О возрасте лучше молчать. 95-летний изобретатель Зельдин мечтает о «Нобеле»

Христофор Зельдин © / Из личного архива

Христофору Зельдину - однофамильцу известного актёра-долгожителя - 95 лет. Но больше, чем годами, неутомимый рационализатор и изобретатель гордится своей гравитационной теорией. О том, как он подавал заявку на Нобелевскую премию, почему не прав Эйнштейн и в чем секрет долгожительства Христофор Абрамович рассказал корреспонденту «АиФ-Башкортостан».

   
   

«Программирую» своё здоровье

Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Христофор Абрамович, почему вы так не любите говорить про свой возраст?

Христофор Зельдин: Я уверен, что существует отрицательная энергия у некоторых людей. Вот про актера Зельдина, который в свои сто лет продолжал выступать на сцене, не говорил только ленивый. А молчали бы, и он дольше прожил бы. Поэтому я люблю говорить не о том, сколько, а как прожил и что ещё могу на благо общества совершить.

Досье
Христофор Зельдин. Родился в марте 1922 года в г. Орша (Беларусь). Окончил Ивановский энергетический институт. Ветеран ВОВ. Награжден орденом Отечественной войны и медалью «Изобретатель СССР». Проживает в Ишимбае с 1951 года.

- Владимир Зельдин случайно вам не родственник?

- Возможно, какие-то общие корни есть, всегда следил за его творчеством. Но никогда не  занимался изучением нашего возможного родства.

- Вас, наверное, как и этого феноменального артиста, часто спрашивают о секрете долгожительства?

- Это самый частый вопрос, который я слышу. Пусть наши с ним ответы в чём-то не похожи, но уверен, что и его, и меня вдохновляет сама жизнь. Быть неравнодушным, познавать все стороны жизни – что может быть интересней?

   
   

К тому же в наш компьютерный век нам вполне под силу «запрограммировать» свое здоровье. У меня есть теория лечения, восстановления и омоложения организма. Я назвал ее «программный метод лечения», ее применение помогает укрепить иммунитет, а значит, обеспечить долгую жизнь без болезней.

Суть метода в сознательном программировании себя на выздоровление. Я концентрирую все свои мысли на том органе, который болит, представляю, как он освобождается от недуга. Я уже опробовал метод на своем желудке – от хронической язвы уже давно нет вестей. Работаю над сердцем.

Самовнушение, самонастраивание на позитив имеют очень сильный эффект. Если бы этот метод начали применять в медицине, уверен, многим помогло бы, даже тем, кто болен онкологией. Не хватает только программы, которая после сканирования показывала бы человеку на экране его слабое место или больной орган. Курс таких визуальных «пониманий» помог бы видеть прогресс и эффективнее выздоравливать.

Через голод и войну

- Поговорим о вашей жизни. Когда вы приехали в Ишимбай (административный центр Ишимбайского района Республики Башкортостан - ред.)? Где встретили Великую Отечественную войну?

- Родился я в белорусской Орше, нас у родителей было четверо, работал только отец. Жили бедно, как и почти все жители города. От голода в 1930-х спасли свои корова и куры. В школе писал стихи и песни. В 1939 году окончил школу и поступил в Ленинградский технологический институт. В 1940 году был призван в ряды Красной армии.

Нападение фашистских войск в 1941-м встретил в Западной Белоруссии. В первых же боях был ранен и трудно выходил из окружения – долго добирались до госпиталя. 

После лечения был снят с воинского учета по состоянию здоровья. Но в 1942 году снова призвали как ограниченно годного и направили на охрану стратегических объектов. Имею орден Отечественной войны.

Фото: Из личного архива

В 1946 году демобилизовался и поступил в Ивановский энергетический институт. В 1951 году приехал по распределению в Ишимбай на электростанцию в качестве инженера-теплотехника. Почти сразу женился. Вместе с женой прожили 55 лет, вырастили двоих детей. Сейчас уже подрастают две правнучки.

- Расскажите о своих изобретениях, благодаря которым три города - Стерлитамак, Ишимбай и Салават - сегодня бесперебойно получают тепло и энергию.

