Примерное время чтения: 8 минут
216

Нейросети в сфере недвижимости: как ИИ помогает российским застройщикам

Искусственный интеллект активно покоряет все сферы, включая недвижимость. Сергей Малофейкин, основатель нейросети VIJU, рассказал, чем ИИ полезен девелоперам и сможет ли он в будущем заменить риэлторов.

Ключевое преимущество искусственного интеллекта (AI — Artificial Intelligence) в его обучаемости. Он умеет не просто изучать безграничные по объему массивы данных, но и анализировать их, выявлять закономерности, делать выводы. Раньше такие задачи были под силу только человеческому мозгу. А теперь у него появился конкурент.

В западных странах AI давно помогает риэлторам в оценке стоимости недвижимости. Лидеры рынка девелопмента США уже заключают сделки на миллионы долларов с помощью искусственного интеллекта. А это совсем незначительная доля рынка. Значит, потенциал технологии в сфере недвижимости огромен. 

Возможно, вскоре и в России можно будет купить или продать квартиру на маркетплейсе за пару кликов и с учетом разных фильтров, как мы сегодня покупаем товары для дома. 

Чем нейросети полезны российскому девелопменту?

AI-технологии приносят пользу всем участникам рынка недвижимости. Застройщики, риэлторы используют ИИ, чтобы составлять базы данных и анализировать их; взаимодействовать с клиентами; автоматизировать рутинные бизнес-процессы, например, заполнение карточек клиентов по данным обращений.

Банки и финансовые организации с помощью AI отслеживают рост и снижение цен на недвижимость, делают прогнозы трендов на рынке и оценивают кредитоспособность клиентов.

Владельцы недвижимости изучают реальную рыночную стоимость квадратных метров перед сделкой. Могут быстро продать, купить или взять недвижимость в аренду.

Агрегаторы объявлений о недвижимости внедряют технологии умного поиска, основанного на множестве критериев и фильтров. Он запоминает и учитывает интересы и предпочтения пользователя.

Инвесторы с помощью нейросети составляют рейтинги объектов недвижимости по разным критериям и оценивают их потенциал.

AI-технологии на российском рынке недвижимости становятся всё доступнее его участникам. Об этом заботятся разработчики проектов на основе искусственного интеллекта.

AI-решения на рынке российского девелопмента

В России развивается много перспективных проектов на основе искусственного интеллекта, разработанных специально для рынка недвижимости:

- GloraXApp. Это digital-сервис с цифровым помощником Lora. Он помогает с поиском, выбором объекта недвижимости и заключением сделки. Отфильтровать варианты можно вплоть до наличия микроволновки и раздельного санузла в квартире;

- Best Structural Solution. Сервис для застройщиков. С его помощью можно просчитать расходы на возведение будущего объекта недвижимости, сравнить стоимость строительных материалов у разных поставщиков. BSS умеет анализировать предложения и подбирать среди них оптимальный вариант, отображая экономическую выгоду для девелопера, которая, как правило, составляет сотни тысяч, а в случае с масштабными проектами - даже миллионы рублей;

- MasterMind. Это нейросеть для девелоперов и архитекторов. Она помогает им оценивать перспективы земельных участков и генерировать множество вариантов дизайна застройки. Работа архитектора становится проще, на нее уходит меньше времени, а значит, застройщик может перейти к реализации проекта быстрее;

- VIJU. Это нейросеть для мониторинга бизнес-процессов в девелопменте. Она контролирует безопасность на строительных площадках, следование графику выполнения работ. Помогает застройщику сэкономить финансовые и человеческие ресурсы.

Недостатки нейросетей

У искусственного интеллекта множество плюсов, но и минусы тоже есть. Он часто обрабатывает запросы пользователей с ошибками. Всё дело в том, что нейросетям нужно обучаться, а в России не такие объемные базы данных, как на западе. Нашим «умным» помощникам еще предстоит развиваться.

А пока у нас нет универсальных нейросетей. Каждый проект «заточен» под отдельные задачи: для поиска объектов недвижимости, контроля безопасности на площадке, продажи и аренды квартиры. Застройщик не сможет с помощью одного сервиса оценить перспективы участка, просчитать рыночную стоимость строительства, а затем продать объект. Для каждой задачи используются отдельные алгоритмы и сервисы, а это не очень удобно.

Пока в развивающихся проектах, которые только внедряют AI-технологии, «умный» помощник почти ничем не отличается от чат-бота. Всё дело в том, что нейросети нужно обучаться, общаться с как можно большим количеством пользователей. Тогда ее ответы станут подробными, развернутыми, похожими на живое общение или советы эксперта.

Пока многие проекты говорят о внедрении интеллектуального поиска по объектам недвижимости, но неискушенный пользователь не сразу чувствует разницу. Нейросети нужно время на то, чтобы познакомиться с пользователем, запомнить его предпочтения и интересы. А во время первых этапов взаимодействия с интеллектуальным поиском может показаться, что он ничем не отличается от обычного.

