
– Многие наши народные избранники – крупные руководители. Нет с их стороны попыток лоббировать интересы финансово-промышленных групп?
– Я не видел, чтобы депутатский мандат использовался человеком в каких-то бизнес-интересах. Кроме того, мы постоянно в контакте с прокуратурой, оттуда сигналов об этом не поступало. Были единичные случаи злоупотребления полномочиями, но мы быстро на это реагировали.
– Не секрет: чтобы стать депутатом, надо потратиться на избирательную компанию. То есть это люди в основном зажиточные. А значит, больше радеют об интересах себе подобных.
– У нас достаточно большое число парламентариев, материальный статус которых выше, чем у среднестатистического гражданина. Но есть и те, кто не может похвастать особым достатком. Не всегда всё решают деньги – не меньшее значение имеет программа, с которой идёт к избирателю кандидат.
– Вы достаточно закрытый человек, а нашему читателю было бы интересно узнать, как вы отдыхаете?
– В отпуске больше недели не бываю. Традиционно отправляюсь на сплав. Биологический образ жизни, отключение от новостей – считаю это лучшим отдыхом. Много читаю. Нашёл для себя новый формат. Прослушивание аудиокниг. «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова для меня по-новому зазвучали в исполнении артистов. На гитаре могу поиграть.
– А какой репертуар?
– Песни группы «Машины времени», Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума.
– Ваши кулинарные пристрастия?
– Не привередлив. Скептически отношусь к деликатесам. Люблю обычный борщ. Порой даже без второго обхожусь.
– У вас взрослая дочь. Какую стезю выбрала?
– Она трудится экономистом, хватит в нашей семье одного политика.
– А как планируете отмечать юбилей Госсобрания?
– Проведём торжественное собрание, пышных празднеств не будет.