Первым автомобилям в столице Башкирии посвящена книга доктора исторических наук Михаила Роднова «Первые уфимские авто». 12 июня автор представил её на суд общественности в уфимском доме-музее Сергея Аксакова. В произведении показана история возникновения автомобильного транспорта в Уфе и Уфимской губернии в начале XX века. Приводятся уникальные данные о первых автовладельцах, рассказывается о первых дорожно-транспортных происшествиях и о выработке первых правил регулирования дорожного движения.
Они были первыми
Михаил Роднов считает, что впервые автомобиль по улицам Уфы проехал в сентябре 1906 года. А его владельцем был сын крупнейшего лесопромышленника и один из крупных городских предпринимателей Александр Чижов. Во дворе его дома по улице Большой Казанской (ныне ул. Октябрьской революции, 10) «стоял в каком-нибудь сарае первый уфимский автомобиль». Марка его неизвестна.
Вообще первыми владельцами новых средств передвижения были «несколько лиц из состоятельных семей общества, имевших средства купить и привезти за тысячу вёрст дорогостоящую игрушку». Например, владелец второй такой в городе машины - начальник Уфимских железнодорожных мастерских Александр Серебренников. Он приобрёл почти новый американский «Олдсмобил» за 1500 рублей.
«Наводят ужас на некультурных лошадей»
Появившиеся проблемы, связанные с новыми средствами передвижения, схожи с современными. Разве только пробок тогда на уфимских улицах не было. Автомобилей для этого не хватало. К 1914 году в Уфимской губернии их насчитывалось 37, плюс 31 мотоцикл.
Новоиспечённые автовладельцы сразу стали лихачить. Вот первое упоминание об особенностях езды Александра Чижова в «Уфимском вестнике» осенью 1906 года. «Один из местных коммерсантов приобрёл мотор, и не сообразив, что скорая езда на моторе со звонками напугает всех встречных лошадей, катался 22 сентября по центральным улицам, наводя страх и ужас на некультурных уфимских лошадей. Близ парка лошадь разбила телегу с бочкой, близ дворянского собрания шарахнулась лошадь с пролёткой, а по Пушкинской испуганная лошадь так понесла какого-то башкира, что надо полагать разбила всё вдребезги».
А Александр Серебренников вошёл в историю уфимского автомобилизма как участник первого ДТП в Уфе и Башкирии летом 1907 года. Водитель ехал по шоссе к вокзалу на автомобиле. Навстречу ему вёз пассажиров извозчик Валиуллин. Лошадь, испугавшись рёва мотора, бросилась в сторону, опрокинув экипаж с седоками, сломав её рессоры и оглобли. Автолюбителю назначили штраф в 108 руб. 50 коп. Спустя год, путеец - виновник ДТП со смертельным исходом: лошадь приехавшего из деревни Галеева испугалась автомобиля, бросилась в сторону и сломала ногу. Её немедленно закололи и, видимо, съели.
«Полицией составлен протокол для направления его городскому судье. Таким образом г. Серебренникову за гарцевание на «чёртовой машине» придётся снова фигурировать в качестве гражданского ответчика», - злорадствовал корреспондент «Вестника Уфы».
Затем сообщения об уличных происшествиях с участием машин стали появляться в местной прессе с завидным постоянством. Например, весной 1909 года по аллеям Ушаковского парка 7 мая 1909 года полчаса носился мотоцикл со скоростью курьерского поезда 32-40 верст в час! В результате Уфимская городская дума запретила в этом месте отдыха езду на велосипедах и автоматических экипажах.
С лета 1914 года начинаются прямые наезды на человека. «В 11 час. вечера 17 июня по Оренбургскому тракту быстро мчался автомобиль за №7, с одним шофером без пассажиров. В Никольском посёлке автомобиль наскочил на мещанина Николая Исаева. Шоффёром не был дан сигнал. Исаев получил серьёзные ушибы. И с места происшествия отправлен на излечение в земскую больницу. Составлен протокол», - пишет 20 июня 1914 года «Уфимский вестник».
«Поднимают облаки пыли»
Дальше – больше. ДТП охватывают уфимские окрестности. Газета «Уфимский край» в мае 1910 года пишет: «Из Булгаково ехало в Уфу семейство Васильева. Мать семейства 52 л., невестка её, молодая женщина в интересном положении и двое детей: грудной и 4 лет. Навстречу им мчался автомобиль; перепуганные женщины подали сигнал платком, желая остановить ехавших на автомобиле, но сигнал или не был замечен, а может быть ему не придали значения, и машина с рёвом рожка промчалась мимо; напуганная и взбесившаяся лошадь помчалась, опрокинула тарантас и все бывшие в нём расшиблись. У старухи перелом ключицы, невестка зашибла грудь, дети отделались царапинами».
Новый транспорт создавал другие трудности. «Езда на автомобилях, особенно быстрая, поднимает на улицах города облаки пыли. Хорошо если автомобиль проедет только раз. Но г.г. автомобилисты имеют обыкновение кататься по улицам. Излюбленными улицами для таких катаний служат Б.-Казанская и Центральная. Можно себе представить, что переживают жители упомянутых улиц и пешеходы во время таких удовольственных эволюций г.г. любителей автомобильного спорта», - написал местный журналист.
Нужен порядок
Весной 1907 года Уфимская городская дума решила установить порядок езды по городу на велосипедах и автоматических экипажах. Но детально правила для последних в документе прописаны не были. Определялся только финансовый сбор в пользу города по 10 рублей в год за каждую лошадиную силу. Кроме того, в городе действовала система цветных номеров для владельцев механических экипажей и гужевых извозчиков.
С 1912 года для велосипедов и автомобилей установили новые знаки: чёрные цифры на белом фоне. Принимались меры по ограничению скорости на некоторых объектах. Так, в июне 1912 года городская управа просила полицейместера о том, чтобы езда на автомобилях по мостам через реку Белая на Оренбургской и Вавиловской переправах производилась «тихим ходом во избежание несчастных случаев».
Однако уже в августе «Уфимский вестник» написал, что «26 авг., около 6 час.веч. по Оренбургскому плашкоутному мосту автомобиль №5, не смотря на предупреждение дежурного стражника остановиться ввиду того, что в это время проходил по мосту табун коров, и не обращая внимание также на предупреждение мостовщика, пошел по мосту. В результате движение на мосту застопорилось и от тяжести скопившихся коров, экипажей и напиравшего автомобиля на 5-ой плашкоутине дали трещины две балки. Могла произойти катастрофа, тем более, что напуганные животные давили друг друга».
Наконец, в следующем 1913 году появились «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения на автоматических экипажах в городе Уфе». Согласно им по городу можно было передвигаться на машине только с разрешения местной администрации, впервые вводились техосмотр и медицинское освидетельствование и водительские права. Они выдавались лицам не моложе 21 года. Скорость по улицам Уфы ограничивалась 12 вёрстами в час. Автомобиль обязывали оснащать противоугонным устройством и глушителем.
«Уфимцам с первых лет появления автомобиля не понравились выхлопные газы», - делает вывод автор.
Смотрите также:
- «Большевизм в сознании». Уфимский историк о причинах советских стереотипов →
- Великое имя Башкирии. Сын Мусы Гареева об отце и переименовании аэропорта →
- Культурные коды Уфы. Как менялись названия улиц города →