В последние годы власти не раз заявляли о планах возрождения речного транспорта и пассажирского флота. Но пока заметных подвижек в этом направлении не наблюдается: речная романтика ограничена прогулочными катерами и паромными переправами. Но есть и хорошая новость: в летний сезон-2023 Уфа примет 20 теплоходов федеральных круизных компаний.
Знакомые уже имена
По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства Руслана Гарипова, идёт активная работа над привлечением в республику как можно большего числа туристов. Тем более жителям других регионов Башкирия интересна.
«Если в 2021 году в регион зашли пять судов, в 22-м – 12, в этом году их количество возрастёт до 20. В общей сложности республику посетят около 4 тысяч туристов, тогда как в прошлом году Уфа приняла 2,5 тысячи» - сообщил Р. Гарипов.
В прошлогодние майские праздники в Уфу впервые зашли большие теплоходы: к причалу «Монумент дружбы» на двое суток пришвартовались четырёхпалубные речные лайнеры «Александр Пушкин» и «Северная сказка», трёхпалубные «Александр Бенуа» и «Николай Некрасов». В этом году 2 мая в Уфе ждут прибытия первого в России круизного теплохода «Мустай Карим». Лайнер, построенный по принципу «плавучей гостиницы», соответствует уровню пятизвездочного отеля, способен вместить 309 пассажиров. В течение двух дней пребывания в столице Башкирии гостей ждут экскурсии и премьера фильма «Помилование», снятого по мотивам одноименной повести М. Карима. Также в эти дни ожидается прибытие уже знакомого уфимцам «Александра Пушкина».
«Теплоходы, которые заходят в республику, в основном, идут с Камы, - отметил Руслан Гарипов. - На нашей территории они должны где-то останавливаться по дороге - в Бирске, Дюртюлях, Агидели. Но там на сегодняшний день нет причальной инфраструктуры. Мы уже подготовили изменения в программу развития речного транспорта и планируем построить семь понтонных причалов - в Бирске, Дюртюлях, Агидели, Николо-Березовке и три в Уфе».
Возродить речную историю
В Башкирии три основные водные артерии – реки Белая и Уфа и Павловское водохранилище, это около 1000 километров транспортного пути. В зоне обслуживания - 15 административных районов, на долю которых приходится 22 % территории и около трети населения республики.
Министр туризма и предпринимательства Рустем Афзалов считает, что важно расширить географию речной навигации.
«Когда-то теплоходы ходили до Павловского водохранилища. Хотелось бы возродить историю» - отметил он.
Эту тему начали обсуждать в прошлом году: подняли вопрос о возрождении водного туризма в городе Агидели. Местный речной терминал, построенный в 80-х годах прошлого века для нужд будущей атомной электростанции, забросили после закрытия проекта.
Премьер-министр правительства Андрей Назаров тогда сообщил, что «речной портовый комплекс «Агидель» - важный стратегический объект, ворота, открывающие выход к пяти морям, – Каспийскому, Чёрному, Белому, Балтийскому и Азовскому». Поэтому реанимация этого логистического проекта даст республике преимущества перед конкурентами в экспорте и импорте.
Возрождение заброшенного порта предполагает строительство пассажирской пристани, для бизнеса планируется восстановить грузовой причал. Делать это будут только в связке с реконструкцией железнодорожной ветки Нефтекамск-Агидель.
Кроме того, на данном участке необходимы дноуглубительные работы: сейчас там глубина немногим больше четырёх метров. Глава региона Радий Хабиров попросил на это финансовую поддержку у федералов.
И в целом глубина водных артерий сегодня меньше, чем хотелось бы. Однозначного решения вопроса борьбы с маловодьем у минтранса нет.
«Есть два пути: первый – это углубление дна, которое постоянно заиливается. Второй – установка низконапорных каскадных плотин. Но это чревато: повышая глубину, мы затапливаем застроенные территории» - прокомментировал Руслан Гарипов.
На Белой сейчас удаётся поддерживать двухметровую глубину - по словам замминистра, это на 10 сантиметров больше, чем в 2021 году. Но этот показатель нужно ещё удержать.
Перспективно и затратно
Кризис в «Бельском речном пароходстве», деятельность которого стала убыточной, начался десятилетия назад. Даже после попытки реорганизации предприятия в 2005 году спасти его не удалось. В 2017 году «Башкирское речное пароходство» признали банкротом. На тот момент в него входили «Судоремонтно-судостроительный завод», «Речной порт Уфа» и «Узел связи». Три года назад Радий Хабиров заявил о намерении властей возродить пассажирский флот, набрать для него персонал и найти «сильного руководителя». Позднее он заверил, что наконец-то «поставлена точка в бесконечной череде собственников, банкротств, арбитражных управляющих».
А спустя время заявил, что «Башкирское речное пароходство» и «Судоремонтный завод» всё-таки спасут. По словам Р.Хабирова, предприятия подводили к банкротству намеренно, чтобы завладеть земельными участками для строительства жилья. Иск о банкротстве отозвали, заключили мировое соглашение. Впоследствии власти разработали дорожную карту финансового оздоровления предприятия. Но за это время пришлось распродать активы предприятия, в том числе суда. Поэтому сейчас будут закупаться новые.
«Учитывая, что количество предложений речных круизов в России явно недостаточно, мне кажется, это очень перспективно, хотя и предусматривает огромные вложения» - говорит Президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.