1565

Царю или воеводе? Кому из основателей Уфы нужно поставить памятник в юбилей

2021 год пройдёт под знаком подготовки столицы Башкирии к юбилею – 450-­летию со дня основания. Власти уже озвучили свои планы. Улицу Октябрьской революции планируют сделать пешеходной. На набережной появятся яблоневые аллеи, пляжи, яхт-клуб и филармония. В городе откроют стадион международного уровня на 35 тысяч зрителей. Появятся торговые, культурные и образовательные объекты. Установят памятники писателям Сергею Довлатову и Ярославу Гашеку, герою наполеоновских войн Евграфу Гладышеву, полярнику Валериану Альбанову и герою национального эпоса «Урал-Батыр». Только вопрос об установке памятнику основателю Уфы до сих пор остается открытым. О том, почему так происходит, рассуждают местные историки.

Для чего Уфу делать старше Москвы?

Впервые вопрос о памятнике основателям Уфы поднят накануне празднования 450­-летия присоединения Башкирии к Российскому государству.

«Тогда активно раскручивалась версия полуторатысячелетия города Башкорт, – вспоминает уфимский историк Игорь Кучумов. – Но тут появились общественники во главе с Николаем Швецовым, которые решили поставить памятник первому воеводе города Михаилу Нагому. Причём доказывали сей факт ответом (на запрос Швецова) из Института российской истории РАН о дате основания города. Но в уфимской мэрии тогда заявили, что вопрос требует дополнительного изучения, что вполне объяснимо, ведь Швецов был в немилости у республиканского руководства».

В период суверенитета республике нужна была «древняя история ее столицы», поэтому власти навязывали точку зрения, что история Уфы – всего лишь кратковременный эпизод в существовании на этом месте крупного урбанистического центра.

«Люди действительно жили тут всегда, еще археолог Михаил Обыденнов отмечал на территории Уфы поселения времен неолита, – добавляет Игорь Кучумов. – Но Уфа в качестве города все же появляется в XVI веке и не является прямым преемником древних городищ, остатки которых обнаружены на её территории».

Справедливости ради добавим, что памятник Михаилу Нагому, установленный сегодня на частной территории, на окраине города – это русский вариант испанского конкистадора-колонизатора. Это воин в кольчуге, который опирается на щит и опоясан саблей. В общем, не способствует этот образ единению народов.

Какой дате верить

«Из этих двух дат документально подтвержден только 1586 год, – говорит профессор Башгоспедуниверситета Владимир Иванов. – Утверждения Петра Рычкова о том, что башкиры обратились с просьбой о постройке города в 1573 году, на документы не опираются. Об этом он якобы узнал из каких-то «достоверных выправок» (выписок) во время своей службы в Оренбургской экспедиции в 1734 году. В 1866 г. в газете «Уфимские губернские ведомости» публикуется статья Руфа Игнатьева – одного из основоположников уфимского краеведения, – в которой автор пишет, что «город Уфа строился с 1574 по 1586 год». То есть, в восприятии краеведа обе даты вполне легитимны: в 1574 г. построен Уфимский острожек, в 1586 г. он получает статус города. Но, в общем, я не считаю споры об этих датах принципиальными, разве только для любителей празднования юбилеев, поэтому у меня однозначной позиции на этот счёт нет».

Башкиры не просили построить им крепость. Это ничем не подтвержденная выдумка.

«Петр Рычков придумал, что башкиры в 1573 году обратились к Ивану Грозному с просьбой построить им крепость, – более категоричен доктор исторических наук Михаил Роднов. – Это ничем не подтверждённая выдумка. Отсюда любители истории в XIX веке решили, что на следующий год царь град и основал. Нет ни одного документа с датой 1574 год. Эту выдумку подхватили в советский период. Ни один народ не обращался с просьбой построить город. Казахи, например, просили возвести Оренбург на чужой территории. Город стопроцентно основан весной-летом 1586 года».

Поставили острог «на Уве»

Историк ссылается на новейшие исследования учёного из Нижневартовска Янкеля Солодкина. В конце XVI века на Южном Урале развернулись сражения: русские воевали с сибирским ханом Кучумом, который горел желанием взять реванш за поражение от Ермака, и с ногайцами. Сюда приплыли татарские головы, так называемые предводители военных отрядов Зеленешин, Волохов и Федор Туров, которые действовали на территории татарских ханств. В 1585 году состоялся их поход (цитирует «Поволжский летописец» Янкель Солодкин) из Казани с отрядом из «лутчих людей» Костромы, Суздаля, Ярославля, Владимира, Арзамаса «и изо многих городов поволжских» в «сибирские улусы». После боёв русские вернулись обратно, а в следующем году, «бився» «з башкирцы и з сибиряны», те же служилые люди «поставили» острог «на Уве», то есть – Уфу.

«Они первые строители города, – добавляет Михаил Роднов. – Это известные люди. Они основали Архангельск, современную Йошкар-Олу, Туров был ещё одним из основателей Саратова. Таких людей называли горододельщиками. В конце 1586 года сюда прибывает первый уфимский воевода Михаил Нагой и правит здесь десять лет».

По словам нашего собеседника, доказательств того, что Уфа основана в 1586 году, достаточно. Первый письменный источник, сообщающий об этом, нашёл в 1941 году академик Михаил Тихомиров, а другой выдающийся учёный, Вадим Корецкий, обнаружил в 80­е годы прошлого века «Поволжский летописец».

Есть и разрядные книги. В них регистрировались все воеводы, которые отправлялись на службу в города. В разрядных книгах лишь в декабре 1586 года впервые упоминается «новый город на Уфе».

«Наконец сохранилась дипломатическая переписка с ногаями, где они требовали снести эти города, – продолжает Михаил Роднов. – В Астрахань осенью 1586 года была отправлена делегация московских дьяков с инструкциями, которые сохранились до настоящего времени. Их нашёл академик Пётр Пекарский в XIX веке, и в них предписано новые города на Волге и Белой не разрушать. Если Уфа существовала 12 лет, наверное, дипломаты по-другому разговаривали бы с оппонентами: «Куда вы смотрели все эти годы?» Кстати, накануне 300­летнего юбилея Уфимская городская дума обратилась к Пекарскому, чтобы помог найти в петербургских архивах документы об основании города. Так он нашёл эти документы. Поэтому впервые юбилей города отметили в 1886 году. Со всей страны съехались гости, были большие торжества».

В 1956 году была подготовлена первая обобщающая история края – «Очерки по истории Башкирской АССР». В ней известный историк Николай Устюгов разобрал споры о двух датах основания Уфы, сделав категоричный вывод: «Мнение П.П. Пекарского, основанное на точных указаниях источников, и должно быть принято». Он также привёл данные академика Михаила Тихомирова, который нашёл летописные сведения об основании Уфы в 1586 году. Но на властном уровне был принят 1574 год. Поэтому второй юбилей, 400­-летие столицы БАССР отметили в 1974 году.

«Большинство учёных считают 1586 год датой основания Уфы, – добавляет Игорь Кучумов. – Это научно обосновал в 70­е годы прошлого века Анвар Асфандияров. Однако маховик подготовки к 400­летнему юбилею, который затеял первый секретарь башкирского обкома Мидхат Шакиров, был уже раскручен. Очень подробно об основании Уфы в 1586 году и её первом воеводе говорится в работах профессора Розы Букановой».

Плетёмся в хвосте

«Памятник всё же нужен царю Федору Иоанновичу как основателю города, ведь именно он реализовал проект строительства городов-крепостей от Воронежа до Западной Сибири, так появилась и Уфа, – убеждён Михаил Роднов. – При нём вектор внешней политики России повернулся с Запада на Восток».

По памятнику основателям города мы снова плетёмся в хвосте.
АиФ

«По памятнику основателям города мы снова плетёмся в хвосте, – считает Владимир Иванов. – В Самаре, в Саратове, уже давно стоят памятники воеводе Ивану Засекину. В центре Йошкар-Ола стоит конная статуя князю Ивану Ноготкову-Оболенскому, на чьей земле была построена крепость Царево-Кокшайск – предтеча будущего города. Хотя сам князь Ромодановский эту крепость не строил. Если у нас это сделают в 2024 году, то нужна оговорка, что это дань исторической традиции, которая связывает строительство Уфимского кремля с воеводой Иваном Нагим. А что, у города с многовековой историей не может быть своих традиций? И стоять памятник должен в устье реки Сутолоки, в районе Монумента Дружбы».

«Мне понятна позиция завкафедрой истфака Башгосуниверситета Рамиля Рахимова, считающего основателем Уфы царя, – добавляет Игорь Кучумов. – Но все же под основателями простые жители сегодня понимают первых строителей крепости, первого воеводу. Люди нуждаются в понимании, говоря словами «Повести временных лет», «откуда есть пошли».

Кстати
Захват русскими войсками Казани до сих пор некоторыми татарстанскими историками расценивается как национальное бедствие. Тем не менее, в городе установлен памятник строителям Казанского Кремля. И никто не воспринимает его как акт чьей-то культурной агрессии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах