Завершается проект Общественной палаты России «Великие имена России». Международный аэропорт «Уфа» в числе 45 российских хабов участвует в этом конкурсе. Напомним, цель проекта в том, чтобы через народное голосование определить выдающихся соотечественников, чьи имена будут присвоены крупным аэропортам страны.
Проект вызвал жаркие споры среди общественности Башкирии о самом достойном. В СМИ стали появляться критические материалы о том или ином претенденте. Лидирование определённого участника шорт-листа оппоненты объясняли накручиванием голосов.
Но есть в этой истории положительная сторона. Люди стали вспоминать и о других земляках, внёсших в своё время вклад в развитие нашей страны. Мы уже писали о незаслуженно забытом маршале авиации Иване Пстыго – личности, достойной того, чтобы его именем назвать наш аэропорт. UFA.AIF.RU вспомнил ещё об одном не менее достойном человеке – первом лётчике Башкирии Галее Ишмурзине. Его сын, Марат Ишмурзин, рассказал подробности из его жизни.
«Комсомолец, на самолет!»
«Мой отец Галей Мухаметзянович родился 15 марта 1903 года в бедной крестьянской семье в деревне Мурадымово Аургазинского района, - рассказывает Марат Галеевич. – И его с детства удивляла и восхищала способность птиц летать. Он занимался крестьянским трудом, но всегда мечтал о небе».
Галей Ишмурзин вступил добровольцем в Красную армию в неполных 17 лет, в 1920 году. Способный парень в 1927 году сумел поступить в Борисоглебскую военно-теоретическую школу лётчиков, затем в Оренбургскую лётную школу.
В родные края вернулся в 1935 году. В Башкирию его направили для организации в аэроклубах БашОСОАВИАХИМа массовой подготовки лётчиков. Были тогда такие лозунги: «Комсомолец, на самолет!», «Дадим стране 150 тысяч лётчиков!» Ведь страна жила и развивалась во враждебном капиталистическом лагере. Лётчиков катастрофически не хватало, а авиация тогда считалась наиболее перспективной частью вооружённых сил.
Сначала он возглавил Уфимский аэроклуб, который дислоцировался на Забельском аэродроме, точнее – на обыкновенном пустыре. Не было лётчиков, техников. Отсутствовали учебные самолёты. Все эти проблемы решал Галей Ишмурзин.
Муса Гареев - ученик Ишмурзина
Следующая должность – начальник отдела авиации БашОСОАВИАХИМа. Работа в масштабах всей республики. Был один неприятный эпизод в биографии. По ложному обвинению в 1937 году его арестовали. Но уже 1938-м оправдали, восстановили в партии и на работе.
Подготовка лётчиков велась в Уфимском, Стерлитамакском, Белорецком аэроклубах. В газете «Красная Башкирия» от 18 августа 1939 года в статье комиссара Уфимского аэроклуба Ш. Гайсина приводились такие данные: выпуск пилотов за три года работы Галея Ишмурзина увеличился в 15 раз, самолетный парк расширился в 26 раз, а общее количество парашютных прыжков перевалило за тысячу в год.
К началу Великой Отечественной войны работы прибавилось. В конце 1941 года в Башкирию эвакуировали Кировский, Железнодорожный и Фрунзенский районные аэроклубы города Москвы. Майор Ишмурзин вёл большую работу по подготовке кадров-летчиков для фронта. Они, в свою очередь, внесли весомый вклад в победу СССР над фашистской Германией. 14 лётчиков Уфимского аэроклуба, учеников Галея Ишмурзина, были удостоены звания Героя Советского Союза. Возглавляет этот список Муса Гареев, дважды удостоенный этого высокого звания.
Погиб первый лётчик Башкирии символично, на боевом посту. Летом 1942 года во время тренировочного полёта в Стерлитамакской школе ОСОАВИАХИМ его самолет потерял управление и врезался в землю.
«Мама рассказывала, что он погиб в результате диверсии, - рассказывает сын. - На малой родине чтят память об отце. Мурадымовская средняя школа носит его имя. В селе установлен его бюст и настоящий самолёт времён войны. Его имя носит улица в селе Толбазы. И в Уфе есть улица лётчика Ишмурзина».