Башкирия заново открывает для себя «морской путь», но пока только для грузоперевозок – углубляя дно реки Белой. Так, 16 октября с Илишевского элеватора впервые ушло в Иран судно класса «река-море» вместимостью 3 тысяч тонн зерна. Есть ли перспективы возрождения пассажирского флота?
В ожидании заявок
Грузовое судоходство стало возможным после проведения дноуглубительных работ на 20-километровом участке реки Белой от деревни Азякуль Актанышского района Татарстана до деревни Груздевка Илишевского района в рамках национального проекта «Экспорт продукции АПК в РБ». Раньше зерно везли до крупного порта на малых судах, где перегружали на большие, что было экономически невыгодно.

«Однако это вмешательство в природу, в живой организм, измещением в тысячи тонн воды. Поэтому не исключено, что через год углубленный перекат может заилиться, - говорит он. - Считаю, нет необходимости углублять дно по всей длине Белой и Уфимки. К тому же это очень затратно».
Сегодня по техническому заданию специалисты НИИ Санкт-Петербурга изучают обе реки, определяют места, где необходимо дноуглубление. По мнению Азата Калимуллина, пассажирскому судоходству эти участки не препятствуют, проблем с ним нет. Теплоходы с небольшой посадкой и в этом сезоне заходили в Уфу из Нижнего Новгорода. Этот вид транспорта можно и нужно развивать.
Не хватает глубины рек, осадков и вместимости водохранилищ
На прошедшем в Уфе в конце сентября международном форуме «Транспорт Урала» директор АО «Порт Уфа» Радик Султанов представил проект концепции развития внутреннего водного транспорта Башкирии, который должен решить отраслевые проблемы. Основная – недостаточная глубина рек, из-за чего суда ходят с малой загрузкой и срок навигации сокращается. Другие – дефицит осадков и малая вместимость водохранилищ республики, значительно уступающих соседним регионам. К примеру, Нижнекамское водохранилище в Татарстане вмещает 2,9 куб.км, Ириклинское в Оренбургской области – 3,2 куб. км, Воткинское в Пермском крае – 9,4 куб. км, Камское – 12,2 куб. км. Это в два-восемь раз больше ёмкости крупнейшего в Башкирии Павловского гидроузла. В результате большая часть паводковых вод уходит вниз по течению или впитывается в землю, а засушливое лето ведёт к обмелению рек.
Для решения проблемы в Башкирии предлагается построить семь низконапорных плотин для поддержания стабильного уровня фарватеров и углубить речное русло на протяжении 200 километров. В этих плотинах, как и на Волге, делаются шлюзовые камеры для прохода судов. Так как перепад высот маленький, шлюз однокамерный. Три плотины предлагается разместить на реке Белой ниже Уфы в районе Благовещенска, Бирска и в месте впадения реки Быстрый Танып. Три гидросооружения нужны выше по течению на участке до Стерлитамака. Одна плотина предлагается к размещению на реке Уфе в середине участка между Павловским водохранилищем и местом впадения в Белую.
Общая оценочная стоимость семи плотин и дноуглубительных работ – 21 млрд рублей. Ещё 2 млрд рублей необходимо для постройки десяти буксиров, 26 барж, восьми сухогрузов, четырёх плавкранов, десяти земснарядов, четырёх суден техобеспечения, четырёх прогулочных и одного пассажирского судна. На реконструкцию портовой инфраструктуры предполагается направить 500 млн рублей, на подготовку кадров – 200 млн.
Прогнозируемый годовой объем грузоперевозок по рекам Башкирии – около 1 млн тонн нефтепродуктов, 400 тысяч кубометров леса и около 500 тысяч тонн других грузов. Выгодны к перевозке по воде общераспространённые полезные ископаемые, стройматериалы, металлопродукции, минеральные удобрения, сжиженные газы и сельхозпродукция.
Что касается возрождения пассажирского флота, сначала надо разобраться с причинами гибели Башкирского речного пароходства, иначе всё повторится снова.
«В «Речной Доктрине РФ» изложена идея строительства низконапорных плотин. Её высота всего на метр выше максимального весеннего паводка, а уровень воды в навигацию надо держать на отметке 3,5 м, чтобы в Стерлитамак могли заходить суда до 10 тысяч тонн, - комментирует гендиректор судостроительного завода, экс-гендиректор Башкирского речного пароходства Павел Юрченко. - Плотины выполняют и функции низконапорных ГЭС и мостов через Белую. В длительной перспективе это отличная альтернатива сплошному дноуглублению, особенно учитывая бедственное положение с земснарядами. Строительство может вестись по схеме государственно-частного партнерства.
Что касается возрождения пассажирского флота, сначала надо разобраться с причинами гибели Башкирского речного пароходства, иначе всё повторится снова. Флот существовал ещё три года назад, печальный итог известен».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть