Власти Башкирии заявили о начале второго этапа мусорной реформы. За счёт комплексной переработки мусора в течение года планируется на треть сократить объемы его захоронения. Между тем, по мнению общественников, реальность далека от идеала. В частности есть вопросы к деятельности мусоросортировочного комплекса и полигона ТБО в Ишимбае, который может не справиться с нагрузкой, если сюда направить потоки отходов из Стерлитамака, Салавата, Стерлитамакского, Стерлибашевского и Миякинского районов, что чревато локальной экологической катастрофой.
Вопреки проектной мощности
Ишимбайский полигон ТБО, эксплуатируемый ООО «Эко-Сити», изначально строился в расчёте на утилизацию местного мусора, что подтверждает концессионное соглашение № 89, подписанное в 2014 году тогдашним главой Ишимбайского района Маратом Гайсиным и директором мусоросортировочного комплекса Андреем Ярмилко. Согласно ему полигон должен принимать отходы только города Ишимбая и рассчитан на эксплуатацию в течение 20 лет. В паспорте объекта обозначена его ёмкость - 677 тыс. кубометров, то есть заполнение должно составлять примерно 30 тыс. кубометров.
Шесть лет назад, когда полигон готовили к вводу в эксплуатацию, в соцсетях разгорелась дискуссия: местные жители боялись, что на новый объект повезут бытовой мусор и промышленные отходы из Стерлитамака и Салавата. Опасения материализовались с утверждением в 2019 году территориальной схемы обращения с отходами, где и был закреплён подобный порядок транспортировки. Новая редакция терсхемы, вынесенная минэкологии на общественное обсуждение в феврале 2021 года, казалось бы должна сделать систему более совершенной, однако и в ней указано, что на полигон в Ишимбае, придётся возить отходы из Стерлитамака, Стерлитамакского, Стерлибашевского и Миякинского районов.
Между тем, по словам пресс-секретаря регионального оператора «Эко-Сити» Кристины Кузнецовой, мусоросортировочный комплекс в Стерлитамаке, имеющий проектную мощность 200 тыс. тонн в год, способен обрабатывать весь объём ТКО, поступающий из города и района. Регоператор обеспокоен тем, что ишимбайский полигон не справится с потоками мусора из близлежащих городов и районов. По заключению государственной экологической экспертизы от 19.04.2000 г. №17п, его проектная мощность рассчитана на ежегодное размещение лишь 14320 тонн твердых коммунальных отходов, без учета поступления промышленных отходов крупных предприятий Ишимбайского и Стерлитамакского районов. При образовании хвостов в объёме 98192 тонн в год, она будет превышена более чем в шесть раз, что нарушает природоохранное законодательство.
Подходит для Ишимбая
Представитель компании, эксплуатирующей полигон и мусоросортировочный комплекс, пожелавший остаться неизвестным, пояснил, что объекты загружены примерно на 15%, поскольку регоператор сейчас не возит туда отходы. Вопрос о причинах недостаточной загрузки комплекса также был задан 21 января экспертом ОНФ из Ишимбая и по совместительству сотрудником предприятия Романом Насыровым в комментариях к посту на странице администрации главы республики в соцсети «ВКонтакте».
В ответе регоператора сказано, что подъезды к предприятию закрыты для грузовиков, но главное – ишимбайцы установили слишком высокий тариф на обработку отходов – 2,5 тыс. руб. за тонну, что примерно в восемь раз больше, чем в Стерлитамаке, где берут всего 300 руб. Представители комплекса предлагали снизить тариф до 1,5 тыс. руб., но даже в этом случае, предложения конкурентов выгоднее, тем более, что к затратам на обработку добавятся транспортные расходы: от Салавата и Стерлитамака до Ишимбая – 30 км только в одну сторону. Вряд ли это можно считать нарушением территориальной схемы, ведь отправка отходов в Ишимбай, потребует увеличения тарифа на услугу по обращению с ТКО.
«Данный мусоросортировочный комплекс подходит только для Ишимбая и Ишимбайского района. Отметим, в городах Стерлитамак, Салават, Мелеуз есть свои мусоросортировочные комплексы по мощности ничем не уступающие мусоросортировочному комплексу «Эко-Сити» в Ишимбае. При этом стоимость их услуг в несколько раз дешевле. Отходы из Стерлитамака, Салавата и Мелеуза рациональнее везти на сортировку в своём городе, а не за его пределы», - отмечает пресс-служба регоператора.
Возят и закапывают
Ишимбайский экоактивист Григорий Горовой, который не понаслышке знает о ситуации, обеспокоен тем, что на полигон уже сейчас возят отходы неизвестного происхождения, а обращение с ними далеко от идеального.
«Отходы привозят и захоранивают, в обработке они не заинтересованы: люди ведь и так платят за вывоз мусора. Я работал там грузчиком и знаю, что творится изнутри. Полигон не должен принимать автомобильные колёса, шифер, но берут всё подряд. Что-то брикетируется для галочки, многое идёт под бульдозер, мусор закапывают уже не просто в яму, а складируют вторым ярусом, - рассказал Горовой.
Полигон не должен принимать автомобильные колёса, шифер, но берут всё подряд.— АиФ
В декабре прошлого года общественник выложил в соцсети видеоролик, где показал, что на неэксплуатируемой свалке в Ишимбае, на которую можно попасть лишь через новый полигон, видны свежие следы большегрузной техники. Судя по видео, сюда кто-то сбрасывал субстанцию, похожую на химические отходы. Жидкость, растекаясь по снегу, попадает в овраг, где уже свалены отходы древесины. Сложно представить последствия для окружающей среды и местного населения, если вдруг вспыхнет пожар. Пожалуй, прежде чем возлагать на ишимбайский полигон и мусоросортировочный комплекс неподъёмное мусорное бремя, следовало бы изучить сложившуюся там ситуацию, чтобы исключить неблагоприятные экологические последствия для юга Башкирии. Региональный оператор «Эко-Сити» инициировал обращение в минэкологии с целью внесения изменений в территориальную схему, включиться в общественное обсуждение проекта, которое продолжится до 1 марта, могут все, для кого экологическое благополучие республики не пустые слова.