«Просто какой-то апокалипсис» – так жители Уфы отреагировали, когда в середине января старобельский мост на время морозов был закрыт для движения. Потом выяснилось, что это не на пару дней, а на неизвестный даже самим властям срок. Южный въезд в город по второму новобельскому мосту намертво встал, а в соцсетях посыпались проклятия в адрес мэрии, которая «непонятно куда смотрела и довела мост до аварийного состояния».
На морозе мост «разошёлся»
Информацию о том, что старый мост через Белую требует срочного ремонта, впервые в администрации начали активно озвучивать в ноябре-декабре 2017 года.
Городские власти приняли решение запретить проезд по мосту грузового транспорта выше 10 тонн, а скорость движения легкового ограничили до 20 км/ч. Уже тогда на южном въезде стали наблюдаться пробки.
В середине января в республику пришли крепкие морозы. Ночью 13 января столбик термометра в Уфе опускался до -28 градусов. Тогда впервые было решено полностью закрыть мост для проезда. В мэрии сослались на заключение нормативно-испытательного центра «Мосты». Согласно результатам инструментальных измерений параметров моста, эксплуатация объекта при низких температурах – ниже минус 25 градусов – опасна. В ночь с 12 на 13 января мост был закрыт.
«Движение будет возобновлено при повышении температуры воздуха», - сообщили тогда в пресс-службе мэрии города.
Однако мост так и не открылся. 15 января Ирек Ялалов и главный госинспектор ГИБДД по РБ Динар Гильмутдинов по итогам выезда на объект приняли решение закрыть старый мост на один год. Обследование показало, что во время морозов состояние конструкций ухудшилось. Ширина раскрытия деформационного шва над одной из опор увеличилась с 9,5 см до 14.5 см. Это привело к частичному разрушению бетона в зоне крепления деформационного шва к металлоконструкциям.
«Мы не можем рисковать жителями столицы», - сказал ИрекЯлалов.
Разметка не помогла
Чтобы как-то урегулировать ситуацию, вместо пятиполосного движения власти решили организовать на мосту шестиполосное. Но в зимнее время разметку нанести не получается, поэтому в качестве разделителей были поставлены пластиковые боны с песком. Однако водители продолжали ездить, ориентируясь на разметки, поэтому такой подход результата не дал.
Позже была сделана попытка нанести разметку.
«Городским службам пришлось проявить инженерную смекалку, чтобы в условиях морозной погоды обеспечить качественное нанесение разметки на асфальт, - рассказал мэр Уфы Ирек Ялалов. - Для этих целей была применена тепловая машина, которая позволила прогреть асфальт, а затем высушить краску. Это своеобразное ноу-хау наших коммунальных служб. Теперь движение осуществляется по шести полосам – разметка дала свой эффект».
Однако начальник ГИБДД РБ Динар Гильмутдинов заметил, что ноу-хау не особо работает – разметка, нанесенная в зимних условиях, быстро стирается.
Ограничили грузовой транспорт
Следующей попыткой уменьшить поток стало ограничение движения грузового транспорта. Проехать в город с южной стороны большегрузы могут теперь только с 22.00 до 6.00 утра. Эта мера дала эффект – стало немного свободнее.
Параллельно мэрия Уфы настойчиво рекомендовала автолюбителям заезжать в город через два других моста – пугачевский (восточный въезд) и затонский (западный въезд), которые сейчас совсем не загружены. Ялалов убеждал негодующую общественность, что крюк небольшой – 5-10 км.
Глава ГИБДД РБ заметил, что действительно вскоре на западном и восточном мостах на 20% вырос трафик, соответственно, сократилась нагрузка на новобельский мост.
Мэрии удалось снизить уровень недовольства населения. Частично из-за того, что южный въезд действительно стал немного свободнее, но, скорее всего, уфимцы, как и всегда, просто приспособились к новым неудобным условиям.
Но надо отдать должное мэрии, которая организовала широкое освещение ситуации с мостом в СМИ, комментировала каждый шаг и принятую меру. На сайте администрации заведена отдельная страница, где можно посмотреть онлайн-трансляции со всех трех мостов, чтобы оценить уровень их загруженности. Там же собрана вся имеющаяся информация о состоянии старобельского моста.
Откроется и вновь закроется
Что будет со старым мостом? Мост залатают и снова откроют. На эти цели из республиканского бюджета выделено 200 млн рублей. В начале марта работы уже начались. Будут демонтированы все дефектные швы и заменены на новые. Также будет разобрано дорожное покрытие возле этих швов, заменена гидроизоляция и ограждение, уложен новый асфальт и отремонтирован тротуар.
К 12 июню, ко Дню города, проезд для легкового транспорта планируется открыть. Но наложенных «заплаток» хватит, по озвученным оценкам мэра, до 2020 года.
А что дальше? По оптимальным прогнозам, за эти два года, пока на ходу старый мост, должна быть построена новая вставка между новобельским и старобельским мостами.
Руководитель проектов московской компании «Гипростроймост» Саид Сизо рассказал, что новая вставка будет состоять из трех полос. После того как откроется пролет, старобельский мост вновь закроется на большой капитальный ремонт. Проект реконструкции получил положительное заключение еще в 2016 году. Опоры моста в хорошем состоянии, а все остальные части конструкции придется почти полностью разобрать. Известно, что после реконструкции над старобельским мостом уже не будет возвышаться узнаваемая арка.
Когда все работы будут завершены, город получит 11-полосный южный въезд в Уфу (пять полос действующего новобельского моста, три полосы построенной вставки и ещё три полосы отремонтированного старобельского моста).
Когда это случится? Мэр Уфы сообщил, что нормативные сроки строительства и реконструкции – в среднем 30 месяцев на каждый мост. То есть в общем – пять лет.
Источник финансирования неизвестен
Пять лет – не такой долгий срок для большого проекта. Но пока под вопросом выполнение даже первого этапа работ – строительства вставки. Требуется на это 3 млрд рублей. Еще столько же – на реконструкцию старобельского моста. (Кстати, новый затонский мост был построен за 4,8 млрд рублей, из которых 3,5 млрд выделила республика).
Источник финансирования работ на сегодняшний день не определён. Судя по выступлениям мэра, уфимские власти в первую очередь надеются в этом вопросе на республиканское правительство. Но на одном из оперативных совещаний в мэрии, прошедшем 13 февраля, глава администрации Уфы Ирек Ялалов эмоционально прокомментировал сложившуюся ситуацию:
«Может коллегам из госкомитета по транспорту и другим курирующим структурам будет неприятно, но мы будем говорить о мосте до тех пор, пока не решится проблема, пока не найдутся деньги, - сказал Ялалов. - Хочу подчеркнуть: еще в марте 2016 года мы получили проект строительства и реконструкции этого моста, а проектировали в 2014-2015 годах. Все было выполнено по согласованию с высшим руководством республики. Нам сказали: «Найдите деньги, спроектируйте, дальше не ваши проблемы». Оказалось, наша! И мы будем её решать. Не найдём в республике, будем искать в федерации. Не найдем там, будем искать варианты частно-государственного партнерства».
Впрочем, уже на следующий день, 14 февраля, выступая на заседании горсовета с ежегодным отчетным докладом, градоначальник уже всячески благодарил республиканские власти за «существенную финансовую поддержку» в вопросах сдачи важных для города объектов.
Таким образом, вопрос финансирования строительства и реконструкции моста остается открытым.
Между тем на очереди ещё два моста, которые в скором времени потребуют внимания, – шакшинский и старый затонский. Строения также находятся в предаварийном состоянии.