12 августа 1980 года в столице Башкирии появились на свет сразу три «юбилейных» жителя. В обойме городов-миллионеров Уфа стала 11-й в России и 21-й в СССР.
Индустриальная столица
Этого события ждали и власти, и рядовые горожане: преодоление миллионного рубежа означало получение от союзного центра экономических преференций на реализацию, как тогда говорили, крупных народнохозяйственных задач, в том числе на строительство метрополитена. Были надежды и на улучшение снабжения продуктами и товарами народного потребления на фоне их растущего дефицита.
– Казань, Свердловск и Челябинск получили этот статус, чем мы хуже? – говорит Марат Миргазямов, в 1980 году – работник Башкирского обкома КПСС, позже – председатель Совмина БАССР. – Но всё равно надо было трудиться, создавать людям условия. Никто не считал, что теперь можно лежать на диване. Стали больше вкалывать, поднимая авторитет города.

«В советские годы по производству продукции Башкирия опережала большинство союзных республик, кроме РСФСР, Белоруссии, Узбекистана, Украины и Казахстана»– уточняет Марат Парисович.
Параллельно активно развивалась социальная сфера: практически все предприятия имели ведомственные детсады, многие построили базы отдыха – и в республике, и за её пределами. Отдых на Чёрном море за символическую стоимость могли себе позволить не только работники таких гигантов как Уфимский приборостроительный завод, но и небольшого «Уфасельмаша».
Бурный рост экономики и расширение жилищного фонда вызвали взрывной прирост населения: если в 1970 г. численность уфимцев составляла около 770 тыс., то к 1979 году превысила 969 тыс. человек! Стать городу миллионником помогло и присоединение посёлка Шакша с 10-тысячным населением.
Не случайные «миллионеры»
Выбор счастливчика – «юбилейного» уфимца – проходил примерно по сценарию, описанному писателем Сергеем Довлатовым в новелле о «назначении» 400-тысячного жителя Таллина. Те же обязательные условия: «ничего ущербного, мрачного, никаких кесаревых сечений, матерей-одиночек. Полный комплект родителей». Кроме того, необходимо было соблюсти национальный баланс.
И вот утром 12 августа в городской больнице № 17 и РКБ им. Куватова почти одновременно родились два мальчика и девочка. Национальный расклад выпал идеальный: башкир Салават Базаров, русский Пётр Сошников и татарка Гульшат Зарипова. Социальное происхождение новорожденных тоже не подкачало: две семьи рабочих, одна – ИТР. 18 августа прошла торжественная выписка новорождённых, а 22 августа – регистрация в загсе, который тогда располагался на первом этаже дома № 3 по ул. И. Якутова. Гости из побратима Уфы – Округа Галле – заранее заготовили для новорождённого «юбиляра» шикарную коляску, и родители мальчиков великодушно уступили завидный подарок Гульшат. Было объявлено, что всем трём семьям выделят новые квартиры. И выделили – в тогдашних не вполне респектабельных новостройках. Кроме того, тогда же власти города публично пообещали всем троим по достижении 18-летия по автомобилю «Волга» (по меркам 1980 года – несбыточная мечта рядового гражданина). Но, когда в 1998 году совершеннолетние «миллионеры» напомнили об этом в горсовете, власти новой страны дали понять, что ничего не обещали знаменитым младенцам.
12 августа 2020 года детям, принесшим Уфе статус миллионника, исполняется по сорок лет. Каких-то особых преференций от своего статуса они не получили, заоблачной карьеры не сделали. Известно, что Салават Базаров переехал в район и живёт скромной сельской жизнью. Пётр Сошников занят в сфере малого предпринимательства, а Гульшат Зарипова много лет уклоняется от общения с прессой. Все трое признают, что слава «юбилейных» младенцев не принесла им ничего хорошего.
Несбывшаяся мечта
Преодоление Уфой миллионного рубежа к 1980 году предвидели ещё в середине 60-х, с этим расчётом в 1971 году был принят новый генплан развития города. Благодаря усилиям первого секретаря Башкирского обкома КПСС Мидхата Шакирова, столица республики, став миллионером, получила разрешение на строительство 20-километрового участка метро, которое должно было соединить северную и южную части Уфимского полуострова.
Метрополитен проектировался в Уфе с конца 1970-х гг., с его строительством связывали развитие городской территории и надежды горожан на улучшение транспортной инфраструктуры. Наличие скоростной подземки поднимало и статус Уфы. В 1980–1990-е гг. было спроектировано несколько линий метрополитена. Строительство первой планировалось завершить в несколько этапов до 2020 года, дальнейшие планы предусматривали сооружение второй линии с пятнадцатью станциями от железнодорожного вокзала до станции «Шакша».
