Большинство уфимцев давно усвоили: наш город стоит на карстах и воронках, поэтому на улицах и во дворах периодически образуются провалы, по причине чего в столице опасна высотная застройка и категорически невозможно строительство метро. Так ли это на самом деле? Об этом рассказал кандидат геолого-минералогических наук, автор более 80 научных работ по инженерной геологии и инженерному карстоведению Анатолий Травкин.
Куда уехал дом?
Дмитрий Саламатин, «АиФ-Башкортостан»: – Анатолий Иванович, почему в Уфе с такой периодичностью образуются провалы?
Анатолий Травкин: – Большое влияние на этот процесс оказывает хозяйственная деятельность человека, например, утечки из водопровода и теплосетей. Питая подземные воды, они влияют на активность карстообразования. Подтверждением является деформация корпуса УППО на Новостройке, домов 5а по улице К. Маркса и 43а по ул З. Валиди, бывшего кинотеатра «Луч» и других объектов. Около 80% случаев карстовых провалов в городе и на прилегающих территориях в той или другой степени связаны с утечками из водонесущих коммуникаций.
– Чем выше нагрузка на геологическую среду, тем опаснее в городе. Где-то может наступить критическая нагрузка, и здание может разрушиться. Понять приближение этой критической точки можно по удельному давлению здания на землю, которое распространяется на какое-то расстояние и потом исчезает. Если грамотно по расположению строить новые дома, то опасности можно миновать. Также нужно тщательно изучить способности грунта и уже из этого можно понимать, какого размера дом строить. Это касается не только исторического центра.
– Да, на некоторых зданиях в Зелёной роще, других районов города установлены специальные маячки. Жители домов по улице Рабкоров жалуются, что у них сыпется штукатурка. С чем это связано: грунт «шалит» или косяки строителей?
– Маячки устанавливаются, если на доме появилась трещина, они показывают его движение, как оно себя ведёт. В прошлом был случай с девятиэтажкой на Степана Злобина, где трещина пошла на все этажи и дом чуть не развалился. После выяснения причин и их устранения здание отремонтировали, и людей заселили снова.
Что касается улицы Рабкоров. Вокруг станции водоканала из-за утечек было много провалов, но их устранили. Сейчас всё более-менее успокоилось, и особых сигналов нет. А вот ниже, ближе к улице Авроры, лицею №5, были большие проблемы со спортзалом – туда подходил овраг. Его засыпали, но не знаю, как по тем временам строилась эта школа. А вот по поводу осыпания штукатурки на Рабкоров – это, скорее, проблема не совсем качественного строительства.
Выше дом – глубже подход
– А застроенный склон возле железнодорожного вокзала? Порой кажется, что он рискует сползти вместе с домами…
– Когда мы проводили там изыскания, сказали, что склон нужно укреплять. Нам ответили, что он якобы далековато от зданий, сам по себе вроде бы не рушится и частные дома там стоят давно. В итоге деньги на предотвращение оползневой опасности выделены не были. В теории, он может сползти. Также представляет оползневую опасность склон в районе ТРЦ «Планета» на Сипайловской. Там несколько лет назад весной уже был оползень. Грунт «поплыл», и на ликвидацию последствий ушли десятки миллионов рублей. Во время второго оползня, который произошёл следующей весной, к нам обратились за помощью.
– Если так, почему в этих районах разрешено высотное строительство?
– Опасен или нет тот или иной овраг или склон, устанавливается в ходе инженерно-геологических изысканий. Именно мы даём категорию по карсту, по опасности оползня. Всё просчитывается, изучается различными методами. К тому же, если что-то не так с геологией, прежде чем дать разрешение на строительство, эксперты выдвигают условия. Если бы они не дали добро, эти кварталы не были бы построены. Чем выше дом, тем глубже исследование и тщательнее подход. Геолог определяет, конструктор под эти условия конструирует. Если мы сказали закрепить склон, он должен это сделать так, чтобы дом стоял вечно.
– А может геологическая ситуация под зданием резко измениться уже после постройки?
– Такие примеры тоже есть. Например, детский сад возле Ильинского рынка. Здание начало трещать без причины – при строительстве в геологическом плане было всё хорошо. Мы обследовали здание, и я обнаружил рухнувшую канализационную трубу, из которой всё вытекало под фундамент здания. После того, как вода была вычерпана, а труба восстановлена, «трещание» продолжилось и уже понадобились изыскания. Денег на это требовалось много, 2,5 млн руб. – колоссальная сумма для детского сада. Руководство отказалось. Что потом стало со зданием, не знаю.
Вообще говоря, геологические условия меняются всё время. Где то это может произойти мгновенно – это называется катастрофическое изменение. Здесь не помогут никакие изыскания.
Две причины
– Какое самое безопасное место в Уфе для строительства жилья?
– На водоразделе – по всему проспекту Октября. Когда придёт время сносить хрущёвки, на их месте можно будет строить высотки. Сейчас город хотят расширять в сторону Забелья – Затон и Дёма. В целом там относительно благоприятная геологическая обстановка, но местами встречаются карстовые провалы. Но опять же, строить будут только там, где позволят результаты изысканий и другие работы.
– Пожалуй, самый дискуссионный вопрос: можно ли всё-таки строить метро в Уфе?
– Построить метро можно даже на Луне, но во что это выльется – неизвестно. Эта эпопея в Уфе началась в 1981 году, после перехода городом миллионного рубежа. Тогда комиссия Госплана одобрила решение о строительстве метрополитена. Работа началась с изысканий – изучения и определения свойств грунта, их связи и зависимости между собой для проведения в дальнейшем точных проектных работ. Строительство первой очереди метро предполагалось вдоль проспекта Октября – протяженность около 9 км, также было запланировано ещё несколько очередей, в том числе ветки в сторону Инорса и Затона.
– Лучше делать глубокое метро – до 80 метров. Но Уфа неоднородна по перепадам высот: от 212 метров на Горсовете до 130 м в Черниковке и так далее. Мы пришли к выводу, что слишком далеко придётся копать на каждой станции, да и «в гипсах придётся идти» – вода для них агрессивна, из-за чего появляются полости, и это небезопасно. Тогда мы решили попробовать вариант с неглубоким метро – до 20 метров. И, когда начали всё просчитывать, выяснилось, что станции, которые запланированы на оси проспекта, будут мешать транспорту на главной магистрали города. Осуществлению этого варианта мешали и известняки, присутствовавшие в верхней части земли – они тоже карстуются. И ещё одно: когда посчитали деньги (уже началось время перестройки), мы поняли, что этих средств Башкирия не найдёт. Если подытожить вышесказанное, в Уфе две причины отсутствия метро: большие затраты на строительство и сложные геологические условия. Построить без серьёзной федеральной поддержки точно не получится. К тому же сейчас есть аэротакси, наземное метро. Человек уходит вверх, а не вниз. Может, это и к лучшему.
– Как обстоит дело в других районах республики?
– Зона протяжённости гипсов, так называемый Рязано-Охлебининский вал, тянется вдоль республики, через Уфу, далее на юг и всё что попадает в его зону, там наблюдаются карстовые воронки.
– Если ли в Башкирии такая непростая ситуация, логично было бы нам иметь специализированную структуру, которая занимается этой проблемой…
– Один из лучших геологов страны, директор ООО «Архстройизыскания» Владимир Геннадьевич Камалов десятки лет добивался создания в республике центра мониторинга опасных геологических процессов. Но увы…. Денег не нашли. Или не захотели найти.