На 2024 год запланировано празднование 450-летия Уфы, и город активно готовится к юбилею. Но с выбранной датой согласны не все. Доктор исторических наук Михаил Роднов утверждает, что устраивать торжества надо не раньше чем через 12 лет, и Уфа на самом деле была основана в 1586 году, а не в 1574-ом. Какие доказательства он приводит, и почему не все с ним согласны, рассказывает UFA.AIF.RU.
Угодили генсеку?
В своей позиции Михаил Роднов категоричен. Предстоящий в 2024 году юбилей он открыто называет «фейковым». Потому что версия об основании Уфы в 1586 году, по его словам, не подвергается сомнению в течение десятилетий. Исследователь истории города, доктор исторических наук Роза Буканова еще в 1997 году издала книгу «Города-крепости юго-востока России в XVIII веке», в которой указала именно эту дату. И с тех пор, по словам Михаила Роднова, «абсолютно вся российская наука» придерживается именно этой точки зрения.
«В этой книге вы не найдете ни одного упоминания о 1574 годе, так как профессиональный историк даже не посчитал нужным это обсуждать. Потому что в пользу этой даты нет ни одного подтверждающего документа, ни одного факта», – заявил Михаил Роднов на дискуссии по теме основания Уфы в общественной организации «Собор русских РБ», организованной движением «Русская община».
Возникновение новой даты историк объясняет личным желанием регионального начальства угодить руководству партии. В 1974 году под тогдашним первым секретарем Башкирского обкома Мидхатом Шакировым «тряслось кресло» – его очень не любил Леонид Брежнев. Тогда ему в голову и пришло устроить большое торжество – отличный вариант угодить генсеку, так любившему банкеты и награждения. Так, утверждает Михаил Роднов, и родилась новая дата рождения Уфы – 1574 год.
«За основу взяли работу единственного краеведа Николая Николаевича Барсова, – говорит он. – Ни один другой краевед и историк, живший в те годы в Уфе, ничего на эту тему не говорил. Это было просто задание обкома партии. А после 1991 года, когда мы избавились от коммунистического диктата, про эту дату все забыли. Как вдруг кто-то подсказал нынешнему руководству, что оказывается у нас юбилей в 2024 году».
«В новопостроенный град Уфу»
Версия об основании Уфы в 1586 году, подчеркивает Михаил Роднов, напротив, научно доказана, причем в нескольких источниках.
Будущую столицу региона строили выходцы с территории современной Костромской области, дворяне Волохов и Туров. Это были известные, как говорили в те времена, градодельщики, то есть строители городов. Они приняли участие в основании таких городов, как Архангельск, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Саратов. Приход Волохова и Турова начался со сражения с войском хана Кучума. Оно произошло в районе современного санатория «Зеленая роща». Стрельцы царского войска разбили неприятеля. И, например, еще в конце XIX века эту территорию в память об этом сражении так и называли – Турово поле или Турова поляна. После этой победы и начали ставить город. В декабре 1586 года был издан царский указ о назначении «в новопостроенный град Уфу» первого уфимского воеводы – Михаила Александровича Нагого (меньшого). Документ сохранился в разрядных книгах царя, в которых собирались все официальные распоряжения.
«По-видимому, Михаил Нагой приехал в Уфу уже в новом 1587 году, который тогда начинался 1 марта. К тому времени Волохов и Туров уже год были в Уфе и вели грандиозные работы. Город строили из огромных дубовых стволов, которые рубили по всему Уфимскому полуострову».
Второе доказательство, которое приводит историк, – русские летописи, в которых про основание города упоминается аж 4 раза, в частности о том, что в 1586 году «на Уве острог поставили».
Третий аргумент – дипломатическая переписка по переговорам с ногайцами, которые прошли в Астрахани в конце 1586 года. Тогда Ногайская орда требовала ликвидировать 4 русских города на ее землях, в том числе Уфу. Дьяками, которые выступали дипломатами, из Москвы дали наказ «новопостроенные города не разрушать».
«В 1870-е годы уфимские городские власти задумались, а не провести ли юбилей, но в итоге в 1874 году не стали устраивать никакой праздник, а заказали научное исследование, - рассказывает Михаил Роднов. – Именно тогда, наш земляк, Петр Петрович Пекарский, единственный на тот момент академик из Башкирии живший в Петербурге, начал изучать вопрос и нашел эту дипломатическую переписку. Очевидно, что если бы Уфа на момент переговоров уже стояла 12 лет, дьяки вели бы переговоры по-другому, приводя аргументы в духе "чего же теперь спохватились, город давно стоит"».
Не город, а сторожевой пункт
Впрочем, не все находят убедительными приведенные доказательства. Уфимский историк Павел Егоров на дискуссии с Михаилом Родновым заявил, что дата юбилея в 2024 году выбрана правильно. Специалист основывается на большой исследовательской работе, которую провел в 1980-е гг. историк Анвар Асфандияров. Изучив многочисленные труды, он не отказался от версии про 1586 год, но пришел к выводу, что история Уфы началась намного раньше – в 1574 году, когда здесь был основан сторожевой пункт. Именно город действительно начали строить через 12 лет. Но, по мнению Павла Егорова, сторожевой пункт вполне можно считать точкой отсчета истории Уфы.
«Интересно также, что первая церковь в Уфе была построена в 1579 году, спустя пять лет после ее основания, – приводит другой аргумент историк. – Об этом пишет в своих работах ученый Петр Ищериков. Дело в том, что был найден святой антиминс (четырехугольный плат с изображением Иисуса Христа с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается Божественная литургия – прим. редакции) к Казанско-Богородской церкви города Уфы, датированный именно 1579 годом. То есть тогда здесь уже строилась первая каменная церковь, та, которая стала предшественницей Смоленского собора, на месте нынешнего Монумента Дружбы. Естественно, что церковь не могла строиться за несколько лет до основания города, просто так на пустом месте».
Доказательства в пользу юбилея в 2024 году Павел Егоров нашел также в истории Оренбургского казачьего войска. Писавшие ее историки указывали, что казаки отмечали и 100, и 200 лет со дня основания города, и отсчет они вели именно с 1574 года.
«Город был построен русскими служилыми людьми, башкирами и мишарями на месте первого русского поселения, возникшего в 1574 году», - подчеркивает историк.
«Когда Шакиров затеял тему с празднованием юбилея города, молодой историк нашего института Анвар Асфандияров защищал кандидатскую диссертацию в Москве, - парирует в ответ Михаил Роднов. – Начальство сказало ему написать статью об основании Уфы, что он и сделал. Написал блестящую работу, в которой неопровержимо доказал, что Уфа была основана в 1586 году. За этого его выгнали из состава парткома, заставили включить в свою статью информацию о том, что уже в 1574 году что-то на этом месте было. Так и родился этот миф. А за первую работу его уволили с работы, и статью эту я с трудом потом нашел и опубликовал».
Кому ставить памятник?
Даже если сойтись на одной из дат, пока так и нет однозначного ответа на вопрос о том, как должен выглядеть памятник основателям Уфы. Формально он есть – еще в 2007 году один из энтузиастов установил небольшую скульптуру Михаила Нагого в поселке 8 Марта. Безусловно, город-миллионник с многовековой историей заслуживает чего-то более масштабного. Однако по вопросу о том, кто этого достоин, мнения историков рознятся. Одни считают, что первый воевода, другие – обычные строители разных национальностей, третьи – и вовсе царь Иван Грозный.
Павел Егоров видит памятник основателям Уфы как многофигурную композицию.
«В центре, наверное, должен быть легендарный воевода, имени которого мы пока не знаем, а вокруг – все те, кто принимал участие в строительстве – русские стрельцы, башкиры, мишаре. Потому что короля делает его свита».
Михаил Роднов настаивает на варианте с Волоховым и Туровым. Оба историки считают возможным отдельно увековечить память Михаила Нагого – первого уфимского воеводу признают оба. Впрочем, к утвержденной властями дате юбилея города уже однозначно не появится ни одна скульптура.