aif.ru counter
269

«Закрыть» Салават. Как перевести потребителей города на закрытую схему ГВС

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Башкортостан №46 14/11/2018
При реализации проекта жилые дома в г. Салавате планируется перевести на индивидуальное теплоснабжение.
При реализации проекта жилые дома в г. Салавате планируется перевести на индивидуальное теплоснабжение. © / БГК РБ

С 1 января 2022 года открытый водоразбор будет запрещён федеральным законодательством, а именно п. 9 ст. 29 ФЗ от 27 июля 2010 г. №190 «О теплоснабжении». Это означает, что теплоснабжение и горячее водоснабжение должны будут подаваться потребителям по закрытой системе.

Выбрать один из трёх

Казалось бы, до вступления в силу этой статьи закона ещё три года, но на самом деле времени для выполнения масштабных мероприятий осталось очень мало. Дело в том, что из восьми городов республики, обслуживаемых Башкирскими распределительными тепловыми сетями, в двух горячее водоснабжение ведётся по открытой схеме. Это часть Сибая и весь город Салават. Башкирская генерирующая компания пригласила все заинтересованные стороны к открытому диалогу на круглый стол «Возможности взаимовыгодного сотрудничества региона и бизнеса на примере города Салавата». В результате должно появиться оптимальное для всех участников решение вопроса.

Презентуя разработанный проект, директор «БашРТС» Сергей Лыков подробно остановился на трёх моментах, без которых его невозможно воплотить в жизнь. Спикер отметил, что сегодня имеются определённые юридические коллизии отдельных статей двух федеральных законов: №416 «О водоснабжении и водоотведении» и №190 «О теплоснабжении». Так, ресурсоснабжающая организация с администрацией Салавата согласовали схему теплоснабжения города, разработали инвестиционную программу. Но она согласована без учёта полного объёма работ по переводу города на закрытую систему ГВС, не определены реальные источники финансирования основных мероприятий, порядок и сроки их реализации. Словом, законодательной базы для требуемого федеральным законом проекта недостаточно, необходимо разработать нормативные акты для отдельных пунктов статей 6 и 40 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в которых будут прописаны порядок прекращения открытого водоразбора и конкретные источники финансирования мероприятий.

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо законодательно упростить процедуру согласования собственниками многоквартирных домов перевода на закрытую систему ГВС. Пример: Дюртюлинские теплосети в процессе перевода части многоквартирных домов города на закрытую систему установили ИТП в домах в статусе общедомового имущества, но заблаговременно не получили согласия собственников на их обслуживание, и теперь эта обязанность легла на плечи ресурсников.

«Мы разработали проект, где рассмотрели три основных варианта работ, - рассказал Сергей Лыков о техническом и экономическом аспектах вопроса. – Первый – это централизованное теплоснабжение от центрального теплового пункта. Второй – индивидуальное горячее водоснабжение с установкой в домах ИТП. Третий – комбинированный: часть домов будет подключена к центральному теплопункту, в других установят индивидуальные тепловые пункты.

Мы пришли к выводу, что самым оптимальным и бюджетным является второй вариант. При условии перевода частных домов в поселках Мусино и Желанный на индивидуальное газовое отопление. Но даже по ценам 2017 года на это требуется больше 2 млрд рублей. Самые затратные части – реконструкция 12 километров тепловых сетей (больше миллиарда рублей) и установка 1 434 ИТП (866 млн рублей)».

Тариф не безразмерный

Один из ключевых вопросов реализации проекта – источники финансирования. На обсуждение участников круглого стола Сергей Лыков вынес три варианта.

Первый – самый жёсткий. «БашРТС» выполняет все работы за свой счёт и в установленные сроки, но компенсирует затраты из двух источников: тариф на тепло для потребителей Салавата вырастет на 62%, а инвестпрограмма на 53% будет выполнена за счёт инвестиционных и ремонтных программ других семи городов присутствия теплоснабжающей организации.

Второй вариант построен на взаимовыгодном сотрудничестве Башкирских распределительных сетей, «Салаватводоканала» и «Газпрома», а также значительном вливании бюджетных средств. При таком раскладе сроки будут соблюдены, финансовая нагрузка также ляжет на плечи потребителей (тариф вырастет на 37%) и на другие города (23% работ будет выполнено за счёт их инвестпрограмм).

Третий вариант – самый мягкий и безболезненный для населения. Рост тарифа предусмотрен на 4% (по прогнозу Минэкономразвития РФ). Разработчики считают, что выполнить программу возможно усилиями всё тех же ресурсоснабжающих компаний и с участием бюджетов разных уровней, но при условии сдвигов сроков реализации мероприятий на 11 лет, до 2033 года. В качестве примера решения проблемы с привлечением бюджетных средств Сергей Владимирович назвал города Набережные Челны и Тихвин. Всего в России на сегодня не переведены на закрытую систему ГВС 40 городов.

Думать о людях

«Повышение тарифа для населения выше 4% уже будет воспринято негативно, - поделился точкой зрения салаватцев замглавы администрации города по вопросам жизнеобеспечения Талип Калимуллин. – А на 60% - тем более. Люди просто не будут платить. Мы предлагаем собирать средства по крупицам: участвовать во всех возможных республиканских программах. По одной из них перевести два населённых пункта на индивидуальное газовое отопление, по программе капремонта провести установку ИТП в многоквартирных домах. Но на это нужна воля собственников. У нас 60 тысяч лицевых счетов, нужно довести до каждого жителя необходимость этих работ. Но прежде всего, чтобы не нарушать закон, подключить наших депутатов Госдумы, чтобы они вышли с законодательной инициативой по сдвигу сроков реализации проекта».

Талип Калимуллин также обратил внимание на то, что в результате раскопок центральных улиц города в ходе реализации проекта возникнет проблема благоустройства, что тоже повлечет колоссальные затраты, и один муниципалитет их не сможет покрыть.

«Предложенные в первых двух вариантах тарифы просто неподъёмны для населения, - прокомментировал заместитель председателя Госкомитета РБ по тарифам Наиль Шарафутдинов. – Есть понятие предельного индекса совокупной платы граждан за коммунальные услуги, его превышение недопустимо. Люди физически не смогут по ним платить. Предлагаю повысить тариф в рамках прогноза – на 4%, а источники финансирования определить другие».

Комментарий

Генеральный директор ООО «БГК» Александр Симановский:

«В ходе дискуссии мы пришли к выводу, что в среднесрочной программе проект по переводу города Салавата на закрытую систему ГВС реализовать невозможно. В первую очередь необходимо внести изменение в законодательство по переносу сроков реализации проекта. Во-вторых, министерство ЖКХ республики эти же вопросы должно рассмотреть коллегиально, с участием всех ресурсоснабжающих организаций и скорректировать их инвестпрограммы с учётом данного проекта.  В-третьих, надо использовать уже существующие механизмы: поквартирные АОГВ и ИТП в многоквартирных домах. Источниками финансирования не может быть внешний займ или значительный рост тарифов для населения. Собственных средств на эти цели у «БашРТС» нет. Мы видим выход в долевом участии всех ресурсоснабжающих организаций Салавата, которые должны включить затраты в свои инвестиционные программы. Надеемся, что республика и город возьмут на себя бюджетную нагрузку в рамках целевых программ».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество