В Башкирии приближается отопительный сезон, и люди обсуждают, сколько им придется платить за то, чтобы не замерзнуть зимой. В прошлом году платежи выросли резко, что вызвало волну жалоб от населения. Но в этом году власти заранее активно обещают, что ситуация не повторится. UFA.AIF.RU выяснял, что сделано для того, чтобы решить проблему и есть ли основания верить чиновникам.
Рапортуем единогласно
О том, что платежек с завышенными платежами не будет, заявляют чиновники всех уровней – от начальников управлений городских администраций до главы Башкирии. По данным минЖКХ, республика готова к отопительному сезону на 93,5%, рисков срыва подачи ресурсов в жилые дома нет.
Начальник управления по обеспечению жизнедеятельности администрации Уфы Аскар Батталов сообщил, что после проведенной сверки площадей в жилых домах и работам по снижению энергопотребления уфимцы в этом сезоне сэкономят на отоплении около 80 млн рублей. Нарушения по начислениям выявлены более чем по 97,1 тыс. кв. м в 886 МКД. После расчётов за реально отапливаемые жилые помещения в новом сезоне жильцы этих домов заплатят за тепло меньше на 34,5 млн руб. Энергопотребление снизили на 10% в 448 домах, уменьшив диаметр элеваторных узлов. По платежам это должно дать в итоге минус 45 млн руб.
По мнению чиновников, своевременно выявлять перетопы и недотопы поможет телеметрия: в жилом фонде республики сегодня из 9,8 тыс. общедомовых приборов учета на дистанционное снятие показаний переведены более 6,3 тыс., из них в Уфе – более 2,2 тыс. К концу октября этого года в столице Башкирии создадут единый центр аналитического контроля за параметрами систем центрального отопления. На ремонт индивидуальных тепловых пунктов из бюджета города выделено 70 млн руб.
Счётчик больше не обманет?
Экс-руководитель общественной организации, а ныне советник мэра Уфы по ЖКХ Вадим Беляков подчеркивает, что ситуация по отоплению достигла критической отметки. По его мнению, клубок проблем, накопившийся с 2013 года, надо распутывать, иначе будет ещё хуже. Поставить потребление ресурсов на контроль должны помочь счетчики, проверка которых сейчас продолжается.
«До 15 сентября все опрессовки и гидравлические испытания в домах проведут, они будут готовы к приёму тепла, - говорит Вадим Беляков. - Хорошо, что появились тепловые инспекции - их 10 лет не было! Они с весны ходили и выдавали замечания управляющим компаниям. Одно из важных – теплоизоляция труб в домах с верхним розливом, что снизит теплопотери. До 15 октября до наступления морозов это необходимо выполнить. По уфимским управляющим компаниям 441 счетчик в этом году прошёл поверку, то есть признан исправным и допущен к новому сезону. Поверка остальных будет по графику. Кроме того, созданная тепловая инспекция все счётчики проверила на работоспособность. Значит, проблем с неисправным или неправильно фиксирующим показания теплосчётчиком возникнуть не должно. Модемы помогут сразу понять сбой в их работе и предотвратить неверные начисления».
Ресурсники должны начислять гражданам плату за отопление исходя из фактического объема тепловой энергии, зафиксированной общедомовым прибором учёта, подчеркивает заместитель председатель жилстройнадзора по республике Владимир Леонтьев. Однако по результатам проведенного госкомитетом анализа отчетов о суточных параметрах теплоносителя выявлено несоответствие графика температуры на вводе в дома: завышение или занижение подачи тепла.
«После рассмотрения иска прокуратуры Орджоникидзевский районный суд в июле этого года обязал БашРТС провести собственникам квартир в 24 домах перерасчет платы за декабрь 2020 года в сторону уменьшения в связи с поставкой некачественного коммунального ресурса. Это те МКД, где выявлено несоответствие температуры теплоносителя на вводе с температурным графиком, – сказал Леонтьев. –Решение суда не вступило в силу, БашРТС подала апелляционную жалобу. По итогам её рассмотрения мы предпримем следующие шаги».
«Наценка прежняя»
Представитель союза домовых комитетов «Башдомком» Арсен Нуриджанов считает, что люди по-прежнему будут получать платежки с огромными суммами, так как главная причина этой проблемы не устранена.
«Из аналитических источников мы видим, что наценка на купленную ресурсными организациями гигакалорию составляет 85%, - поясняет он. - Это монопольно высокая цена. Например, средняя маржа в торговле составляет 15%, в услугах - 20%. Понятно, что это обогащает теплоснабжающую организацию. Её нужно снижать хотя бы в два раза. Тогда эффективность будет видна. Во-вторых, не верю я в заявления, что проведены работы по уточнению площадей в жилых домах, работоспособности теплосчётчиков. Потому что в огромном количестве домов всё это уже было сделано и не было коммерческих или не отапливаемых площадей, по которым ошиблись с начислениями платы! Однако люди повально получали завышенные счета. Если речь идёт о выявленных нарушениях, то они касаются 15% домов, но не почти 100%!»
Нуриджанов указывает на отсутствие общественного контроля при проведении проверок.
«Республиканская власть столкнётся с той же проблемой, наступит на те же грабли, - рассуждает общественник. - И снова покажет полную беспомощность перед ресурсниками-монополистами. Так не бывает, что в одной системе одни зарабатывают, а другие банкротятся. Ведь управляющие компании должны тепловикам миллиарды. Значит, в рыночном ценообразовании сбой».
Обсудили и оставили все как есть?
Депутат Госсобрания РБ, член комитета по ЖКХ Рустам Хафизов напомнил, что прошедшей зимой фракции КПРФ и ЛДПР предлагали провести парламентское расследование, установить причины резкого роста платы за отопление, но «Единая Россия» большинством голосов отказала в этом.
«Жильцам домов нужно не платить молча по счетам, которые приходят, а инициировать проверки, писать в госжилнадзор, прокуратуру, суд. Планово тарифы за тепло должны вырасти на 3%. Если замечаете, что платёжка "потяжелела" вдвое и втрое, пишите, сообщайте об этом! В этом плане решение Орджоникидзевского райсуда в пользу потребителей очень показательно. Оно может стать основанием для предъявления претензий теплоснабжающим организациям, и здесь надо активнее госжилнадзору продолжать деятельность. Поставщики коммунальных услуг должны бояться поставлять плохую услугу. Для этого штрафы должны быть значительно выше получаемой прибыли, - резюмирует общественник Рустем Шайахметов. - Должны быть конкретные жёсткие наказания за перетопы, чтобы больше не захотелось их допускать. И самое главное, не занимаются энергосбережением сами тепловые компании. В прошлом году на 15 млрд руб. нам оказали услуг теплоснабжающие организации, что такое снижение на 34 млн, на 45 млн? Это капля в море. Поэтому существенных изменений не предвижу. Ведь не решается и проблема управляющих компаний - неэффективное расходование средств".