Примерное время чтения: 6 минут
219

Приглядеться к соседям

Решение о том, что оплата за общедомовое имущество в многоквартирных домах теперь ложиться непосредственно на жильцов, наделало прошлой осенью много шума. Раньше за эти расходы отдувались управляющие компании, но теперь правительство сделало ответственными жителей квартир. Сейчас новация переходит из теории в практику, людям уже поступили дополнительные квитанции. К чему это приведет и как сэкономить на расходах, рассказали опрошенные «АиФ» эксперты.

Сюрприз в почтовом ящике

В платежках теперь изменилась статья расходов, которую сокращенно назвали СОИ – содержание общедомового имущества. Раньше за него платили управляющие компании, теперь расходы переложили непосредственно на жильцов многоквартирных домов.

По-­простому эксперты ситуацию обрисовывают так. Допустим, в доме стоит прибор учета холодной воды, который показал за месяц общий расход в 1000 кубометров. По идее, если сложить показания индивидуальных счетчиков в квартирах и нормативку по использованию воды для жилья, где таких счетчиков нет, то цифры должны, как минимум, совпадать. В жизни все иначе. И при подсчете нередко выявляется разница примерно в 200 кубов, которые утекли невесть куда. Раньше за них платила «управляйка». С сентября прошлого года ­ жильцы. Такова суть 92­го постановления российского правительства. О чем и уведомляют платежки, которые сейчас получают люди.

«Общий перерасчет по всем ресурсам: электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение составит по Уфе в общей сложности около 170 млн рублей. Самая большая сумма по электроэнергии – более 100 млн рублей, которые приходятся на 2100 домов. На холодную воду перерасчет составит 23 млн руб. в 1109 домах. Общедомовые приборы учета по электроэнергии есть практически везде, а вот с учетом воды – проблема. Таких счетчиков в рабочем состоянии откровенно мало. В итоге примерно 570 домов получат увеличение платежей более чем на 1000 рублей на квартиру, 65 домов – более 3 тыс. руб. на квартиру, а в 23 домах и более 5 тыс. рублей на квартиру» ­ дает общую картину директор управления жилищного хозяйства Уфы Альфред Зинатуллин.

Кто в тереме живет?

Почему частные показатели не стыкуются с общими? У экспертов здесь разные мнения. Где­то есть левое, никак не оформленное, подключение к электроэнергии или к источникам водоснабжения. Как и всевозможные утечки, соседство сторонних абонентов. Ну и конечно, многие грешат тем, что сообщают недостоверные данные или просто­напросто химичат с приборами учета.

«Жильцы и в работу приборов учета вмешиваются, и информацию передают некорректно. Сталкивались даже с случаями, когда с помощью пылесоса пытаются перематывать в обратную сторону показания приборов. Ну а про магниты и так все знают. Часть приборов не являются антимагнитными, чем потребителями и пользуются» ­- рассказывает директор Уфимской городской абонентской службы Павел Кузнецов.

Остаются проблемой условно­резиновые квартиры. Когда прописан один человек, а фактически проживают трое­четверо, а то и больше. Заплатить по нормативу за три условных куба воды, а еще 5­7 кубов перекинуть на соседей – чем не выгода?

«Начисляемый норматив всегда больше показаний приборов учета, если, конечно, все проживающие зафиксированы правильно. Простая арифметика: на одного человека нормативно начисляется 3,26 кубометра воды. То есть на семью из трех человек выходит примерно 10 кубов. В реальности же такая семья обычно тратит раза в два меньше. Вот такая выгода от прибора учета» ­ дополняет директор филиала «Тепловая инспекция» компании БашРТС Вадим Сюндюков.

«Похожая ситуация сложилась в 2012 году, кода начали ставить индивидуальные приборы учета. Тогда люди впервые стали задаваться вопросом: а почему я должен платить за других? О количестве реально проживающих в квартире никто, кроме соседей, сказать не сможет. И еще тогда с их помощью стали составлять акты, что в данной квартире при 1­2 прописанных постоянно находятся 5­6 человек. А то и 10. На основании этих актов делали доначисления, а если появлялись возражения, то дело шло в суд» ­ поясняет Альфред Зиннатуллин.

Кстати, УК тоже нельзя оставлять в покое – они обязаны устранять утечки в тех же стояках и трубах, расположенных в подъездах или подвалах. Обход таких помещений должен быть совместным: жителям нужна уверенность, что и там ничего не капает.

«Прямых договоров с жильцами на оплату по СОИ у нас нет. Но мы помогаем управляющим компаниям устранить тот дисбаланс, о котором говорят специалисты. И предоставили УК данные о том, какая квартира сколько ресурсов потребила. С этой целью три года назад создали городскую диспетчерскую службу. Их задачей стал контроль за приборами учета в квартирах» ­ говорит исполнительный директор МУП «Уфимские инженерные сети» Максим Петров.

Звонят – откройте дверь!

Далеко не все жильцы заинтересованы в том, чтобы допускать к своим приборам учета проверяющих. Здесь и самодеятельность с приборами, и недоверие к самим проверяющим – мало ли какие мошенники под их видом могут проникнуть в жилье?

«В прошлом году в общей сложности мы проверили почти 200 тыс. лицевых счетов. Увеличиваем штаты. Самая сложная проблема – попасть к потребителям. Раз за разом приходим – никто не открывает. Хотя и извещаем за две недели, по подъездам развешиваем объявления, оповещаем старших по дому. У наших сотрудников есть своя униформа, удостоверения, доверенности. Средний показатель по нашей службе сейчас составляет 65 процентов, то есть не можем попасть в каждую третью квартиру» – говорит Павел Кузнецов.

При этом доверие к проверяющим все­таки растет, раньше удавалось попасть хорошо если в каждую третью квартиру. Помогают и объявления у подъездов, и информирование в домовых чатах. Кстати, специалисты подчеркивают, что при недопуске в квартиру – тем более когда человек был извещен заранее, данное жилое помещение может быть снято с учета и переведено на норматив.

Кстати, что касается нормативного начисления, ­ специалисты предлагают делать его еще выше. «Да, не хочется ругаться и стучать на соседей, но это вынужденная мера – это борьба с недобросовестными людьми, которые пользуются услугами за ваш счет. А раньше это ложилось на УК» ­ говорит Альфред Зиннатуллин.

Прямая речь

Марат Шангареев, заместитель министра ЖКХ Башкирии:

«Ситуация, когда УК выступают посредниками между потребителем и ресурсосберегающей организацией, но несет за жильцов ответственность, не является нормальной. В итоге управляющие компании становятся не по своей вине банкротами, платя за «резиновые» квартиры и сверхнормативное потребление. Конечно, вопрос не простой, и перекладывание таких обязанностей на население – болезненно. Но логика в таком решении есть: платить должен тот, кто потребляет. Здесь как продавец и покупатель: все стороны должны действовать в интересах друг друга».

Жизненный совет

Александра Авдеева, первый заместитель Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору:

«Можно платить за СОИ несколькими способами. Самое разумное, по­моему, делать это раз в месяц. Можно платить и раз в год, но тогда набегает слишком уж большая сумма. В городе в более 1000 домов решили платить именно помесячно. Кто такое решение не принял, получат счет сразу за 12 месяцев в конце года».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах