Примерное время чтения: 5 минут
2545

«Вернем молодость!» Как мошенники «разводили» жителей Башкирии в 2018 году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Башкортостан № 12 20/03/2019
Дарья Антонычева / АиФ

По данным Роспотребнадзора, в 2018 году в республике выявлено 3348 нарушений прав потребителей, ущерб превысил  580 млн руб. Больше половины этой суммы возвращено в досудебном порядке. Нечистые на руку коммерсанты пользуются пробелами в законодательстве и правовой неграмотностью населения. Но многие граждане попадают в сети мошенников и аферистов по собственной доверчивости и наивности.

Сам обманываться рад

К уфимской пенсионерке на улице подошла женщина и, назвавшись знакомой её дочери, сообщила: «грядёт денежная реформа, нужно срочно обменять старые купюры». Собрав всю наличность и сняв со сберкнижки сбережения, пенсионерка отдала незнакомке более 500 тысяч руб. Мошенница объявлена в розыск.

К другой уфимской пенсионерке 87 лет позвонили «сотрудники» крупнейшего банка и сообщили, что надо срочно переоформить вклад. Взяв такси, пенсионерка прибыла в назначенное место, а затем под диктовку переоформила депозит - 400 000 рублей - на неизвестное ей имя.

Лучший способ защиты – не вступать в диалог с незнакомцами и не открывать им. Но, несмотря на многократные предупреждения, одинокие пенсионеры впускают в квартиру ходоков и коробейников, скрывающихся под маской «газовиков», «сантехников» и прочих «работников ЖКХ». И с готовностью отдают деньги или принимают предложение приобрести тот или иной «необходимый» прибор. Когда пострадавшим открывают глаза, денег чаще всего уже не вернуть.

В 2018 году 59 жителей Башкирии пожаловались в Роспотребнадзор на навязывание универсальных газоанализаторов, дымоуловителей, «экономных» водосчётчиков и других «умных» устройств.

Лучший способ защиты – не вступать в диалог с незнакомцами и не открывать им дверь.

«Ничего плохого в том, что людям предлагают купить те же сигнализаторы газа или дыма, - говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ Наталья Биккулова. – Нарушение в том, что коммерсанты, выдавая себя за работников газовой службы или водоканала, убеждают доверчивых пенсионеров, инвалидов, что их установка обязательна. Поскольку покупка совершена добровольно, доказать факт мошенничества сложно. По 59 обращениям мы провели проверки, в досудебном порядке вернули людям 68 000 руб. Подали пять заявлений в суды. Добросовестные фирмы, конечно, предпочли вернуть деньги, чем выступать ответчиками в суде. Остальных разыскиваем». 

Испорченный отдых

В прошлом году в 2,3 раза выросло число обращений, относящихся к сфере туристской деятельности. Главным образом это связано с прекращением деятельности туроператоров и авиаперевозчика.

«В 2018 году с жалобами на действия «Натали Турс» и «Жемчужной реки» обратились десять жителей республики, - сообщила замруководителя Управления Роспотребнадзора Галина Пермина. – По этим фактам наши специалисты составили две досудебные претензии и подали четыре иска в суды, все они удовлетворены. В пользу клиентов с «Натали Турс» и «Жемчужной реки» взыскано около 1,5 млн рублей. 25 граждан обратились с жалобами на пропавшие авиабилеты».

«Мы помогли составить две претензии к авиаперевозчику «Саратовские авиалинии» и подать 12 исков в городской суд, - разъяснила Наталья Биккулова. – Сумма удовлетворенных требований составила 167 000 рублей. Вроде бы немного, но дело в том, что к моменту рассмотрения исков авиакомпания уже выполнила основное требование по возврату денег за билеты: к примеру, цена одного из них составила 83 тысячи рублей. Тем не менее, иски мы не отозвали, требуя для потребителей компенсацию морального вреда. Всё выплачено».

Красота выходит боком

Наживаться на тезисе «Красота требует жертв» мошенники в белых халатах начали примерно в 2007 году. Тогда в республике стали массово открываться салоны красоты и продажи косметических товаров. Схема проста: женщину приглашают на бесплатный сеанс, на котором якобы диагностируют состояние кожи, волос и т.д. Затем оглашают неутешительный вердикт: «Вам нужно срочно взяться за себя, не жалеть денег, всё дадим в кредит, вернём вам молодость!» В большинстве случаев это работает.

Подобные фирмы продают не только дорогостоящие маски, средства ухода за кожей лица и волосами, но и «исцеляющие» подушки, матрасы и т.д. На требование прозревшего клиента расторгнуть договор (что правомерно) следует грубый отказ. А это уже нарушение. Больше всего претензий на введение потребителя в заблуждение относительно свойств, цены и способов приобретения товаров собрали ООО «Элефант», «Дом солнца», «Золотое солнце», «Лечебно-оздоровительный комплекс», «Идеал», «Идиллия», «Центр здоровья» и другие.

Пик обращений пришёлся на 2017 год: в пользу клиентов салонов взыскано более 6 млн рублей, в том числе около 200 тысяч - морального вреда. В 2018 году пошёл спад, но обманутых всё ещё немало: более 200 жалоб. И это только верхушка айсберга.

По данным Роспотребнадзора, в структуре обращений лидируют жалобы на обман в розничной торговле и сфере ЖКХ. Юристы направили в суды 112 исков в защиту прав граждан и групп потребителей, 90 из них удовлетворено. Пострадавшим присуждено около 17 млн руб., из них более 500 тысяч - компенсация морального вреда.

«Наказать реально»

Старший помощник прокурора РБ Гузель Масагутова:

«Мошенники становятся всё изобретательнее. Но если есть заявления в полицию, наказать их реально. Свежий пример: прокуратура Салавата направила в суд уголовное дело в отношении бывшего директора турфирмы. С декабря 2017-го по июнь 2018-го она продала девяти гражданам турпутёвки и авиабилеты на сумму свыше 720 тысяч рублей. Но потратила их на покрытие личных долгов, в том числе перед бывшими клиентами. Узнав, что путёвки не оплачены турагентом, они обратились в полицию. Обвиняемая признала вину и частично возместила ущерб. Кстати, ранее она была условно осуждена за хищение аналогичным способом 3 млн рублей у жителей Стерлитамака».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах