В Башкирии уволены три фельдшера скорой помощи Ишимбайской ЦРБ – актив ячейки профсоюза «Действие». По их инициативе в минувшую пятницу, 4 февраля, коллектив медиков начал «итальянскую забастовку». Уже на следующий день активистов вызвал главврач и сообщил, что они освобождены от должностных обязанностей. За то, что не вышли на смену по приказу, отправленному накануне Почтой России. Планируют ли они восстановиться на работе, продолжат ли бастовать их коллеги и как к акции в защиту трудовых прав относятся медики из других больниц республики, выяснял UFA.AIF.RU.
Терпели один день
О начале «итальянской забастовки» медики профсоюза «Действие» предупредили руководство ЦРБ и региональный минздрав еще в январе. Они потребовали укомплектовать выездные бригады и ввести положенные доплаты за сверхурочную работу. Тогда же состоялась встреча работников с руководством больницы, представителями региональной власти и республиканского профсоюза медиков. Завершилась она тем, что недовольным предложили обосновать свои требования в письменном виде. 4 февраля они начали работать строго на ставку, отказавшись от любых переработок и совместительства. К «забастовке» присоединились в общей сложности 45 сотрудников, из них 29 фельдшеров.
«День пятницы прошел как обычно, никаких конфликтных моментов, претензий со стороны руководства не было, – рассказал UFA.AIF.RU председатель ячейки профсоюза «Действие» Рамиль Разяпов. – В субботу меня и двух моих заместителей, Веру Высогорец и Альбину Абдрахманову, вызвал главврач и сообщил нам, что мы тут больше не работаем».
И слушать не стали
Причины увольнения, как считают в профсоюзе «настолько одиозны, что выглядят почти комедийно». Высокогорец и Абдрахманову освободили от должностных обязанностей в связи с тем, что они не вышли на работу по приказу главврача в субботу, 5 февраля, когда у них был выходной. Главврач заявил им, что накануне, направил приказ выйти на работу за двойную оплату – через обычную почту.
«Он сказал, что не несет ответственности за работу Почты России, а также то, что он звонил им, но те не вышли – рассказал Разяпов. – Девушки проанализировали все входящие звонки на своих телефонах и обнаружили, что у них обеих в девятом часу вечера есть отметки об одном входящем с неопределившегося номера, однако при снятии трубки был быстрый сброс. Вера даже перезвонила, но ей никто не ответил. Что касается Альбины, то она вообще в пятницу была на работе, и не было никакой необходимости ей звонить, можно было подойти к ней с приказом на подстанции между вызовами»
Для Рамиля Разяпова нашли другую причину – выезд на ночную смену без дефибриллятора. По его словам, стационарный прибор автомобиля скорой отсутствовал, так как находился в процедурном кабинете на зарядке. Фельшер предыдущей смены передал Рамилю портативный, о чем он сообщил главврачу, когда тот его вызвал.
«Я несколько раз заявил, что не отказываюсь предоставить письменные объяснения, но меня, как и Веру и Альбину, стали знакомить с заранее заготовленным приказом об увольнении», – говорит Рамиль.
Прогулы и утрата доверия
В минздраве Башкирии заявили, что сотрудников больницы уволили «в связи с нарушением служебных обязанностей». По словам руководителя пресс-службы ведомства Софьи Алёшиной, у фельдшеров-женщин официальная причина – прогул, под которым понимается отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более четырех часов (п. 6 ст. 81 ТК РФ). У Разяпова – «утрата доверия со стороны работодателя» (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
«В соответствии с пунктами 6а и 7 статьи 81 Трудового кодекса сотрудники с приказом об увольнении ознакомлены», – заявила Алёшина, добавив при этом, что минздрав проведет собственную проверку по данному факту.
Главврач Ишимбайской ЦРБ Валерий Шапочкин заявил UFA.AIF.RU, что его позиция по ситуации та же, что у минздрава.
Чиновники заверяют также, что в Ишимбайском районе, население которого составляет более 95 тыс. человек, скорая медпомощь оказывается в полном объеме. По документам все в порядке – для укомплектации бригад в ЦРБ направили 30 студентов старших курсов медколледжа и БГМУ по профилю «медицинская сестра».
«Студенты сопровождают нас, могут донести сумку, заполнить документы, максимум – давление измерить. Оказывать медицинскую помощь они не имеют права. На вызовы все равно едут одни и те же врачи и фельдшеры, нагрузка на которых после нашего увольнения возрастает», – комментирует Рамиль Разяпов.
Кто готов поддержать?
Другие медики – это не только работники подстанции, где объявили «итальянскую забастовку». С сокращением персонала скорой Ишимбайской ЦРБ вызовы чаще стали маршрутизировать в город Стерлитамак (35 км на север от Ишимбая). При этом, по словам старшего фельдшера местной станции скорой Ларисы Галиакберовой, бастующих коллег из Ишимбая здесь не поддерживают. И, к слову, за это их критикуют многие пользователи социальных сетей – якобы поддались давлению со стороны руководства.
Работают меньше, а деньги хотят получать те же самые!
«В Ишимбае совсем другие проблемы, у нас есть доплаты за категорию, стаж, ночные дежурства, – пояснила позицию стерлитамакских медиков Лариса Галиакберова. – Но ведь надо учитывать, что и нагрузка у нас выше: если в Ишимбае в среднем 8 вызовов на бригаду, то у нас – до 20. Вчера, например, у нас было 24, а у них – 13. А деньги они хотят получать те же самые! И вообще, они выбрали не тот момент, чтобы бастовать, ведь, по сути, сейчас время у врачей военное. Мы должны делать все, чтобы люди получали помощь. А все рабочие моменты можно урегулировать в коллективе, не доводя до крайностей, мы делаем именно так. Думаю, что это больше пиар со стороны профсоюза «Действие», причем за счет других людей. Истинные организаторы потом исчезнут, а что будет с работниками, у которых из-за них проблемы возникли?»
Что поможет?
В республиканском профсоюзе работников здравоохранения признают, что ишимбайские медики подняли серьезную проблему, которая существует не только у них. Но как подчеркивают в правозащитной организации, проблема постепенно решается, причем без забастовок.
«В марте 2021 года в 14 районных больницах уровень доплат был увеличен более 300 сотрудникам службы скорой помощи в соответствие с отраслевым соглашением, - комментирует пресс-секретарь республиканского профсоюза работников здравоохранения Ольга Сошникова. – Сегодня в каждой ЦРБ действует своя система доплат, мы вышли с предложением в минздрав, госсобрание республики о том, чтобы сделать их едиными по всему региону. Ночные минимум 50% уже есть, надо поднимать до 100%. Профсоюзная организация Белорецкой ЦРКБ начала коллективные переговоры с администрацией больницы о повышении до 100% доплат за работы в ночное время в трех отделениях скорой помощи Абзелиловского и Бурзянского района. Доплаты за работы в неполных бригадах сейчас – от 25 до 60%. 100% пока только в Бирске, мы предложили в рамках отраслевого соглашения выровнять их и поэтапно повышать по всей службе скорой. Предложение о начале переговоров направлено в минздрав.»
Между тем активисты еще одной ячейки «Действия» – Иглинской районной больницы – направили руководству минздрава коллективное обращение. Они тоже сообщили о нарушениях своих трудовых прав – неполных бригадах, отсутствии доплат. Правда, по словам руководителя местного профкома Светланы Аминовой, о каких-то формах протеста речи пока нет.
«Итальянская забастовка» в ишимбайской скорой 7 февраля продолжается: все сотрудники работают только на ставку, без совместительства. Уволенные уже написали жалобу в прокуратуру, профсоюз готовит иск в суд, а уже бывшие коллеги Разяпова, Высогорец и Абдрахмановой ведут сбор подписей в их поддержку и записали видеообращение.
UFA.AIF.RU следит за развитием событий.