Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Аргументы и Факты
ufa.aif.ru
16+
Уфа
Примерное время чтения: 6 минут
194

Через реку — под землей. Нефтепроводчики применили инновационную технологию

На первый взгляд это самый обычный участок на берегу реки Белой неподалеку от Уфы. Ну разве что он огорожен оранжевой полимерной сеткой, аккуратно закрепленной на деревянных столбиках, да стоит рядышком нивелир, напоминающий миниатюрный марсианский треножник. В остальном ничего особенного, и только ветер колышет яркое разнотравье… А потом земля в центре участка начинает вспучиваться: сначала едва заметно, потом все сильнее, и вот, раздвигая пласты чернозема, на поверхности показывается стальное тело трубы. Впереди медленно вращается массивный диск с внушительных размеров режущими элементами, слышится затихающий шум… Вскоре вращение останавливается, и над залитым сентябрьским солнцем берегом вновь повисает тишина. «Появление» трубы заняло около получаса. Но это лишь финальный момент гораздо более длительного процесса, своего рода точка, поставленная в нем.

Преодолевая сложности

Магистральные трубопроводы, по которым «путешествуют» нефть и нефтепродукты, пересекают большую часть регионов страны, и тянутся на сотни, а то и тысячи километров. Где-то трубопроводов больше, где-то меньше: например, в Башкирии они образовывают довольно густую сеть. Все магистральные нефтепроводы и продуктопроводы в России обслуживает компания «Транснефть», точнее, ее дочерние общества. Одной из самых крупных «дочек» является «Транснефть — Урал».

Естественно, что на своем пути трубопроводы множество раз пересекают то, что специалисты собирательно называют «водными преградами». Каждое такое пересечение требует обустройства подводного перехода. Но одно дело, когда водной преградой является ручеек, который воробей вброд переходит, и совсем другое, когда речь идет о настоящей большой реке — например, такой, как река Белая в Башкирии. При строительстве подводного перехода нужно учитывать множество моментов: например, глубину реки (потому что трубопровод должен пройти под руслом), ее ширину, то, насколько она разливается в паводок. А еще — строение грунта.

В том месте, где «Транснефть — Урал» сейчас строит подводный переход нефтепродуктопровода «Уфа — Западное направление» через реку Белую, геологическая обстановка сложная. Не только из-за щебенистых грунтов, но и из-за обилия карстовых пустот: это сочетание делает грунт ненадежным, а строительство в таких условиях — чрезвычайно сложным. Тем более, что в данном случае протяженность перехода более чем внушительная — почти 900 метров!

Геологическую обстановку нефтепроводчики, конечно же, учитывают: например, при строительстве здесь в 2017 году перехода для другой «трубы» был принят целый ряд мер, включая укрепление грунта. Но это — дополнительные затраты времени, сил, средств… Естественно, что таких сложностей при новой стройке хотелось избежать. Решением стал метод горизонтального направленного бурения щитом, или ГНБЩ — инновационная бестраншейная технология, которая объединяет принципы наклонно-направленного бурения и микротоннелирования. Опробовать ее решили в «Транснефть — Урал»: предприятие всегда было одной из основных площадок испытания новинок, именно здесь «прошло обкатку» множество решений, которые применяются сегодня на всех предприятиях отрасли. Проектную документацию по строительству подводного перехода разработал «Гипротрубопровод», корпоративный институт «Транснефти».

транснефть урал
Идет подготовка к началу работ. Фото: АО "Транснефть-Урал"

Новое решение известной проблемы

По сравнению с  технологией наклонно-направленного бурения, широко используемой при строительстве объектов «Транснефти», ГНБЩ имеет целый ряд преимуществ, поясняют специалисты. Во-первых, она позволяет прокладывать подводные переходы магистральных трубопроводов в сложных геологических условиях, где применение других вариантов осложнено или вовсе невозможно. Во-вторых, дает возможность выполнять работы в один этап: вместо того, чтобы сначала бурить скважину, а потом протаскивать в нее трубу, при использовании ГНБЩ труба «идет» сквозь грунт сразу за проходческой машиной. Благодаря этому, кстати, исключена опасность обрушения свода и стенок пробуренной скважины. Есть и много других плюсов, включая более высокую эксплуатационную надежность и ремонтопригодность подводного перехода, построенного с помощью ГНБЩ, сокращение сроков работ, повышение эффективности использования оборудования.

Работы высокой точности

Прежде, чем начать строительство перехода, участок трубопровода сваривают, делая из труб так называемую «плеть». После этого пристыковывают к передней части плети проходческую машину, которая управляется дистанционно, при этом обеспечивает разработку и извлечение грунта. А потом трубу буквально вталкивают в грунт с помощью специального оборудования. Под руслом реки Белой труба «путешествовала» около месяца. Не слишком быстро? Но другие способы ничуть не быстрее, а сложностей при их использовании больше.

Тут прямо-таки напрашиваются аналогии совсем из другой области — из медицины. Сегодня при проведении высокотехнологичных медицинских операций вместо больших разрезов выполняются небольшие проколы, через них в кровеносные сосуды вводятся крошечные инструменты, которыми точечно действует врач. Так и здесь: вместо длиннющих траншей на суше и сложных работ в русле реки, вместо извлечения многих сотен, а то и тысяч кубометров грунта — хирургически точные манипуляции, ограниченные каналом скважины! Конечно, как и медицинская операция, такое бурение требует тщательной подготовки и точнейших расчетов, ведь нужно, чтобы труба прошла, не отклоняясь, строго по рассчитанному «маршруту», и вышла на поверхность именно там, где намечено. Такое «точное попадание» в нужный участок берега мы и увидели в начале этой статьи: хотя масса трубы измеряется многими сотнями тонн, а ее протяженность сотнями метров, специалисты успешно «попали в яблочко», в роли которого и выступал огороженный сеткой небольшой участок берега.

А что дальше?

Труба, которую проложили под рекой Белой — это пока не сам трубопровод, а его защитный кожух. В ближайшее время внутри него будет протянута труба меньшего диаметра: если продолжить аналогии, это будет похоже на помещение стержня с чернилами в корпус авторучки. В дальнейшем по трубопроводу будут транспортироваться нефтепродукты, а защитный кожух убережет трубу от внешних угроз и воздействий.

Кроме того, при строительстве подводного перехода выполнены и другие работы: смонтирован участок линейной части, обустроены новые узлы запорной арматуры… Дел впереди еще много: подключение нового подводного перехода к работающему трубопроводу состоится только в следующем году. Но все предстоящие мероприятия, включая обязательную рекультивацию почвы, нефтепроводчикам хорошо знакомы. Главное — в другом: апробирование новой для «Транснефти» технологии на базе АО «Транснефть — Урал» завершилось успешно, получен важный и ценный опыт, и в дальнейшей ГНБЩ найдет в компании свое применение при строительстве важных объектов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах