«Ушедший 2020 год с его пандемией, карантинными мерами и периодическими локдаунами так сильно перетряхнул все рынки, что прогнозировать, как будет развиваться розничная торговля, стало очень сложно. При этом прошлые события показали - на плаву остаются предприниматели, способные быстро реагировать на изменения, следить за трендами и применять их. О том, без чего не выживет современный средний и малый бизнес, написал на своей странице в Facebook директор филиала МТС в Башкирии Егор Фисюк.
Внедрение альтернативных систем оплаты — системы быстрых платежей (СБП)
В 2021 году во многих торговых точках будет внедряться прием платежей по QR-коду в Системе быстрых платежей Банка России. Такие платежи принимаются без дополнительного оборудования, с комиссией 0,4% или 0,7% — это гораздо ниже процентов по эквайрингу. Кроме того, не нужно тратить деньги на покупку пин-падов и терминалов эквайринга.
Как это работает, Егор Фисюк рассказал на примере МТС Кассы. Во время расчета с покупателем QR-код высвечивается на экране смарт-терминала кассы. Клиент сканирует его своим смартфоном, получает ссылку на оплату товара, и оплачивает покупку, используя мобильное приложение своего банка. Как только платеж подтверждается,онлайн-касса выдает клиенту чек.
Удаленная торговля с доставкой
Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. Перефразируем эту поговорку и получим один из главных трендов розничной торговли и прошлого, и текущего года - доставка товаров. С начала пандемии в России значительно вырос спрос на эту услугу — вынужденно сидящие дома люди стали больше заказывать, и даже после завершения локдаунов, продолжили пользоваться доставкой на дом. Почему? Да потому, что это удобно: не тратится время на походы в магазины, на готовку и т.д.
Организация службы доставки не займет много сил и средств. Можно отдать это на аутсорс, т.е. заключить договор со сторонней службой или компанией, или создать свою собственную службу доставки. Кстати, курьерами в собственной службе могут работать временно свободные от обязанностей сотрудники компании — это лучше, чем сокращать штат и увольнять персонал. Сейчас на рынок выходят специальные онлайн-сервисы для розницы, например, Briskly, со встроенной онлайн-оплатой и собственной доставкой. Здесь от предпринимателя требуется только зарегистрироваться в сервисе и создать витрину товаров.
Тем же, у кого служба доставки уже работает, следует помнить, что курьер - это единственный человек, представляющий вашу компанию покупателю в реальной жизни, а не онлайн.
Многих отпугивает от создания своей курьерской службы необходимость снабжать каждого курьера онлайн-кассой, чтобы выдавать клиентам чеки в момент получения заказа - так требует закон. Здесь может помочь специальное кассовое приложение для курьеров: оно устанавливается на личные смартфоны курьеров и синхронизируется с одной онлайн-кассой магазина. В момент получения денег, курьер отправит клиенту электронную версию чека, а данные о проведенном платеже поступят в эту единственную кассу, а уже от нее — в ОФД и ФСН. Это же приложение позволит вам, как собственнику бизнеса, контролировать курьеров и видеть всю картину с доставкой в целом.
Интернет-продвижение бизнеса
Продвижение в интернете, а особенно в социальных сетях, становится не просто актуальным, а жизненно необходимым для розничных торговых точек. Здесь тоже есть свои тренды, на которые стоит обращать внимание и использовать это в общей стратегии продвижения. Вот что точно будет популярно и полезно в 2021 году:
- Заведите или разбудите доселе спящие аккаунты во всех социальных сетях. Да, даже в молодежных Tik-Tok и Likee. Вы удивитесь, но платежеспособная аудитория уже есть и там, не говоря уже о Вконтакте, Одноклассниках, Инстаграм и Facebook. Каждая из этих сетей предлагает удобные инструменты и для продвижения, и для рекламы своих товаров, и даже для их продажи прямо в социальной сети.
- Публикуйте видеоконтент. В тренде — мегапопулярный у молодежной аудитории Tik-Tok, сториз Инстаграма в формате коротких видео, интерактивные видео и небольшие видеообзоры продуктов.
- Используйте современные рекламные инструменты и сервисы — например, сервис МТС Маркетолог. Он позволяет формировать нужные сегменты аудитории или выбирать из готовых, и привлекать клиентов при помощи SMS-рассылок, баннеров или рекламы в соцсетях.