– В 1981 году Госплан СССР выдал соответствующее разрешение, – рассказывает заслуженный экономист России Иван Мироненко, в 80-е – председатель Госплана Башкирской АССР. – Работу поручили Московскому институту «Метрогипротранс». К концу 1983 года технико-экономическое обоснование строительства метро завершилось, а в 1987 году был разработан проект пусковой очереди, соединяющей район Горсовета с Химпромом с четырьмя станциями общей стоимостью 180 млн руб. вместо ранее намечавшейся здесь линии скоростного трамвая.
Но реализовать проект уфимской подземки не удалось: через несколько лет началась перестройка, централизованная власть и экономика пошатнулись, и рассчитывать на преференции центра уже не приходилось.
«За всё приходилось бороться»
После достижения миллионной отметки встал и вопрос обновления генерального плана развития города – эту задачу поручили институту «Ленгипрогор». План предусматривал завершение строительства внутри Уфимского полуострова и размещение на нём до 80 % населения города. Левые берега рек Уфимки и Белой рассматривались как резервные. Кроме того, предполагалось улучшение архитектурного облика города и расширение транспортных магистралей. Но, несмотря на некоторые прорывные шаги, Уфа оставалась городом хрущёвок и безликих панелек. Всё новое пробивало себе дорогу с большим трудом.
«Я приехал в Уфу после окончания Свердловского архитектурного института в 1979 году и был поражён засильем серой типовой среды в городской застройке, – вспоминает заслуженный архитектор России Леонид Дубинский. – Государственная доктрина строительной индустрии в Уфе была особенно выражена: всё индивидуальное было крайне редко, по особым решениям обкома, утверждалось в Москве с тщательной зачисткой архитектурных «излишеств». За всё приходилось бороться. По молодости максималистски надеялся, что новый статус Уфы откроет новые горизонты в беспросветном, в основном панельном типовом строительстве. Но резкого расширения творческих возможностей не последовало, что-то стало получаться только в конце 80-х».
«В 70-е Уфа застраивалась преимущественно крупнопанельными домами, строительная сфера деградировала, – вспоминает архитектор Рудоль Авсахов. – В 1975 году, после окончания Московского архитектурного института, я поступил на работу в 1-ю мастерскую «Башкиргражданпроекта». Старшие коллеги запроектировали микрорайоны Утренний, Северопосадский, Энтузиастов, Северный в Черниковке и др. Дома «набирали» из серых заводских панелей, кирпичные дома облицовывали. Попытки внести в эту технологию что-то достойное, интересное отсекались: объясняли, что это ведёт к удорожанию и усложнению производства. Когда началось освоение Старой Уфы, мы с коллегами Р.Халиуллиным и З.Багаутдиновым взялись за микрорайоны Белореченский, Кувыкинский, «Урал». Чередование девяти– и двенадцатиэтажных домов было предопределено заранее. Поворотные секции для возведения домов сложной конфигурации, которые начали выпускать в тот период, показались нам серьёзным достижением. Но ранее было принято решение облицовывать их белыми бетонными плитами: мол, хорошего кирпича и мастеров лицевой кладки не найти».
Любая инициатива подавлялась на корню. В 1978 году нам, молодым, доверили проектировать Глумилино и Сипайлово. Чтобы поднять затопляемую территорию, нужно было намывать грунт. Мы подали идею: намывать его только под улицы и застраиваемую домами часть, а территории школ, детсадов оставлять внизу. Разница высот оставляла место для фантазии архитекторов и детских игр. Нам отказали: идея хорошая, применим её в другом месте...
Позже, уже работая во властных структурах, я приложил немало усилий, чтобы отказаться от крупнопанельного домостроения. Но заводы КПД работают по сей день: производство старое, оборудование изношенное, технология связывает по рукам и ногам... Это во многом объясняет, почему Уфа никак не может избавиться от уездного масштаба. Как бы обидно это ни звучало...
«До 1995 года, пока действовали программы развития жилищного строительства и сельского хозяйства, пока не растащили собственность, не продали нефтянку, Башкирия развивалась нормально, – говорит М.Миргазямов. – Сегодня бюджет Уфы значительно меньше казанского, свердловского и челябинского. Городские власти, конечно, работают, но, когда нет капусты, щи не сваришь».
Комментарии
Историк Ильдар Габдрафиков:
«В последнее советское десятилетие население Уфы росло медленнее, чем в прежние годы. С 1979 по 1989 годы уфимцев стало больше на 110 тыс. человек. Замедлился приток из села, снизились показатели естественного прироста. Меняется и этнический состав города: если по переписи 1970 года русские составляли 62 %, то в 2010 году – всего 46 %».
Политолог Дмитрий Михайличенко:
«В России 16 мегаполисов, лидеры – Казань, Краснодар, Нижний Новгород. Войдёт ли Уфа в десятку самых эффективных регионов – сказать трудно. Мешает неблагоприятная конъюнктура, в том числе мировые цены на нефть, и неэффективная управленческая модель федерального центра, не способствующая развитию экономики».