Село принимает вызов. Дадут ли санкции толчок агротуризму в Башкирии

Одной из отличительных особенностей сельского туризма в республике может стать национальная кухня. © / Салават Гареев / Из личного архива

Возможность выехать на отдых за рубеж в этом году ограничена, и Башкирия, как и другие российские регионы, ожидает увеличение турпотока. Одним из новых трендов становится сельский туризм: не тронутые цивилизацией уголки природы, приобщение к традиционному укладу жизни. О том, что в этом плане уже сейчас готова предложить республика, чем деревня привлекательна для жителей мегаполисов и каковы перспективы этого направления, в интервью UFA.AIF.RU рассказал председатель общественного совета при госкомтуризме республики, исполнительный директор «Ассоциации по развитию сельского и аграрного туризма в РБ» Салават Гареев.

   
   

Досье
Салават Гареев родился 31 марта 1970 года в деревне Калмашбашево Чекмагушевского района Башкирии. В 1993 году окончил Юматовский сельскохозяйственный техникум, по профессии юрист. Карьеру начинал в молодежных общественных организациях, в сфере туризма работает с 2015 года.Представитель федерального проекта «Гастрономическая карта России» в Башкирии.

Закон приняли, деньги ждут

Наталья Кузнецова, UFA.AIF.RU: Салават Фидратович, с начала 2022 года в России и Башкирии вступил в силу закон о сельском туризме, у нас это направление включено в число приоритетных. Дало ли уже это что-то на практике?

Салават Гареев: То, что в законодательстве прописано самое понятие «сельский туризм», очень важно. Потому что у государства появилась возможность помогать участникам этого сектора рынка. Уже сейчас наш госкомитет по туризму планирует меры поддержки, Субсидии направят на глэмпинги, развитие геопарков, туристической инфраструктуры, и в том числе в перечне наше направление. Поправки  внесены в законы о туристической и сельскохозяйственной деятельности, в которых указано, что «деятельность по оказанию услуг в сфере сельского туризма осуществляется сельскохозяйственными товаропроизводителями». Поэтому сейчас именно они являются субъектами сельского туризма – по сути, это предприниматели, которые занимаются разведением КРС, выращиванием зерновых, КФХ и так далее. Этот момент не до конца всем понятен. Является ли, например, пчеловод, сельхозтоваропроизводителем? Наверное, да, но все равно непонятно, может ли он претендовать на субсидии в данном случае.

– Сельский туризм и агротуризм – в чем существенная разница, и будут ли они существовать как отдельные направления?

– Можно углубляться в формулировки, и говорить, что первое – отдых в сельской местности, а второе – именно участие в аграрных работах, но в нашем случае я бы не стал углубляться, потом что все гармонично переплетается.

   
   

Кого потянет в деревню

– В этом году россияне оказались ограничены в возможности выезда за рубеж. Но в госкомитете уже заявили, что ожидают до 4 млн туристов в этом году. Реалистичные прогнозы?

– В текущей ситуации давать какие-то прогнозы сложно. Есть и оптимистичный, и пессимистичный сценарии. Например, прошлое лето было хорошим с точки зрения погоды, но не факт, что в этом году оно будет таким же. Ну и, конечно, возможно, кто-то вообще не сможет тратиться на отдых. Если у человека едва хватает средств на товары первой необходимости, то а каком туризме можно говорить?

Но все же так сильно доходы упадут не у всех, а с учетом того, что доллар подорожал, выезд за границу затруднен и будет выходить в два раза дороже, то, конечно, спрос переориентируется на внутренний туризм. И в этом плане российской отрасли нужно быть готовой. Я считаю, что у Башкирии есть все предпосылки, чтобы к нам люди поехали. За последние несколько лет местные проекты получили хорошую финансовую «подпитку». Рентабельность в туризме вообще сложно достижима. Но в прошлом году я, разговаривая предпринимателям, убедился, что они не только вышли в ноль, но и заработали. И тот, кто хочет развиваться, конечно, не просто положил эти деньги в кубышку, а вложился в развитие, потому что конкуренция на рынке растет.

– Какая целевая аудитория такого туризма в Башкирии?

– Наши потенциальные туристы живут в ближайших городах-миллионниках – Екатеринбурге, Перми, Самаре, Казани, а также Оренбурге, который хоть и не миллионник, но тоже большой город. Если мы их получим, это уже будет большое достижение.  У Башкирии в сравнении с соседями очень выигрышная стартовая позиция с точки зрения природы. Еще я считаю, хорошее развитие может получить тема гастрономического туризма. Потому что, например, какой может быть национальный завтрак в Самаре или Екатеринбурге? А когда мы говорим про башкирскую национальную кухню, то все очевидно. Поэтому, конечно, мы эту историю должны продвигать.

– А какие именно жители этих городов могут приехать. Неужели это те люди, которые привыкли отдыхать в полном комфорте где-нибудь на Кипре. Вряд ли же им внезапно захочется ехать доить корову?

– Если говорить об отдыхе в специальных местах размещения, то, наверное, это средний класс, если он в России конечно есть. Но в такой сегмент можно привлечь и достаточно многих так называемых самостоятельных туристов, которые просто садятся в машину и едут отдыхать туда, где им нравится. Им часто достаточно места для палатки и, например, туалета. В случае с такими отдыхающими добавленная стоимость в том, чтобы предлагать им какие-то услуги. И почему вы думаете, что городской житель, который отдыхал на курорте, не захочет приехать подоить корову? Я уверен, что у многих такое желание будет – жизнь в городе достаточно однообразна. А если говорить, например, о детях, то многие вообще не видели вживую, как появляется молоко, делают кумыс. То же самое народные промыслы – вроде все очень просто, но людям интересно посмотреть, как это устроено.

Научиться принимать гостей

– Что из готовых турпродуктов мы можем предложить уже сейчас?

- Примеры у нас уже есть. Пожалуй, самый известный – ферма «Великолепный страус» в Гафурийском районе. Хотя это и не наш национальный колорит, но зато необычно и интересно. В Нуримановском районе яркий пример - парк-отель «Тихий берег», где есть свое форелевое хозяйство. В Абзелиловском- молодой фермер открыл кумысную ферму. В Иглинском - уже два года прекрасно работает колодно-бортевая пасека «У Фанис-агая». И там как раз очень много всего, что можно предложить дополнительно тем, кто приезжает. Хорошие пасеки есть в Нуримановском, Мишкинском районах. Кстати, по пасекам у нас как раз большой потенциал, проблема в том, что не везде готовы и умеют принимать гостей. Чтобы был чистый стол, посуда – стандартные вещи, которые не требуют огромных трат. Но предприниматели пока не везде это умеют, и в этом плане им, конечно, надо сделать шаг вперед.

– К вопросу об умении принять гостей – у нас уже давно говорят о вовлечении населения в такие проекты. Как вы думаете, наши жители готовы к этому?

– У нас уже есть примеры вовлечения местных жителей в проекты, например, в Национальном парке «Башкирия». Проблема с кадрами есть в принципе во многих отраслях. Но что касается желания принимать отдыхающих,то я уверен, что более гостеприимных людей, чем наши, еще поискать надо. Просто есть проблема – мы не умеем себя продавать. У нас очень много интересных проектов, идей, а туризм в итоге развивается только вопреки, благодаря каким-то личностям. Если есть человек, который загорелся, живет этим – только тогда что-то получается.

– Какие готовые проекты есть у нас в регионе, которые смогут заявиться на обещанные госкомитетом субсидии, из тех, что еще не запущены?

– На субсидии нужно создавать средства размещения, а затем уже предлагать отдыхающим различные услуги – это и будет сельский туризм. Например, тот же национальный завтрак. Или ферма, которую можно посетить, только, конечно, все должно быть эстетично оформлено.

Что касается именно объектов размещения, то нужны сельские гостевые дома. По ним возможно даже размещение туалета на улице, только в этом случае туриста должны предупредить. Или, может быть, человеку хочется, чтобы там сотовой связи не было вообще – это же тоже вид отдыха.

Цену сформирует спрос

– В этом случае, наверное, и цены будут более доступными?

– Конечно. Вообще, это так или иначе более доступный вид отдыха, чем морские курорты, санатории или какие-то внутренние туры с дорогостоящими отелями. Хотя, конечно, стоимость создается спросом. Если он есть, то цена все равно будет повышаться. Многие, например, ругают Крым за цены, сопоставимые с Турцией, но летом там на пляже наступить некуда. Едут – значит востребовано, цена оправданна.

Ну и напомню, что есть различные меры поддержки населению: можно получить кешбэк. Для пожилых реализуется проект «Башкирское долголетие», в рамках которого они смогут совершить поездку абсолютно бесплатно. Также в этом году наша республика вошла в число 18 пилотных регионов России в проекте субсидирования школьного туризма для учащихся 5–9-х классов, в рамках которого около 11 тысяч детей смогут, в основном в период летних каникул», отправиться в поездки с одной или даже несколькими ночевками, с интересными экскурсионными программами и проживанием в комфортных условиях.

– И каков потенциал этого направления: возможно ли, например, что такие предложения будут в каждом районе?

– По моему мнению, у нас в регионе якорными точками могли бы стать санатории, вокруг которых  появлялись бы другие локации с хорошими предложениями. Хороший пример в этом плане – геопарки «Янгантау» и «Торатау». Напомню, что «Янгантау» – первый в России и на всем постсоветском пространстве геопарк, вошедший в глобальную сеть ЮНЕСКО. Но фактически хорошие примеры можно реализовать в каждом муниципалитете.

– Часто можно услышать, что бизнес делал бы интересные проекты, но господдержка недостаточная. Так ли это?

– В последние 2-3 года и на федеральном уровне, и на республиканском появилось много форматов субсидирования предпринимателей, которые работают в сфере туризма. Государство не должно брать бизнес на буксир, предприниматель - на то и предприниматель, чтобы рисковать и зарабатывать деньги. От властей достаточно порой того, что они просто не мешают и дают какие-то льготы. В этом плане нынешняя ситуация – это, безусловно, вызов, на который мы должны отвечать.