- Наша электростанция обеспечивала энергией три города, очень много ее требовалось, в том числе для Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода и нефтепромыслов, а также для строящегося тогда комбината органического синтеза в Салавате. Как начальник химического цеха, создал для него лотковую канализацию, чтобы цех перестало регулярно заливать при очистке фильтров (они забивались известковыми отложениями). Сами делали фильтры, осветители, насосы-дозаторы. В котельном цеху, куда перешел после успешного внедрения канализации, мои рационализаторские предложения помогли использовать выхлопы пара, которые раньше просто уходили в атмосферу. Котел перестал перегревать пар выше нормы, а придуманный мной водяной экономайзер увеличил КПД котельной до 95%. В 1957 году, став начальником производственно-технического отдела электростанции, занялся проектом центрального отопления Ишимбая. Работал по 12 часов, но мы уложились в срок,  и в том же году город получил стабильное тепло в каждый дом.

Я постоянно думал над усовершенствованием агрегатов, что в итоге помогло увеличить экономичность ТЭЦ в два раза, а производительность объекта при этом увеличилась в три раза.

В 1982 году вышел на пенсию. Но продолжил работать уже на Ишимбайском машиностроительном заводе. Там за два года мы вместо электропечей, которые постоянно выходили из строя, создали по моим проектам газовые печи, и завод заработал ритмично.

Замахнулся на «Нобеля»

- С выходом на пенсию новых идей у вас стало еще больше?

- Каких только проектов нет в моей голове. Пока не узнал про глобальное потепление, разрабатывал космические установки для смягчения климата на северном полушарии Земли.

Хотел создать в Башкирии экологичный оздоровительный центр, мэр Ишимбая был готов под это выделить 30 гектаров земли.

После 1993-го пытался организовать свою политическую партию: программа и гимн уже были готовы. Но политическая элита меня не поддержала.

Потом были проекты лазерного оружия – более гуманного, чем все существующие, поскольку оно не разрушает города и не убивает людей, а лишь выводит из строя военные объекты противника.

Использование водорода – самое дешевое и выгодное дело. Это неиссякаемая (водород можно получать из воды), экологичная, супердешевая и безопасная энергия, которая так нужна человечеству. При этом для электростанций она будет практически дармовой.

Самая перспективная, на мой взгляд, вещь – энергия водородной плазмы. Еще в 1991 году подавал на регистрацию авторского права придуманный мной мини-реактор термоядерного синтеза (тепло получается за счёт энергии самой плазмы). Но в самый последний момент, когда узнали, что я простой пенсионер, а не академик, в регистрации патента отказали.

Через несколько лет я вернулся к этой идее. Использование водорода – самое дешёвое и выгодное дело. Это неиссякаемая (водород можно получать из воды), экологичная, супердешевая и безопасная энергия, которая так нужна человечеству. При этом для электростанций она будет практически дармовой.

- Пока есть нефть, все разработки по экологичному топливу кладут на полку...

- Да, думаю, пока стоит повременить с внедрением нового поколения энергоресурсов. Если это опубликовать сейчас, Китай мигом этим займется, США не отстанет. Для России это будет невыгодно, пока у нас есть ресурсы. Они дорого стоят, их нужно отрабатывать. А вот потом это будет настоящим прорывом. Жаль, что сегодня наши технические возможности не так идеальны как у других стран.

- На Нобелевскую премию тоже с этой идеей выходили?

- Нет, у меня есть гравитационная теория, которая способна объяснить все процессы, происходящие во Вселенной, а ранние законы и теории объяснить их не могли. В частности релятивистская теория, разработанная на основе выведенной Эйнштейном формулы E=mc2. Моя же теория объясняет и появление Вселенной, и черные дыры, а также природу магнетизма и проводников электрической энергии. К сожалению, никакого ответа на свою заявку, которую отправлял в 2013 году, я не получил. Уверен, могу смело претендовать на премию в области физики, ведь в последнее время её дают за такие очевидные вещи.

- А вы не думали получить научную степень, чтобы ваши теории и изобретения стали признавать?

- В свое время наука в чистом виде меня мало интересовала. Моих знаний вполне хватало на то, чтобы делать мир лучше на практике. А сейчас вижу, что без таких званий с тобой никто и разговаривать не будет. А ведь как было бы хорошо, если бы в «тот мир» пускали и практиков. Многое в мире можно было бы сделать куда более эффективным!

Смотрите также: