Молодая уфимская исполнительница Гульнара Байгузина в этом году покорила не
только жюри проекта «Голос» на Первом канале, но и обрела в одно мгновенье
многочисленную армию поклонников по всей стране. Что ей дал конкурс и намерена ли
она дальше развиваться как певица, она рассказала в интервью UFA.AIF.RU.
К поп-музыке – с научным подходом
– Гульнара, этим летом вы окончили вуз и получили диплом филолога. Насыщенный же год у вас выдался…
– Моя дипломная работа называется «Реализация воздействующего потенциала в современных песенных текстах». Я анализировала популярные песни, с момента создания которых прошло от 5 до 15 лет. Жанр — поп-музыка. Проводили интернет-опрос, какие у людей любимые песни, что в них привлекало и так далее. Изучала тексты с точки зрения вербальных средств воздействия на людей — что именно и за счет чего в песнях цепляет. И это повторы, жаргонизмы, англицизмы, много чего еще. Языковая мода меняется — ничего не попишешь. Хотя не всегда в лучшую сторону — это тоже факт.
По результатам опроса выявились 15 отечественных исполнителей, создающих хиты. Кто-то из них входит и в мой плей-лист, к моему удивлению. Это группа «Пицца», на их песни у меня было много каверов, слушаю ребят с 14 лет. Во-первых, у них очень интересные тексты. Во-вторых, там нет никакого очернения и провокации, присущих современным песням. В третьих, нравится их музыкальный стиль. Он напоминает и боссанову, и фанк одновременно. Название группы говорит само за себя: ребята много чего намешали. Их стили преображаются постоянно с самого первого альбома. Музыканты словно ищут себя. И мне кажется, это здорово. Потому что очень много артистов, которые зацикливаются на том, что однажды для себя нашли и к чему уже привыкла их публика. А я приветствую эксперименты — пусть даже без выноса чего-то нового на публику.
– Думаете перебираться в Москву или останетесь в родной Уфе? Будете петь или преподавать русский язык и литературу?
– Это самый сложный на данный момент вопрос! (смеется) Пока у меня нет четкого ответа. После полугода на телепроекте «Голос» хотелось бы всерьез настроиться на музыкальное творчество, полностью сосредоточиться на нем, не отвлекаясь ни на какие сложноподчиненные предложения (улыбается). Мне интересно изучить процесс самостоятельного создания музыки. Сейчас вокруг не просто исполнители, но и авторы, которые могут себе аранжировку написать. Важно слышать, что нужно в аранжировке, а что нет. В этом плане на меня очень сильно повлиял мой наставник в «Голосе» Антон Беляев. Я много времени провела у него на студии, посмотрела, что и как он делает. Показал мне начальные шаги в аранжировке, в продвижении себя как автора. Вдохновил на поиск своего пути.
Антон решил записать несколько песен, прозвучавших на «Голосе». Аранжировки получились прекраснейшие, и бросать их было бы очень обидно. Так что сейчас мы все работаем у него в студии. Надеемся, в скором времени выйдет релиз.
Большинство песен, которые я исполнила в «Голосе», предложил Антон. Я их не знала, предстояло выучить нотный материал. Когда наставник предложил мне исполнить композицию Эминема, я засомневалась: «А я смогу?». И услышала решительный ответ: «Конечно, сможешь!» Честно сказать, текст я учила долго, около недели — в песне три куплета. Когда выучила — оказалось, что это было самым легким (улыбается). Предстояло придумать, как подать песню, как ее изменить. И представить публике.
Сначала я была в этом номере с гитарой — поскольку совершенно не умею двигаться на сцене. А на генеральной репетиции за день до эфира ко мне прямо во время песни подошел Антон и снял с меня гитару! И говорит: «Бери микрофон со стойки и пой, двигайся». Я почувствовала себя не в своей тарелке — а моей партнерше, наоборот, было комфортно, она вообще человек импульсивный. Я стояла и думала, что выгляжу как клоун. Но деваться было некуда. Зато во время съемок я в начале второго куплета так разошлась, что бросила назад микрофонную стойку (улыбается). Просто отпустила все свои страхи и предрассудки. Я же постоянно думала, как выгляжу на сцене. И вот швыряю стойку, и сразу мысль: а не прилетела она Жилину по голове? (улыбается) Но все обошлось. А я испытала кайф от того, что поймала в сложном номере ощущение внутренней свободы! Я раскачала зал! Благодарю Антона за все его придумки, он постоянно пытался вывести меня из зоны комфорта.
Преодоление себя и мечты о ТВ
– В этом сезоне в проекте участвовала еще одна певица из Башкирии — Эльмира Диваева из Стерлитамака, дошедшая до финала. Вы были с ней знакомы?
– Нет. На слепых прослушиваниях Эльмира увидела, что моя группа поддержки принесла с собой маленькие флаги Республики Башкортостан, и подошла узнать, в чем дело. Она рассказала, что давно живет и работает в Москве. Мы оказались в разных командах и, к сожалению, не так много общались на проекте. На съемках, конечно, поддерживали друг друга.
– Главный урок «Голоса», который вы получили — это ..?
– Продолжать работать наперекор неудачам и инфошумам. Когда отвлекаешься — теряется качество исполнения. А еще Антон Беляев научил меня относиться с юмором к трудностям. Он может простебать трудную ситуацию, которая возникла — и ты сидишь и смеешься вместе с ним над всей этой ерундой (улыбается).
А еще до «Голоса» я столько раз «включала заднюю» и говорила на все необычное «Нет, сразу нет!»…
И, конечно, я счастлива, что участвовала в этом проекте, хотя даже не надеялась пройти так далеко!
– Вы занимались в телешколе. Помогают ли те занятия раскрепоститься?
– Конечно. У меня тогда была какая-то ненормальная застенчивость. Я боялась подать себя — эта проблема у меня была и в обычной школе.
Учиться в телешколе было очень интересно: мы брали интервью, монтировали сюжеты, создавали авторские программы — в общем, работали в кадре и за кадром. Телешкола сделала из меня другого человека — свободного и при этом ответственного. На первом же занятии заработала стикер за то, что круче всех прочитала текст на камеру — меня это так воодушевило! Я расправила плечи — и это заметило все мое окружение. Я стала больше выступать как музыкант. У меня стала правильная речь. Как же гонял нас Артур Максютов по скороговоркам и числительным, привет ему большой и спасибо огромное (улыбается). Сегодня я скучаю по телешколе, потому что в университете успела набрать новых, взрослых зажимов, избавиться от которых не так просто.
Думала, что свяжу свою жизнь с тележурналистикой, мне очень нравилось работать в новостном формате, писать сюжеты. Поэтому поступила на филфак в 2019 году. И сразу стали рождаться песни. Пела их на всевозможных конкурсах и фестивалях. Успешно выступала на «Студвесне». И постепенно мысли о телекарьере ушли на второй план. Тем не менее окончательно с журналистикой я не попрощалась. Есть кое-какие идеи, наработан опыт, а самое главное, я знаю, что у меня хорошо получается.
Жизнь — непонятная штука. Не знаю, куда меня занесет в дальнейшем. Так что «телек» – это мой запасной вариант, однозначно.
«Уфе нужен музыкальный Арбат»
– Какой выход на сцену стал самым запоминающимся?
– Очень запомнилось выступление в 2014 году — на Дне города в Бирске. Я впервые жизни вышла на большую-большую площадь. Вечер, очень холодно, дождь. К микрофону выхожу я, маленькая девочка с гитарой. И вижу, что вся площадь забита людьми. Я спела и запомнила: меня может слушать большая аудитория. Так здорово перед ней выступать!
Еще я хорошо помню выступление в 2019 году на конкурсе «Громче!», где впервые победила как автор-исполнитель. Для меня тогда это было очень важно. Ну, и конечно, выход на «Самара-Арену», где было 45 000 зрителей. Я пела полчаса для них. Ноунеймы, дебютанты вроде меня, выступали вперемешку с хедлайнерами. Я пообщалась с Катей IOWA, она самый настоящий энерджайзер.
– Вопрос человеку с гитарой: вас не привлекают фестивали авторской песни, бардовские тусовки — это все мимо вас?
– Поначалу активно участвовала во всем этом. Лет в 13-14 ходила в Уфе в детский центр, в клуб авторской песни. Узнала, как читать табы. Выучила много песен. Было интересно. Но сегодня не думаю, что пошла бы выступать с бардами. Хотя тусить с музыкантами, смотреть, что они умеют — значит получать новый опыт. Если забиться в своей спальне и самой себе играть свои песни — ни к чему хорошему это не приведет.
– Что такое Уфа музыкальная на сегодняшний день?
– У нас очень много артистов и очень много жанров. В 2015-2017 годах я много раз участвовала в различных квартирниках. Сейчас этот формат немного поутих. А вот артистов стало больше.
– А вы с каким городом связываете свое музыкальное будущее?
– Сложный вопрос. В Уфе было очень много полезного в музыкальном плане. Но развиваться как музыкант очень сложно, когда ты живешь в Башкирии, а твои музыканты — в Москве. Да и просто накладно без конца летать туда-сюда. С другой стороны, возвращаешься из столицы в Уфу — и радостно выдыхаешь: ф-фу, наконец-то тишина и спокойствие вокруг, здесь, если что, каждый встречный поможет. В Москве такого чувства безопасности нет, и без него тяжеловато.
А вообще я сразу слышу, если поющий человек — из Уфы, творчество наших имеет отличия.
– Какого памятника не хватает Уфе?
– Не знаю насчет памятников — я бы лучше организовала у нас что-то вроде музыкального Арбата. А вот там хорошо смотрелся бы памятник уличному музыканту. В Уфе очень много классных музыкантов выросли, стритуя. Здорово, что и нынешняя молодежь выбирает делом своей жизни музыку — хотя полно других интересных и гораздо прибыльных занятий.
Я живу в районе Кашкадана (озеро в Уфе - прим.редакции), и вижу, как после реконструкции парка к нам вечерами съезжается вся Уфа — посмотреть на фонтаны, погулять. Иногда там играют местные музыканты, просто так, чтобы поделиться творчеством.
Музыкальные вкусы и будущее
– Как пишутся песни?
– По-разному. Часто приходит интересная гармония или мелодия, а затем пишутся слова. Либо, наоборот, сначала возникает тема, и ты подбираешь под текст музыку. Чаще всего песни пишутся благодаря тому или иному настроению: обычно грустному, конечно (улыбается)
– Как именуете музыкальный стиль, в котором вы работаете?
– Лирический акустик-поп. В свое время долго думала, к чему я тяготею. Инди-поп — нет, рок — тоже мимо. Решила оттолкнуться от того, какие песни исполняю. А они в основном минорные. В последнее время активно с этим борюсь (улыбается).
– Что изменилось в вашей жизни после выхода дебютного альбома?
– Я мечтала записать сольный альбом с 12 лет, рисовала обложки к будущему диску, подбирала название — и, наконец, моя мечта сбылась. Хотя теперь я понимаю, что в плане продвижения было бы лучше начать с выпуска сингла.
Долгое время у меня была проблема: я не могла сочинять новые песни — брала гитару в руки и начинала играть старые. Не могла их отпустить, пока не записала. Теперь, когда вышел альбом, я поняла: эта страничка закрыта, надо двигаться дальше.
– В детстве я была жутким битломаном — спасибо «Голосу», кстати. В первом сезоне услышала, как поют «Hey Jude». И все, пропала — слушала песни «Битлз» беспрерывно: когда делала уроки, ела, гуляла. Разучила их песни на гитаре. Заказывала в Сети разный мерч с изображением группы — плакаты, рюкзаки. Благодаря битлам одержала первую победу на фестивале — когда спела их песню. Музыка «Битлз», легкая и интересная, дарит много положительных эмоций. До сих пор мне нравится их альбом 1964 года, «A Hard Days Night». И сольное творчество Пола Маккартни тоже нравится. Восхищаюсь историей его становления как музыканта.
– Какие качества вас привлекают в молодых людях: смелость или честность, открытость или щедрость?
- Меня привлекает то, что мне не свойственно. Я скромный человек, вечно в себе сомневающийся, любящий заниматься самокопанием — и мне нравятся люди, которые ничего не боятся, которые могут подойти и запросто начать разговор. Хотя чрезмерное превышение чувства такта меня вводит в ступор.
Если толпа молчит, а кто-то один говорит, что знает, как решить проблему — то этот человек вызывает у меня восхищение. Тот, кто не боится себя показать — молодец. Тем более в музыке. Музыка не любит скромных.