Русская крепость на ставке наместника. Когда и кем была основана Уфа

Об истории основания Уфы ученые спорят много лет. Одни говорят, что на месте будущей столицы Башкирии существовало древнее поселение задолго до города, другие – что все это не более чем вымысел. Историк, доктор исторических наук Булат Азнабаев рассказал еще одну версию: поселение появилось как ставка башкирского наместника Ногайской Орды, а уже потом крепость возвели русские стрельцы с помощью башкир и других народов.

   
   
Булат Азнабаев Фото: Из личного архива

Досье
Булат Азнабаев родился в 1966 году в Уфе. Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой истории Республики Башкортостан, археологии и этнологии БашГУ. Ведущий научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН.

Владение потомка Чингизида

Игорь Егоров, UFA.AIF.RU: – Булат Ахмерович, официально датой основания Уфы принято считать 1574 год. Однако первые упоминания о крепости появляются намного раньше. Некоторые историки спекулируют временем происхождения города. Так всё же когда город был основан?

– 1574 год – это условная дата основания города. Её впервые назвали ученые Иван Кирилов и Пётр Рычков в XVIII веке. Однако никакие документы, которые могли бы подтвердить эту дату, до нас не дошли. Безусловно, история крепости начинается намного раньше. И её истоки следует искать в 20-е годы XVI века. Именно в этот период на месте будущей Уфы находилась ставка башкирского наместника из Ногайской Орды. Этот факт в своей монографии «Ногаи в Башкирии» подтверждает профессор, историк Поволжья Вадим Трепавлов. Он отмечал, что ещё в конце XV века территория Башкирии оказалась под властью Ногайской Орды. В 30-е годы XVI века наместником здесь был поставлен могущественный потомок Чингизидов –  хан Хакк-Назар. Ставка ногаев станет его главной резиденцией на несколько лет.

– А что представляла собой резиденция Хакк-Назара?

Сказать очень трудно. Сведений на счёт дворца практически нет. Скорее, это были земляные валы с деревянными укреплениями, но утверждать сложно.

   
   

– Тогда почему всё-таки с 1574 года начинается официальная история Уфы, а не с периода правления казахского хана?

– 1574 год – это приблизительная дата закладки крепости. Точной её назвать нельзя. Однако мы можем утверждать, что именно в это десятилетие появляется тактическое укрепление русских войск. И возникает оно не просто так. В эти годы здесь происходят военные действия между русскими и ногаями. Ногайский бий Урус, в отличие от своих предшественников, не желал подчиняться московскому царю и объявил ему войну. Однако боевые действия оказались для него неудачными. Русским удалось захватить резиденцию хана и на её месте построить фортификационное укрепление. Оно стало главным форпостом русских в Башкирии.  

1574 год – это приблизительная дата закладки крепости.

Военная крепость и не только

– Кто участвовал в строительстве крепости?

– Планировкой острога занималось несколько зодчих из Москвы. Весь же неквалифицированный труд выполняли московские стрельцы и башкиры. Они копали ямы, возводили бревенчатые стены, занимались привозкой леса. Интересным является тот факт, что крепость строили не только местные башкиры, но и башкиры соседнего Зауралья (это территория современной Челябинской области). В архивных источниках они отмечаются как племена сальютов и катайцев. Они большей частью участвовали в перевозке леса. Первоначальное сооружение Уфы было небольшим. Даже по сравнению с теми крепостями, которые возводили в то же время. К примеру, размер периметра крепости Самары составлял 1330 метров, а  размер Уфимского кремля, по подсчётам профессора Розы Букановой  – всего 440 метров.

– А сама крепость, если исходить из территории современной Уфы, где была расположена?

– Она начиналась с территории нынешнего Монумента Дружбы и заканчивалась в районе завода горного оборудования. Это улица Октябрьской революции, 78.

– Какие сословия первоначально составляли структуру города? Какова была численность первых «уфимцев»?

– Первоначально численность населения было очень маленькой. Всего 150 человек. Преобладало преимущественно военно-служилое сословие. 80% населения города являлись стрельцами и дворянами. Остальную часть составляли торговые люди, ремесленники, священнослужители. Этническая или национальная принадлежность в царской России напрямую не фиксировалась, учитывались только конфессии. В массе своей население крепости состояло из православных (русских), но среди них было много новокрещен из числа мордвы, марийцев и т.д. 

– А чем занималось население крепости?

– Так как население было военно-служилым, то и всеми хозяйственными делами в городе занимались стрельцы. У них даже были специализации. Одни занимались кузнечным делом, другие строили храмы, третьи шили на заказ одежду. Также в среде стрельцов были и часовщики, и ювелиры, и даже те, кто варил пиво.

– Получается, что Уфа являлась больше военным, чем торговым или ремесленным городом?

– Да. Более того, крепость была не просто военной, она являлась центром дипломатии. Юго-восточная окраина всегда отличалась своей напряжённостью. Здесь были то ногаи, то Сибирское ханство, а в конце XVI века появились и калмыки. Для Москвы это племя кочевников представляло большую опасность, чем все остальные. Калмыки не просто ходили в походы с целью угнать скот или людей, они собирались захватить юго-восточные земли России. В 20-е годы XVII века эта вероятность была очень большой. Калмыки собрали крупное войско численностью в 20 тысяч человек и подошли к Уфе. Если бы им удалось захватить город, у них появилась бы возможность выйти на дороги и переправы к Москве. Чтобы этого не допустить, царь Михаил Фёдорович направил в крепость несколько послов. С тех пор Уфа становится центром дипломатических встреч и переговоров с калмыками. Надо сказать, что большая часть из них была очень удачной для России. Русским послам удалось приостановить вторжение калмыков и даже на несколько лет уговорить их правителей принять подданство московского царя. Но кочевники его потом неоднократно нарушали.

Город на семи холмах

– Булат Ахмерович, мы всё говорим об общих фактах истории города. А как-то не затронули вопрос самого происхождения его названия. Есть ли какие предположения, откуда своё название берёт Уфа?

– Предположения есть. В России многие названия городов происходили от названия рек. Собственно, и Уфа также произошла от названия реки Уфимки, которая свои истоки берёт с территории современной Челябинской области. Вообще, в традиции названия городов имелась одна примечательная черта. Большая часть крепостей, заложенных в России, называлась в честь небольших рек, которые впадали в более крупную. Например, город Самара основан на Волге, но своё название получил от реки Самары, впадающей в Волгу. Также и с Уфой. Уфа стоит на реке Белой, но назвали крепость в честь Уфимки, впадающей в Белую.  

– Ещё такой интересный момент – герб куницы. Эту символику город имел изначально или до этого имелись другие обозначения?

– Вообще герб куницы начинает свою историю от обычной городской печати. В начале XVII века в Уфе на все официальные документы ставилась печать с изображением куницы. В 1664 году воевода Фёдор Сомов получил две городовые печати - серебряную и позолоченную. Все решения, указы местной администрации подтверждались печатью именно с этой символикой.  Сам же герб города появляется значительно позже – во времена правления Екатерины II.

– А почему именно куница?

– Куница являлась основой башкирского ясака.

– Откуда идёт ещё такая притча, что город стоит на семи холмах? У вас есть какие-нибудь версии?

– Я думаю, что это идёт из художественной литературы. Не помню, кто это из писателей назвал. Но, скорее всего, это чистой воды вымысел, не более того.