Грузовик MAN столкнулся с пассажирским автобусом Mercedes-Benz Sprinter, ехавшим из Уфы в Усть-Катав, у села Улу-Теляк Иглинского района Башкирии примерно в 15:30 по московскому времени во вторник, 27 февраля. Удар был такой силы, что и грузовик, и автобус вылетели на обочину и опрокинулись. Шансов выжить у людей было мало.
Что известно о погибших и пострадавших
Сначала поступила информация о пяти погибших, но уже скоро эта цифра увеличилась почти вдвое – девять человек погибли на месте аварии, в том числе водитель автобуса. Выжить удалось лишь четверым пассажирам. Говорят, спаслись те, кто сидел на задних сиденьях автобуса: они избежали основного удара.
В списке погибших, в основном, жители Челябинской области: пятеро – из Усть-Катава, двое – из Сима. Еще двое – жители Башкирии.
Погибшая 47-летняя Минзифа Самикова жила в деревне Миндишево Салаватского района Башкирии. Это всего в 15 километрах от Усть-Катава. Как рассказали UFA.AIF.RU в Ишимбаевском сельсовете Салаватского района, в соседний челябинский город женщина направлялась на работу. Кем работает, точно неизвестно, предполагают, что дворником. Муж её умер, старшие дети уже взрослые. На младшего 17-летнего лишена родительских прав. Как говорят в сельсовете, в последнее время женщина взялась за ум, устроилась на работу - начала новую жизнь.
Согласно оперативным сводкам, из того же Салаватского района Башкирии ещё одна погибшая – Фаузаря Шагапова. Сообщается, что она из деревни Яхъя. Женщина действительно родом оттуда, но в последние годы проживала в Усть-Катаве. Скорее всего, ехала домой из Уфы, где гостила у родственников.
Не выжил и 40-летний водитель автобуса Эдуард Жиляев - он тоже житель Усть-Катава.
Трое пострадавших сейчас находятся в больницах. У 31-летней жительницы Усть-Катава диагностированы перелом голени и частичная амнезия, у 65-летней жительницы Сима – серьёзные травмы головы и позвоночника. Она будет переведена из Ашинской больницы в уфимскую больницу №21, которая специализируется на таких травмах. Еще одна пассажирка, уфимка, обратилась в медсанчасть, у нее диагностировали перелом голени. От госпитализации она отказалась.
Больше всех повезло 22-летнему уфимцу Никите Гагарину. С места ДТП он уехал не в больницу, а в Усть-Катав, куда и направлялся в гости. На следующий день всё же обратился в Усть-Катавскую больницу, где его осмотрели. Особых повреждений у молодого человека не нашли, только ушибы.
В Усть-Катаве объявлен двухдневный траур по погибшим.
Что известно о причине аварии и виновниках
Правоохранительные органы уже приступили к расследованию этого громкого ДТП. МВД Башкирии 28 февраля возбудило уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть двух и более лиц».
Фигурант дела – водитель фуры, 40-летний житель Аскинского района Башкирии. В аварии он не получил ни царапинки. В полиции предполагают, что, управляя грузовиком MAN, он «совершил занос прицепа», груженного щебнем. Прицеп вылетел на встречную полосу и столкнулся с пассажирским автобусом. По неподтвержденным официально данным, водитель в момент аварии снимал на телефон дорогу, чтобы запечатлеть её плохое состояние.
Будет проверена и деятельность усть-катавского перевозчика – индивидуального предпринимателя. Прокуратура выяснит, соблюдались ли правила перевозки. По первым данным, техническое состояние автобуса было хорошим, колеса на шипованной резине, пассажиры пристегнуты, а водитель - опытный. Рейс №769 Уфа – Усть-Катав был зарегистрирован, ходил по этому маршруту регулярно.
«Дорога смерти»
Между тем в первые часы после ДТП Упрдор «Приуралье», отвечающее за содержание этого участка трассы М-5, распространило пресс-релиз, в котором сообщалось, что организация оперативно проверила работу подрядчика. По данным управления, за пять минут до ДТП здесь проводилась очистка и обработка поверхности проезжей части, что подтверждается программным комплексом «ДорТрансНавигация». Однако обсуждающие событие подвергают эту информацию сомнению. Вполне возможно, что дорога действительно была приведена в порядок, но сразу после аварии.
Участок трассы М-5 от Уфы до Челябинска уже давно в народе прозвали «дорогой смерти». В непогоду водители стараются не выезжать в этом направлении. Высокий трафик движения грузового транспорта, а также двухполосное движение создают условия для аварийных ситуаций. В этот же день, 27 февраля, за пару часов до ДТП с пассажирским автобусом, на том же участке трассы М-5 произошло столкновение двух грузовиков. К счастью, обошлось без жертв.
Семьи погибших получат помощь
Губернатор Челябинской области и глава Башкирии выразили соболезнования семьям погибших в ДТП, а также провели экстренные совещания.
Из резервного фонда правительства Башкирии планируется выделить около 2 млн рублей на материальную помощь семьям трёх погибших и двум пострадавшим пассажирам микроавтобуса. Семьям погибших власти Башкирии намерены выплатить по 500 тысяч рублей, пострадавшим - по 200 тысяч.
О выделении материальной помощи распорядился и губернатор Челябинской области Борис Дубровский. По 500 тысяч рублей выплатят каждой из пяти семей, чьи родственники погибли в ДТП, двоим пострадавшим - по 200 тысяч рублей.
Из резервного фонда администрации Усть-Катава будет выделено семьям погибших по 20 тысяч рублей для организации похорон.
ДТП с участием автобусов
Крупные ДТП с участием пассажирских автобусов в России не редкость. Только в 2017 году произошло четыре громких случая.
11 июня в Забайкальском крае автобус Kia упал с насыпи, погибли 12 человек.
2 июля в Татарстане рейсовый автобус Neoplan столкнулся с «КамАЗом», который буксировал «Ман». Погибли 14 человек.
25 августа в Краснодарском крае автобус упал в Черное море, погибли 19 человек.
6 октября во Владимирской области в междугородный автобус врезался пассажирский поезд Санкт-Петербург - Нижний Новгород, погибли 17 человек.