Защитить от застройщика. Уфимцы хотят отдать свой дом-памятник мусульманам

Эльза Маулимшина / Из личного архива

Владельцы дома имама Сатаева, настоятеля Третьей соборной мечети Уфы, не первый год держат оборону, защищая свою недвижимость от притязаний муниципалитета и застройщика. Их цель - сохранение объекта исторического наследия и безвозмездная передача его ЦДУМ России. Пока потомкам имама не удается ни то, ни другое.

   
   

Имам Мухутдин Сатаев с супругой Нагимой. Фото: Из личного архива/ Эльза Маулимшина

Вторая попытка Филиппова

Дом имама Сатаева (ул. Нуриманова, 14) – часть историко-архитектурного комплекса, в который кроме него входит Третья соборная мечеть и медресе «Хасания». В 2011 году в квартал (улицы Коммунистическая, Гафури, Нуриманова, Чернышевского), где расположены эти объекты, зашла компания «СтройТЭК». В январе 2014 года жильцы получили уведомление об изъятии дома и земельного участка для муниципальных нужд, а в 2015 – уже судебный иск, подписанный вице-мэром Уфы Александром Филипповым.

«Предыдущая попытка изъятия усадьбы для нужд города была предпринята в 1948 году, - рассказывает хозяйка дома, юрист Эльза Маулимшина. – По исторической иронии распоряжение подписал также чиновник по фамилии Филиппов. У нас в семейном архиве сохранился этот документ. Тогда эта попытка оказалась безуспешной».

Сегодня в крепком доме, построенном в 1930 году и требующем разве что косметического ремонта, проживают потомки имама Сатаева в 13-м поколении. При доме сохранился сад из плодовых деревьев, посаженных еще первым хозяином. Но, когда по соседству с домом началось возведение новых высоток, застройщик четко дал понять: в его планы не входит сохранение раритетов. Наступление идет по всем фронтам.

«Видимо, чтобы ускорить выселение, в ход идут не только административные заморочки и психологическое давление, - говорит Эльза. Мы периодически находим во дворе и разбитые бутылки со спиртом, и непотушенные окурки. Конечно, мы не ловили никого за руку, возможно, это «проделки» строителей, поэтому не можем кого-то обвинять, но эти совпадения очень странны и опасны».

Защитит ли защитная зона?

Справка
Имам Мухутдин Ягфарсадыкович Сатаев родился в 1891 году. После окончания Стамбульского университета работал в медресе «Галия» в Уфе преподавателем логики и литературы, работал в газете «Мусульманский мир», которая издавалась в Уфе с 1906 года. Скончался в 1934 году.
Между тем в мае 2018 года дом имама Сатаева включен в реестр выявленных памятников истории (в апреле 2018 года медресе «Хасания» вошло во Всероссийский реестр ОКН народов РФ, а сама Третья соборная мечеть является выявленным памятником еще с 2004 года). Для медресе установлена защитная зона в 100 метров, запрещающая строительство в обозначенном радиусе, в который входит и мечеть, и дом имама.    
   

«Но в договоре с застройщиком и дом имама, и земельный участок остаются, то есть переходят к нему, а в дальнейшем - и сама Третья соборная мечеть, с которого застройщик на этом основании вполне может в судебном порядке снять охранный статус, - говорит Эльза Маулимшина. – Просто изъять или раздробить земельный участок на несколько участков запрещено законодательством об охране объектов культурного наследия».

По словам Эльзы, мечеть имеет огромное значение для ислама Башкирии, а отстаивание дома важно для будущего возврата в собственность ЦДУМ России здания Третьей соборной мечети. Заинтересованность в этом проявил сам Верховный муфтий Талгат Таджуддин. В мае 2018 года в официальном заявлении к мэру Уфы Иреку Ялалову он указал, что дом имама Махмута Сатаева - неотъемлемая часть религиозного историко-архитектурного ансамбля (комплекса) «Третья Соборная мечеть Уфы, медресе «Хасания» и дом имама Сатаева» и заявил о необходимости передать полностью весь комплекс в собственность ЦДУМ России.

Дом имама Сатаева, 1967 год. Фото: Из личного архива/Эльза Маулимшина

Снести безнаказанно

Но, по словам Эльзы, у СтройТЭКа на этот участок свои планы: на рекламных рендерах о старте продаж квартир в ЖК «Старый центр» нет ни медресе, ни дома имама Сатаева, ни Третьей соборной мечети - на их месте расположился небольшой сквер. Экскаваторы уже приступили к рытью котлована под третий дом жилого комплекса, хотя, как подчеркнула Эльза, официального разрешения на его возведение на сайте застройщика нет.

Один из памятников уже снесен, здесь сейчас работает экскаватор. Фото: АиФ/ Эльза Маулимшина

«К слову, экскаватор работает на месте другого выявленного объекта культурного наследия - дома Кузнецовых с воротами, снесенного в ноябре 2016 года, - продолжает юрист. - Сам министр культуры РБ обращался в правоохранительные органы по данному факту незаконного сноса объекта культурного наследия, но дело не возбуждено до сих пор.

Эльза Маулимшина заявила, что по поводу нарушений федерального закона намерена обратиться в республиканскую прокуратуру и Управление по охране объектов культурного наследия.

Потомки имама готовы хоть сегодня безвозмездно передать историческое здание с прилегающим участком мусульманской умме, но при условии, что оно сохранит за собой охранный статус и религиозный функционал.

«Сегодня ЦДУМ принадлежит только здание медресе, здание мечети - в собственности республики, за него предстоит еще побороться, - рассказывает Эльза. – Мы будем добиваться, чтобы дом имама Сатаева был включен в ансамбль мечети, мечтаем возродить медресе и открыть в нем школу для девочек. Готовы взять на себя все расходы по ремонту: воссоздать и отреставрировать дом, придать ему первоначальный вид в старинной стилистике его со всей утварью и мебелью, которую покупал еще Махмут Ягфарсадыкович - у нас сохранилась даже его фарфоровая посуда.

Кроме того, планируем создать некоммерческую организацию, которая возьмет на себя привлечение финансов на реставрацию медресе «Хасания» и восстановление мечети. Чтобы ни копейки на организационные моменты и содержание НКО не тратилось.

Осенью в Уфе пройдут юбилейные торжества, посвященные 230-летию ЦДУМ России. Планирую к тому времени уже добиться первых результатов работы по сохранению и восстановлению комплекса к началу этих торжеств.

Смотрите также: