Руководитель военного комиссариата Игорь Харченко рассказал, как в Уфе планируют праздновать День защитника Отечества и День Победы, почему в этом году будет часто звучать имя генерала Шаймуратова и как изменился призыв в армию.
Армия с интеллектом
Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Игорь Михайлович, какие основные мероприятия пройдут в республике в честь 23 Февраля?
Игорь Харченко: Помимо традиционного возложения цветов к памятникам героям, в ГКЗ «Башкортостан» будут чествовать защитников Отечества – наших современников. Много мероприятий в этом году посвящено легендарному генералу Миннигали Шаймуратову, который до сих пор не удостоен звания Героя Советского Союза. В его честь учреждён новый республиканский орден, и 23 февраля им впервые наградят ветеранов Великой Отечественной войны, которые были представлены к званиям, но не получили их.
Также мы планировали провести молодёжные мини-парады около домов тех участников Великой Отечественной, которые не могут выйти и присутствовать на торжествах.
– Как завершился осенний призыв? Правда, что армия больше заинтересована в контрактниках, чем в срочниках?
– Да, мы делаем акцент на контрактной службе, так как она более ответственная и профессиональная. Призывник за год успевает получить только основы, профессионализм у него появляется на втором-третьем году. Поэтому подготовку юношей к основам военной службы мы в республике планируем сдвинуть на школьный период. А среди призывников отбирают преимущественно тех, кто уже имеет среднее или высшее профессиональное образование. Одних только водителей категории С осенью мы отправили в войска на 187 человек больше нормы (по плану – 1500). Школьников же теперь единицы, они не имеют профессии и практически всю службу учатся какой-то специальности.
В этом году план ниже, чем в прошлом. Мы должны отправить около тысячи человек по контракту и свыше девяти тысяч – на срочную службу (в 2019 году ушли служить 11 тысяч человек). Но ресурса у нас хватает – в Башкирии сейчас более 72 тысяч мужчин призывного возраста.
Мы в лидерах по отправке в научные роты: за пять лет – более 60 человек. Их отбирает Москва пофамильно. Это элита в вопросах программирования, разработке инженерных технологий, медицинском, химическом направлениях. Условия у них – лучше некуда. Например, технополис «Эра» в Анапе, где созданы все условия для работы и отдыха. Поэтому, в основном, все остаются служить дальше. Становятся офицерами и продолжают заниматься разработкой своих идей более углубленно.
Интересно, что в конкурсе проектов, который объявляет Минобороны для желающих поступить в такие роты, участвует много парней из сельских районов. Так, в 2019 году из десяти человек только один был из Уфы, остальные – сельчане.
– Вы упомянули про обучение военным основам школьников. Как это будет?
– Федеральной программой предусмотрены военно-полевые сборы для юношей-десятиклассников. Планируем реализовать это на базе парка «Патриот», который создается на территории военной части в Алкино-2. В центр «Авангард» в течение учебного года для военно-патриотического воспитания на пятидневные курсы будут свозить юношей со всей республики. Пройти этот курс мальчики смогут профессионально, а не так, как сейчас, проводя время в детских лагерях без стрельбы и спецзанятий. В итоге в армию приходят юнцы, совершенно не знакомые с техникой безопасности. Мы решили, что научим юношей обращаться с оружием до отправки в армию. Обучать будут профессионалы, которые состоялись на службе, прошли горячие точки, которые могут работать с детьми и привлечь своей харизмой, при этом обеспечить максимальное усвоение материала и не допустить в эти дни никаких нарушений.
Планировалось, что парк заработает уже в 2019 году, но процесс передачи земли и находящихся на них строений в республиканскую собственность очень трудоёмкий.
Престижна и выгодна
– В советское время на территории Башкирии было много военных объектов: складов, военных частей, даже вертолётное училище. Почему Минобороны от них постепенно отказывается?
– Многое передислоцировалось в другие места. Например, зенитно-ракетная бригада, которая стояла в Алкино-2, переехала в Пензу. Там построили хороший военный городок в зоне, недоступной для общего обозрения. Хранилища, которые были в Алкино, морально устарели, электроника могла сбоить. Зато теперь эта территория будет служить военно-патриотическому воспитанию и поможет качественной подготовке к армии.
Вертолётное училище создавалось на период, когда армия остро нуждалась в пилотах во время боевых действий. Предвидя такое применение авиации на основе опыта Афганистана, открыли училище. В настоящее время специфика Российской армии другая, необходимости в большом количестве вертолётчиков нет. А вот лётчиков нужно больше, и это направление расширяется.
– У регионов есть план по устройству выпускников в военные вузы. В республике он выполняется процентов на 30. Почему?
– Наш план – 1130 человек. Мы подобрали 1300, но ЕГЭ не все сдали так, как планировали. До вызова в вузы почти половина отсеялась по баллам: конкурс сейчас большой. В приёмные комиссии вызвали 500 человек, поступили 297. Это нормальный процент, не хуже, чем в предыдущие годы. Но работу в этом направлении нужно активизировать.
Главная проблема – физическая подготовка. Во всех училищах, даже финансовых, первое испытание – сдача нормативов. Принцип Минобороны: «Здоровье в человека не впихнёшь, а знания дадим». При этом нормативы по нижним показателям соответствуют показателям нормативов ГТО (подтягивание, подъём, переворот, выход силы, бег 3 км и другие).
– Насколько сейчас престижна профессия военного, может ли он обеспечить своей семье достойный уровень жизни?
– Обеспечить может. Нужно найти спутницу, которая вытерпит этот образ жизни. В первые годы молодые семьи набивают много шишек из-за неустроенности быта, напряжённого графика службы. Многие не выдерживают.
Что же касается привилегий, у офицеров и контрактников есть возможность получать возмещение денежных расходов на аренду жилья или ипотечные выплаты. Можно оформить льготную военную ипотеку. На пенсию с хорошими выплатами можно уйти через 20 лет (моряки – уже в 32 года.) Если семья жила в служебном жилье, перед пенсией военному полагается квартира или денежное возмещение. Пенсионеры и члены их семей также могут со скидкой до 50 процентов получить санаторно-курортное лечение.
Смотрите также:
- Призывник стал умнее, но слабее. Боевой офицер - о реалиях российской армии →
- «Понятие «элитные войска» изменилось». Куда идут служить парни из Башкирии →
- Больше комфорта, меньше дедовщины и кипы отчётов. Какая сегодня армия? →