Примерное время чтения: 9 минут
759

«В мечтах – летучий дом». Ученый из Уфы изобрел современный дирижабль

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Башкортостан № 5 31/01/2023

Молодой учёный Владимир Бекасов с коллегами разработал и воплотил в жизнь современную модель дирижабля. В интервью «АиФ-Башкортостан» он рассказал о том, что подвигло его на создание беспилотника, какими трудностями сопровождался этот процесс и откуда взялась идея летающего дома.

Владимир Бекасов
Фото: Из личного архива Владимира Бекасова

Досье
Владимир Бекасов родился в Уфе в 1992 году. В 2015 получил диплом магистра физики СпбГУ. С 2014 по 2017 гг. читал выездные лекции в Харбинском политехническом институте. Работал как инженер-исследователь на университетской кафедре оптики. С 2018 года – руководитель уфимского стартап-проекта SkyRepublic. С 2021-го – старший преподаватель УГАТУ.

Энергия солнца

«АиФ-Башкортостан», Юрий Татаренко: Владимир, в Уфе создан новый дирижабль. Для чего? В чем его отличие от аппарата столетней давности?

Владимир Бекасов: Воздухоплавание появилось задолго до ХХ века – вспомним хотя бы братьев Монгольфьер – их шар взлетел в небо в 1783 году. Дирижабль – управляемый аэростат. И с точки зрения физических основ к сегодняшнему дню практически ничего не изменилось: он заполнен газом, который легче воздуха. Что принципиально нового? Повысился уровень технической оснащенности. Сегодня в нашем распоряжении новейшие материалы – к примеру, тончайший термополиуретан, почти не пропускающий ни гелий, ни водород, а также композитные материалы – карбон, углепластик. Все комплектующие стали с одной стороны легче, с другой – прочнее, надёжнее и проще в производстве. Появились умные устройства – микроконтроллеры. Маленькая дешёвая электроника способствовала изобретению квадрокоптера. Что мешало при изобретении вертолёта следом сделать бензиновый квадрокоптер? Сегодня за положением аппарата в пространстве следят компьютеры. Ещё один важный признак прогресса – использование солнечной энергии, дармовой, по сути. Поэтому поверхность нашего дирижабля покрыта солнечными панелями.

– Чтобы летать, ему не нужно тратить энергию?

– Она тратится, чтобы перемещаться по заданному курсу, маневрировать: вправо-влево, вперед-назад и так далее. К примеру, самолёт на поддержание высоты полета тратит 40% энергии топлива, вертолёт – ещё больше. Дирижабль – ничего. Преимущество очевидное. Далее – аэростат точно не упадёт, даже если энергии будет мало – он просто станет менее маневренным.

Энтузиастов, создающих современные дирижабли, очень мало – думаю, во всем мире их около сотни. Первоначально я рассматривал аэростаты как транспортное средство. Но готовых решений не нашёл. Придумать и сделать всё самому – слишком хлопотно и затратно. Поэтому мы с командой пришли к варианту беспилотника. Стали делать летающую игрушку, чтобы отработать на практике концепцию. И в ходе расчетов поняли, что у нас может получиться ценный экземпляр. Потому что занимает условную нишу между очень маленькими квадрокоптерами с крайне небольшим временем полета – и обычной большой авиацией. Наш аппарат может находиться на высоте неделю – пока не начнёт выветриваться газ из приёмника, создать полностью герметичную оболочку пока не удаётся. Гелия требуется 60 кубометров. За неделю теряется 15%, требуется дозаправка. При этом ему не нужны ни взлетно-посадочная полоса, ни экипаж. Грузоподъёмность – до 15 кг.

За штурвалом – компьютер

– Возможно ли в перспективе поднять человека?

– Сразу возникает множество сложностей с согласованиями пассажирских перевозок. Наш аппарат 7,5 метров в длину и 5 метров в ширину. Объём газа – 60 кубометров. Выталкивающая сила, действующая на аппарат – примерно 600 ньютонов. Но при увеличении габаритов дирижабля в два раза его грузоподъемность увеличится в восемь раз! Вес оболочки вырастет в 4 раза. Таким образом, чтобы возить людей, дирижабль должен быть в длину 15-30м. Но это будет уже многотонный аппарат.

– Если нет экипажа, кто выступает в роли дирижера дирижабля?

– В нашем случае – микрокомпьютер. Он связан с нервной системой аппарата при помощи Интернета 3G. Чтобы отвязаться от вышек, в дальнейшем возможно перейти на спутниковую связь. То есть управлять дирижаблем можно будет из любой точки планеты!

– Вышеупомянутые суперматериалы вряд ли купишь в магазине. Как выходили из ситуации?

– Гелий мы закупали в Уфе у торговцев воздушными шариками, взяли сразу 11 баллонов. А 30 кг ткани заказывал в Китае. И она нам не подошла – китайцы не поняли наших требований! Пришлось шить оболочку дирижабля из южнокорейской ткани. Эту работу на аппарате ультразвуковой сварки выполнил Александр Бекишев из Подмосковья, классик воздухоплавания.

– Испытания заканчиваются. Что осталось сделать?

