Курай не на двоих. Башкирия запатентовала инструмент, Татарстан не согласен

1 марта 2018 года федеральная служба интеллектуальной собственности зарегистрировала документ, согласно которому местом происхождения музыкального инструмента курай является Башкирия.

   
   

Инициаторы этого проекта считают, что таким образом защитили бренд республики, в Татарстане уверены, что инструмент не может быть только башкирским, так как он общий для обоих регионов. И ждут многомиллионных исков от обладателя свидетельства.

«Реброплодник уральский распространён только у нас»

Информация о том, что работа по регистрации названия инструмента в республике ведётся, просачивалась в СМИ года три назад.

Кстати
Республика подавала заявки также на государственную регистрацию товарного знака «Курай» и промышленного образца «Духовой музыкальный инструмент «Курай». После проведения экспертиз Роспатента были получены отказы. Успешной оказалась лишь заявка на получение свидетельства наименования места происхождения.
И ведётся, как уточнялось, спешно, так как кто-то выяснил, что соседний Татарстан тоже делает попытки зарегистрировать этот бренд

Но в итоге сумел получить статус правообладателя Республиканский центр народного творчества Башкирии. Именно он теперь может «распоряжаться кураем».

В свидетельстве написано, что зарегистрировано наименование места происхождения товара. Что это означает?

«Наименование места происхождения – это очень распространенное обозначение, известное на данной территории длительное время. То есть оно не придумано кем-то отдельно, а создано народом, проживающим на этой территории, - пояснила UFA.AIF.RU патентный поверенный РФ Гузель Шангараева. – И товар, который производится на этой территории, - в данном случае курай – имеет особое свойство, которое и отличает его от других музыкальных инструментов. Проще говоря – курай в другой местности нельзя сделать. Только у нас распространен реброплодник уральский (научное название курая), стебель которого пригоден для извлечения характерных звуков».

   
   

Чтобы обосновать это, специалисты работали почти четыре года. По словам Шангараевой, были изучены сотни архивных документов, вплоть до 1700-х годов, чтобы доказать, что упоминание такого названия инструмента встречалось только у башкир. Также доказательную базу предоставили биологи касательно распространения растения реброплодник уральский.

Фото: Минкультуры РБ

«Курай растет не везде. Даже в Башкирии не во всех районах его найдешь. К примеру, в Шаранском его точно нет», - говорит эксперт.

Курай можно называть только башкирским

В музыкальном сообществе возникли предположения, что теперь правообладатель устроит монополию, начнёт подавать миллионные иски ко всем, кто воспользуется названием «курай» или его изображением.

О запрете распространения изображения курая речи не идет, поясняет специалист, так как запатентован не товарный знак.

«Правообладатель имеет право пресекать незаконное использование этого обозначения другими производителями», - говорит Гузель Шангараева.

Кстати
170 наименований мест происхождения товаров (или национальных брендов) зарегистрировано с 1992 году в стране. В их числе Ессентуки, русская водка, вологодское масло, оренбургский платок, тульская гармонь. Последним зарегистрирован курай. Никаких музыкальных инструментов, кроме тульской гармони, в этом списке больше нет.
Это означает, что если кто-то производит инструмент, похожий на курай, но не являющийся им, то центр народного творчества имеет право подать на него в суд. Это коснется, скорее всего, инструмента сыбызгы, который распространен в Татарстане, но который там часто называют кураем. Будут пресекаться и попытки публично называть инструмент с приставкой «татарский», «казахский» или какой-либо еще.

Что касается производителей, работающих на территории республики, то теперь им придется брать разрешение у правообладателя называть свой товар кураем.

«Монополизации права нет, потому что у национального бренда могут быть несколько правообладателей. Республиканский центр народного творчества – это лишь первый, кто это сделал. Для сравнения, у минеральной воды «Ессентуки» 61 правообладатель. Все, кто производит курай на нашей территории, могут оформить такой же документ. И я думаю, что РЦНТ будет способствовать этому, потому что у них есть в планах создание центра национальных брендов, который будет оказывать эту помощь», - говорит Гузель Шангараева.

«Интеллектуальная собственность любого народа должна быть защищена, - говорит заместитель гендиректора Республиканского центра народного творчества Нафиса Тулыбаева. – Мы сумели первыми зарегистрировать национальный бренд. И эта работа будет продолжена. У нас есть много идей. Можно, к примеру, свои фольклорные праздники запатентовать».

«Курай давно был в обиходе татар»

Музыкальная общественность Татарстана восприняла новость с недоумением. В республике не согласны с тем, что курай больше башкирский, чем татарский.

«Те, кто так говорит, не знают историю и культуру этих двух родственных тюркоязычных народов, - считает ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры Татарстана Эльмира Каюмова. - Я 30 лет участвую в экспедициях, собирала материалы на обширной территории проживания татар, а также изучала работы предшественников. И могу с уверенностью сказать, что курай издавна был в музыкальном обиходе татар.

Наука так и не нашла ответ на вопрос, кто у кого заимствовал этот музыкальный инструмент.

Мы выезжали в деревни, где башкиры никогда не жили, но на курае там играли издавна. Там сохранились подлинные кураи, не только деревянные, но и сделанные из стеблей полых зонтичных растений. В Апастовском районе, никак не связанном с Башкирией, были присущие только этой местности деревянные кураи с двумя отверстиями. Есть разновидность музыкального инструмента нугай-курай, название которого имеет чёткую привязку к казанским татарам, называвших себя ногаями. Это ещё раз подтверждает, что и в Татарстане есть корни этого инструмента.

Башкирский кураист Роберт Юлдашев популяризирует инструмент по всему миру. Фото: Страница Роберта Юлдашева

У башкир и татар есть свои особенности держания курая и вдувания в него воздуха, есть и конструктивные отличия инструмента. Но наука так и не нашла ответ на вопрос, кто у кого заимствовал этот музыкальный инструмент. Ведь татары и башкиры на некоторых территориях жили настолько тесно, что местное население уже и само не могло определить точно свою национальность».

Но татарский специалист признает, что в Башкирии делают многое для возрождения этого инструмента, чего нет в Татарстане. «Но это не значит, что курай не татарский инструмент», - подытоживает она.

Повлияет ли на поток туристов?

По мнению экспертов, национальные бренды – главное оружие, которое помогает выигрывать в жесткой конкуренции за ресурсы - деньги туристов, инвесторов и приобретателей недвижимости. Повысит ли обретение регионального бренда в виде курая рейтинг инвестиционной привлекательности республики и усилит ли приток туристов в регион?

«Нет, конечно. У нас генерация любого процесса - для внутреннего, а не для внешнего употребления, - считает представитель туриндустрии из Уфы Валерий Кузнецов. - То есть разрабатывают какую-нибудь ерунду, чтобы перед начальством отчитаться, а не чтобы привлечь туристов извне. Когда госкомитет собирал всех работников туриндустрии, половина из них говорила, что наш бренд известен - башкирский мед, и не надо ничего выдумывать. Если его раскручивать, для привлечения туристов будет больше пользы. Опять же, несколько лет назад по результатам голосования в качестве растения-бренда республики у нас несколько лет назад победила липа, а не курай. Липу как один из возможных региональных брендов республики назвал два года назад и глава Башкирии Рустэм Хамитов. А курай и так на гербе республики есть, да и мало кто за пределами Башкирии вообще знает, что это такое». 

Мнения

Учитель музыки из Нижнекамска Рафаэль Гайзетдинов (Татарстан):

«Курай - это душа татарского народа, татары должны добиться исторической справедливости и признать курай своим национальным инструментом: в него играли во времена Волжской Булгарии и Казанского ханства. В 60-х годах в СССР создавали реестр национальных музыкальных инструментов, татарам директивно записали гармошку-тальянку, а башкирам -курай. В башкирском курае пять отверстий. А у татар, если они западнее проживают, - всего два. Это чистая пентатоника. Все национальные татарские песни таким кураем можно сыграть».

Вакиль Шугаюпов иозобрел способ для массового производства курая. Фото: АиФ/ Айгуль Мусина

Искусствовед Карима Кайдалова (Башкирия):

«Курай - это вопрос национальной идентичности, это больше, чем бренд, больше, чем инструмент, это национальный характер. Название инструмента вызывает однозначные ассоциации – Башкирия, башкиры. У татар свой вариант курая – сыбызга, нечто похожее есть у многих тюркских народов, но в таком виде, как в Башкирии, нет нигде. Не случайно именно в Башкирии очень велика потребность в курае как инструменте. В 1981 году миссию по его возрождению взял на себя мастер Вакиль Шугаюпов: он начал изготавливать курай из строганого шпона, довёл инструмент до совершенства и запатентовал. С тех пор в Башкирии началось массовое изготовление. Сознательное или нечаянное посягательство на его принадлежность считаю некорректным».

Смотрите также: