Бизнес с акцентом. Как торговали купцы-татары в Уфимской губернии

В Уфе средоточием торговли был Гостиный двор. © / wikimapia.org

Уфа, основанная во второй половине XVI века как крепость, вскоре стала крупным торговым центром. По данным переписи 1795 года, в городе уже были татарские купцы. О том, что они продавали и как взаимодействовали с русскими торговцами, «АиФ-Башкортостан» рассказал историк Михаил Роднов.

   
   

От пряников до тканей

«В первой половине XIX века татарская купеческая прослойка пропадает, – замечает доктор исторических наук Михаил Роднов. – Видимо, сказалась кантонная эпоха, когда все мусульмане в той или иной форме состояли в башкирско-мещерякском войске. В Оренбургском казачьем войске была небольшая группа торгующих казаков – богатые предприниматели, которых освобождали от военной службы. Но у нас таких я не нашёл».

Татарский бизнес вновь появляется после ликвидации кантонной системы и отмены крепостного права. В 1865 году в Уфе прошла первая перепись торгово-промышленных заведений, согласно ей в городе татарам принадлежали всего два магазина. В бакалейной лавке в доме Ахуна Сулейманова торговали чаем, пряниками, сахаром. В игольной лавке Мухаметзарифа Курамшина в Гостином дворе – серёжками, тесьмой, пуговицами и прочими швейными принадлежностями. Русские купцы охотно пользовались услугами мусульман. Так, реализацией фруктов у торговца Константинова занимались приказчики Абдюшев и Исмагилов.

«Уже в 1869 году мы видим стремительный рост татарского бизнеса, – считает Роднов. – В Уфе растёт количество татарских предпринимателей».

Они владели тремя «фруктовыми подвалами» в Гостином дворе. В городе впервые появляется лавка с «бумажным товаром» (хлопчатобумажные ткани. – Ред.) казанского торговца Гайсы Мусина. В это время открывается регулярное пароходство и началось стремительное вытеснение домашних тканей в регионе. Торговля мануфактурой становится одним из основных направлений татарского бизнеса.

Ворочали «миллионами»

В 1865 году в Уфе открывается отделение Госбанка, а в 1873-м – отделение Волжско-Камского коммерческого банка, на долю которого приходится 60% оборота капитала. Татары быстро освоили банковскую систему, активно использовали векселя. Более того, 150 лет назад у нас появился безналичный расчёт – по чековой книжке банка, аналогу современной карточки.

   
   

Впечатляли и масштабы торговли. Оборот купца Мухаметзарифа Утямышева, торгующего в Стерлитамаке и в Уфе, в 1883 году составлял около 300 тысяч рублей.

«При пересчёте на современные деньги я пользуюсь «картофельным коэффициентом», – поясняет Роднов. – Пуд картошки в Уфе начала XX века стоил в Уфе 15-16 копеек. Сегодня килограмм – 20 рублей. То есть один рубль тогда – примерно 2000 руб. сегодня. Значит, годовой оборот Утямышева в переводе на современные деньги – более 500 млн рублей».

У известного купца Абдулатифа Хакимова, владельца ряда усадьб на Бекетовской улице (ныне – Мустая Карима. – Ред.) и построившего на ней мечеть, в 1905 году доход составил 686 тыс. руб. У практически не известных сегодня воротил бизнеса Губайдуллина и Назирова – соответственно 800 тыс. и 1 млн рублей.

«Уфа в это время была бурно развивающимся центром, а не тихой провинцией, – убеждён Роднов. – С прохождением через неё железной дороги, связавшей Европу и Азию, к нам пришли крупнейшие фирмы. В крае развивается промышленость, золотодобыча, металлургия. Город становится перевалочным и сортировочным центром чая из Китая, своеобразной чайной столицей России».

Торговля на доверии

Купцы-мусульмане активно занимались хлебной торговлей. Они смогли создать свою национальную систему заготовителей в деревнях и уездах, которая в конкуренции опережала русских предпринимателей. Хлеб они вывозили, а ввозили ткани.

«В то время в Уфе было не более десятка магазинов готовой одежды, – поясняет Роднов. – Все шили, и рынок тканей был огромен. В каждой крупной деревне был свой портной, в городах – модистки, здесь активно пользовались швейными машинками. Фирма «Зингер» даже имела здесь своих коммивояжёров, умеющих общаться с местным населением не только на русском языке».

Торговля тканями в значительной степени шла в кредит. Беря на фабрике большую партию товара, 25% купцы платили налом, на остальную сумму выписывали векселя. «Такая система требует доверия, – уточняет Роднов. – И здесь национальный фактор имел большое значение: купец должен был знать контрагентов».

В начале XX века обилие татарских магазинов в Уфе создавало проблемы. В Российской империи в церковные праздники православные купцы прекращали торговлю. Мусульмане же, наоборот, наращивали товарооборот. В итоге русские купцы обратились в Городскую думу с требованием, чтобы татары тоже прекращали на этот период торговлю.

«На рубеже XIX-XX веков татары активно скупали недвижимость в историческом центре Уфы. Но в 1917 году всё продали евреям: те поверили в революцию, а татары – нет»  – говорит Роднов.