– Мне просто нужен свободный месяц – чтобы собрать дирижабль полностью и устроить чистовой репетиционный полет. Нужно перестать брать другие заказы. Деньги, необходимые на создание дирижабля, я уже заработал. Проект на финишной стадии – и находится там уже год. Все комплектующие мы добыли. А что-то даже пришлось чинить после падений.

– Сколько человек в вашей команде?

– Инженер Ирек Исламгазин внес огромный вклад в механику – в работе над каркасом и шасси. Даже когда брались материалы из обычного строительного магазина, наш дирижабль летал! Правда, периодически отваливались болты и гайки – зато всем было очень весело. А Ирек привнёс профессиональный подход к делу. Уфимский «Профессор Знайкин» Стас Кацапов помогал все привезти-увезти. Дизайнер Камиль Чураев выступил в роли художника. Его жена Катя помогла произвести с расчётами финансов. Итого – 5 человек.

Дешевле легковушки

– Как вы пришли в этот проект?

– Я взялся за него сразу после университета, и больших проектов за плечами не было. Я работал в науке, и мне казалось, что для создания дирижабля нужны только ученые и инженеры. Но как выяснилось не только они – и множество стартапов развалилось именно из-за нехватки кадров. Крайне необходим продюсер проекта. Инженеру нужны деньги. Надо либо выиграть грант, либо брать кредит. А кредит же ещё отдавать нужно! В наукоёмком проекте нужны люди с управленческими, экономическими, организационными знаниями и навыками.

– Какова цена вопроса. Предположим, кто-то рискнет повторить ваш маленький подвиг?

– Наш проект оцениваю примерно в полтора миллиона рублей – это цена не пафосной легковушки. Но это без компенсации трудо-человеческих затрат в полном объеме. А еще сложно включить в стоимость проекта цену ошибок и рисков. Их может быть бесконечно много. При этом каких-то легко избежать – при разумном подходе. Учет возможных рисков – один из важнейших уроков, полученных мной на проекте. Самые худшее, что может случиться – повреждение оболочки ураганом. И мы заложили в бюджет стоимость новой оболочки. Самое удивительное, что после этого ураган действительно случился, и он порвал нам все, что можно!

Грантовые деньги привлечь не удалось – но я к этому особо и не стремился, если честно. Заявки на гранты тоже нужно уметь писать. Инвесторов тоже в Уфе немного! Очевидно, что при должном финансировании наш проект завершился бы быстрее и успешнее. Но у каждого свой путь.

Яхты и машины уйдут в прошлое

– Как родилась идея постройки дирижабля и в чем его предназначение?

– Идея дирижабля очень приземленная. Цель беспилотника – апробирование концепции автономного летательного аппарата. Основная задача – мониторинг окружающей среды: это может быть информация о лесных пожарах, морских тайфунах, поисковые задачи и так далее. На дирижабль могут быть установлены видеокамеры, тепловизоры, датчики газа, угольной пыли, дозиметры и другие приборы. Кроме того, в малонаселённых местах зависнувший аппарат с ретранслятором может обеспечить сотовую связь и интернет.

Главная идея – создать летающий дом. Моим родным и близким очень нравится путешествовать. Помните мультик «Летучий корабль»? Мне он тоже нравится. Скоро яхты и фольксвагены превратятся в прошлый век. На дирижабле ты и дома, и все время в пути. Мне эта идея до сих пор кажется очень привлекательной. Очень хочу реализовать свою мечту.

– Опасно ли в XXI веке летать на дирижаблях? На высоте 2000 метров за облако не схватишься…

– Предположим, продырявлена оболочка. Гелий выходит, дирижабль снижается. Предположим, оболочка цела – но повредились двигатели. Ты не падаешь, а просто висишь в воздухе.

Современный аэростат «Аэрлендер-10» упал лет 6 назад. Есть видео, как 80 тонн падает с неба. Очень долго. В итоге с высоты 400 метров аппарат стукается о землю носом – и подпрыгивает, как слабо надутый мяч. Пара членов экипажа получили ушибы, больше никто не пострадал.

У нас другая система руления. Она ближе к квадрокоптеру и конвертоплану. Рулевой тягой можно управлять. Дирижабль может кружиться на месте или сделать бочку, если надо!

Лететь и читать

– Есть ли у вас хобби?

– Люблю читать. Мне очень нравится Курт Воннегут. Его последняя книга «Времятрясение» – замечательная, всем горячо рекомендую. Он написал ее в 80 с лишним лет, и ему уже было неважно, продастся она или нет. Ему просто хотелось общения с читателем. И даже позволил себе такую наглость, как отказ от сюжета, использование фрагментов из других своих книг!

Также люблю ездить по родной Уфе на велосипеде…

– Парадокс: строитель дирижабля обожает велосипед?

– Не вижу ничего странного. На велике приятно кататься по Уфе, но долго ехать до Казани или Самары. Поэтому дирижабль и велосипед не взаимоисключающие вещи. Уверен, из столицы Башкирии до столицы Татарстана можно будет долететь часа за четыре! А еще в наших планах запустить курсирующий дирижабль между Москвой и Питером и назвать его «Фёдор Достоевский». Он обязательно будет оборудован библиотекой. Лететь в удобном кресле в полной тишине и читать Воннегута – разве это не прекрасно?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах