С 1 сентября в силу вступают нововведения в сфере ЖКХ, когда плата за сверхнормативное содержание общедомового имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников. Как это будет выполнено на практике, о сложных взаимоотношениях жильцов с управляющими компаниями и других проблемах в сфере ЖКХ UFA.AIF.RU рассказал руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Дубовский.
Что изменится?
Альбина Зубарева, UFA.AIF.RU: Анатолий Николаевич, что значит сверхнормативное потребление, и как оно образуется?
Анатолий Дубовский: Новые изменения с 1 сентября – серьезные. Много лет назад ввели нормативы в оплате общедомовых ресурсов, которые управляющие компании выставляли собственникам. Но из-за утечек, отсутствия индивидуальных приборов учета, элементарного воровства ресурсов, например, когда некоторые предприимчивые граждане устанавливают магниты или включают воду тонкой струей, чтобы набрать про запас, образуется сверхнормативное потребление. На данный момент это бремя управляющих компаний, лишенных права предъявить его жильцам. Это приводило к тому, что УК или втихаря брали деньги из статьи «содержание», чтобы покрыть долги, или образовывался дисбаланс в бюджете компании. С сентября сверхнормативное потребление ложится на плечи собственников.
Напомню, что дом потребляет электроэнергию (освещение в подъезде, работа лифтов, домофонов, насосов) и воду (уборка лестничных клеток, промывка систем отопления и т.д.). Что касается отопления, то изменения его не коснутся.
– В редакцию уже поступают звонки от встревоженных читателей. Как собственники должны готовиться к грядущим изменениям?
– Мы проводим большую разъяснительную работу. Но допускаю, что кого-то нововведения застанут врасплох. Чтобы принять эти изменения, люди должны осознать, что именно они - хозяева в своих домах, а не просто потребители ресурсов. Что все зависит от их сознательности и желания участвовать в жизни дома. К примеру, повышает расходы на СОИ элементарная забывчивость, когда граждане несвоевременно передают показания по счетчикам. Или бывают случаи, когда не впускают в свою квартиру для сверки показаний приборов. В итоге страдает весь дом. Правда, здесь нашли способ, как урезонить таких товарищей - после двух актов о недопуске счет за коммуналку выставляется по нормативу, а не по измерительному прибору.
Также сверхнормативное потребление фиксируется, когда в квартире без счетчиков проживают несколько человек, а прописан один и он оплачивает ресурс по нормативу. Фактически же жильцы данной квартиры потребляют больше. Но этот излишек распределится между всеми жильцами дома. Примеров недобросовестного отношения можно привести очень много.
«Легче ждать и жаловаться»
– Но многое зависит и от управляющих компаний. И тут мы возвращаемся к теме взаимоотношений с ними собственников, которые порой складываются не лучшим образом. Как жителям действовать, чтобы их права не нарушались?
– Главное, от чего нужно отталкиваться во взаимоотношениях, это договор управления, который является лицом управляющей организации и в равной степени воспитывает как ее, так и собственников. Если компания предлагает подписать документ, составленный «на коленке», то с ней даже разговаривать не стоит. К большому сожалению, практика показывает, что далеко не все жильцы его читают. Есть разработанные нами договора и методические рекомендации по определению статьи «содержание». Надо учиться считать свои деньги. Ведь даже отправляясь в магазин, мы тщательно взвешиваем, какой выбрать: в одном можно заплатить тысячу рублей, а в другом - 500 за тот же набор товаров.
– Статья «содержание» вообще болезненная тема и для собственников, и для управляющих компаний.
– Могу привести такой пример. В городе Салавате в одном доме содержание стоит 33 рубля с одного квадратного метра. Рядом стоит дом другой управляющей компании, и там содержание – 17 рублей с «квадрата». При этом вторые хотят уйти из своей УК и просятся к первой. То есть уровень платежа равен степени доверия собственников.
– Как собственникам научиться считать свои деньги?
– Начать с того, чтобы принять на общем собрании решение накапливать средства по статье «содержание» на специальный счет. Уполномочить старшего по дому подписывать акты выполненных работ, и тогда расходы станут прозрачными и жильцы увидят, на что тратятся деньги и сколько еще осталось. Также и в капремонте. Собирать платежи можно не в общий котел, а на специальный счет своего дома. Тогда не надо ждать, когда до него дойдет очередь, можно самим решить, какие виды работ необходимы, и есть еще ряд преимуществ. Но нашим собственникам лень заниматься этими вопросами. Легче ждать и жаловаться. Вот как-то ко мне обратился мужчина со словами: «Сдается мне, наша управляющая компания ворует. Придите-ка разберитесь». Но почему кто-то должен это делать за него? Не воруют там, где этого не позволяют.
«Менталитет хозяина еще не сложился»
– Но от людей поступают жалобы, что не могут сменить управляющую компанию. Как им этого добиться?
– Эта процедура уже достаточно хорошо отрегулирована, и управляющая компания сегодня не имеет права задерживать дом, если собственники приняли такое решение. Законодательство признает результаты собрания при голосовании 50% плюс один голос. Арбитражный суд неизменно встает на их сторону. Я знаю одного председателя домкома, которая ходит в управляющую компанию каждое утро как на работу, чтобы поругаться. Но если не удается найти общий язык, если там не слышат вас, то просто смените ее. Как говорится, насильно мил не будешь.
Я думаю, что будущее - за товариществами собственников жилья. Есть немало примеров, когда они успешно работают. Ведь, по сути, управляющая компания – это нанятый вами посредник, которому нужно доплачивать за эту услугу, да еще содержать аппарат управления, который может быть изрядно раздут.
– Может быть, стоит жестче подходить к лицензированию управляющих компаний?
– Раньше так и обстояло, что госжилнадзору было проще выдать лицензию, чем аннулировать ее. Сейчас требования стали строже, но ситуация далеко не радужная. На сегодня из 400 с лишним управляющих организаций в республике на достойном уровне работают не более ста. Остро стоит кадровый вопрос, не хватает рабочих рук.
Мы посчитали, что комфортный уровень экономической рентабельности, когда у компании в управлении находится 450 тысяч квадратных метров. Тогда она мобильная и эффективная в работе – с одной стороны, с другой – этого ей достаточно, чтобы получить прибыль.
Одновременно нужно развивать институт советов многоквартирных домов. Порядка больше, когда у дома есть свой совет, а если он при этом думающий и активный – еще лучше. Однако далеко не каждый дом может похвастаться его наличием.
Как-то на рабочей встрече в Белорецке одна женщина озлобленно мне заявила: «Много лет не могу добиться, чтобы наш подъезд отремонтировали». Ответил ей, что мне сложно представить, чтобы здесь вдруг выступил собственник частного дома и пожаловался, что уже 20 лет ждет, когда кто-нибудь отремонтирует ему веранду. Он делает это сам. И мы такие же собственники в своем многоквартирном доме. Но наш менталитет хозяина еще не сложился.