Как российские застройщики относятся к возможности использования ИИ?

Многие участники рынка недвижимости пока отказываются от применения ИИ. Они его опасаются, не до конца понимают возможности. Ошибка в девелопменте, упущенная сделка стоит миллионы. Поэтому застройщики доверяют своей статистике и аналитике, а не той, которую собрал ИИ.  А вот для общения с потенциальными клиентами использовать нейросети девелоперы готовы. Они стремятся сократить расходы времени и средств, количество рутинных бизнес-процессов за счет автоматизации, а также еще лучше разобраться в потребностях клиентов и улучшить качество сервиса.

Означает ли это, что если нейросеть будет лучше обслуживать клиентов, общаться с ними дружелюбнее, точнее «попадать» своим предложением в потребности клиента, то рынок перестанет нуждаться в риэлторах и других специалистах?

Нейросеть — помощник риэлтора или угроза для него?

Эксперты считают, что ИИ - помощник участников рынка, а не конкурент специалистам. Нейросеть не способна заменить людей, поскольку она не обладает эмоциональным интеллектом, у нее нет эмпатии, душевности, способности чувствовать. А все мы — существа социальные, испытываем потребность в эмоциональном контакте и общении.

Большинство исследований рынка недвижимости показывают, что клиенты предпочитают живое общение остальным способам коммуникации. Некоторые из них негативно относятся к излишне цифровизированным сервисам. Считают покупку недвижимости слишком серьезным шагом, чтобы обсуждать его «с чем-то похожим на голосового помощника».

Пользователи постепенно адаптируются к появлению нейросетей в их жизни, знакомятся с их возможностями, но пока не готовы полностью погрузиться в мир искусственного интеллекта всё делать с помощью ИИ. Особенно, когда речь идет о таких глобальных вопросах, как выбор недвижимости, банка для оформления ипотеки. Их клиенты предпочитают обсуждать с профессионалами, которые вызывают больше доверия, чем машины. 

Искусственный интеллект вытеснит с рынка маркетплейсы?

Некоторые игроки рынка считают, что нейросети способны создать единую базу объектов недвижимости и маркетплейсы будут не нужны. Но это очередное заблуждение. Рынком правит конкуренция. Несмотря на развитие нейросетей, на нем будут появляться и другие сервисы со своими продуктами, каталогами объектов с или без ИИ. 

Уничтожить конкуренцию может только государство, взявшее под контроль ту или иную отрасль. А такой сценарий не выгоден ни ему, ни другим игрокам, а потому маловероятен.

Чего ждать от ИИ в девелопменте в будущем?

Многие эксперты считают, что в ближайшие годы нас ждет настоящий бум искусственного интеллекта во всех сферах. Все данные станут прозрачнее, благодаря постоянно собираемой аналитике. На ее основе искусственный интеллект научится прогнозировать динамику стоимости квадратного метра. Потенциальные собственники недвижимости смогут принимать решение о покупке на основе реальных данных.

Процесс возведения объекта станет более безопасным для работников застройщика, а надзорные органы смогут проконтролировать соблюдение всех норм онлайн — с помощью видеотрансляции от нейросети.

Темпы внедрения искусственного интеллекта в сферу недвижимости зависят от того, какого качества данные он будет анализировать. Ведь надежные достоверные источники непременно вызовут доверие со стороны участников рынка к результатам интеллектуальной работы нейросети. В этом случае «умные» алгоритмы станут надежными помощниками риэлторов и застройщиков.

Прогрессивные девелоперы, активно внедряющие цифровизацию и автоматизацию, отметили, что пока сервисы на основе ИИ дружественны для пользователей, но не так экспертны, как это необходимо профессионалам рынка. Они ожидают, что это изменится с развитием нейросетей, а пока используют их возможности частично.

Подведем итоги

Интеллектуальные технологии активными темпами входят в сферу недвижимости. А начиналось все в далеких 1980-х, когда в России появилась первая система «умный дом». Сегодня AI-технологии на основе генеративного дизайна помогают делать современные масштабные проекты быстрее.

Нейросети помогают девелоперам анализировать большие объемы данных. Они учатся делать правильные выводы, понимать, что для застройщика, риэлтора или их клиента имеет первостепенное значение, а что — не так важно. 

Компании, которые развивают собственные проекты на основе нейросети в сфере недвижимости, стремительно масштабируют их, чтобы предоставить застройщикам максимальное удобство и эффективность. 

Конечно, клиенты охотно пользовались бы одним сервисом с ИИ, способным закрыть все их потребности, как китайские супер-аппы или российские экосистемы, например, Яндекса или Сбера, но в своей нише. Однако вполне вероятно, что сервисы не станут универсальными, а останутся узкоспециализированными, но более экспертными.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах