Примерное время чтения: 7 минут
210

Золотые врачи и стандарты качества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Башкортостан № 24 13/06/2023
Рина Гильманова / АиФ

Республиканская клиническая больница имени Куватова – одна из старейших в Башкирии: в этом году ей исполняется 147 лет. Однако это показатель не возраста, а развития. Сегодня РКБ – ведущее специализированное медучреждение, оказывающее высокотехнологичную помощь. Здесь работают, без преувеличения, лучшие врачи, к которым стремятся попасть пациенты со всей республики. А сами медицинские специалисты получают возможности для постоянного повышения профессионализма.

Высокий уровень

РКБ им. Г. Куватова обслуживает более 220 тыс. человек в год со всей республики. Здесь оказывают как плановую и неотложную, так и экстренную помощь. В последние годы активное развитие получило телемедицинское консультирование, когда пациент или сам врач могут обсудить конкретный клинический случай. Если кому-то срочно нужна операция, помогает санавиация: медики из Уфы могут легко и быстро добраться на место, а если состояние больного позволяет - транспортировать его в столицу. Также используется наземный транспорт. А в рамках проекта «Поезд здоровья» специалисты выезжают в муниципалитеты для проведения диагностики заболеваний местных жителей. Одним словом, это врачебная помощь, которая доходит до людей и по земле, и по воздуху в самом прямом смысле.

В год проводится более 20 тыс. операций, из них не менее 4 тыс. – высокотехнологичные. Причём речь идёт о самых тяжёлых случаях, за которые могут взяться далеко не во всех медучреждениях региона. В главном медучреждении Башкирии на сегодня работают 2,1 тыс. сотрудников. Это база для 8 кафедр Башгосмедуниверситета. Многие профессора вуза на практике применяют в больнице свои глубокие знания, приводят сюда лучших своих учеников, растят новые кадры на примерах лучших. Работают здесь как очень опытные, так и молодые, талантливые и перспективные специалисты. В больнице с большим трепетом относятся и к старшим коллегам, потому что их опыт и знания неоценимы. А средний возраст медицинского персонала составляет 45-48 лет – тот самый период, когда человек уже стал профессионалом, обладает большим опытом и при этом сохранены жизненная энергия и желание развиваться.

Команда единомышленников

Заведующий отделением гастрохирургии Ильдар Салимгареев в системе здравоохранения работает в общей сложности 22 года, а в республиканской больнице – 18 лет. С нескрываемой гордостью он рассказывает о том, как начинал работать в гастрохирургическом отделении РКБ под руководством корифея медицины Николая Пешкова, в память о котором в холле медучреждения теперь установлен барельеф. В последние 8 лет Ильдар Салимгареев сам возглавляет это подразделение больницы – ныне это хирургическое отделение № 1, и оно обслуживает самое большое количество пациентов.

«Это основополагающая больница республики со своей громадной школой гепатобилиарной хирургии (печени, поджелудочной железы и желчевыводящих путей). То, чем я изначально интересовался и к чему стремился, - говорит врач, объясняя, почему работает на одном месте долгие годы. – Я получаю большой и хороший опыт специализированной высокотехнологичной медицины. Это, с одной стороны, постоянно требует новых знаний, но с другой, значительно облегчает нам работу: появляются новые методы лечения - малоинвазивные, лапароскопические, под УЗИ-контролем. По сути, на глазах одного поколения хирургов развилась рентгенхирургическая служба. Там, где раньше был предел наших возможностей, и прогнозировалась высокая летальность, сегодня реально помочь. И это в работе радует больше всего».

Современная техника помогает, но не исключает ежедневных трудностей в работе врачей. Избежать профессионального выгорания, по словам врача, ему помогает осознание того, что он находится в коллективе единомышленников.

«Отделение и вообще вся больница едины в понимании того, что надо друг друга поддерживать, – говорит Ильдар Салимгареев. – Например, даже во время ковида, когда ситуация была экстренная, никто не отлынивал от работы, все дружно дежурили. А если есть поддержка коллектива, администрации, тогда и работается легко и хорошо».

Четко и слаженно

Готовность врачей к самоотверженному труду – важная, но единственная составляющая слаженной работы больницы. Большое внимание здесь уделяют соблюдению стандартов и правильной организации оказания медицинской помощи. Так, роддом РКБ – единственный в республике в прошлом году получил сертификат «Качество и безопасность медицинской деятельности», который выдает Росздравнадзор по очень строгим требованиям.

«Повысилась безопасность там, где раньше могли быть риски, – поясняет заместитель главного врача РКБ по акушерско-гинекологической помощи Сергей Денисов. – В первую очередь, в рамках внутреннего контроля выделили критерии критических состояний и прописали, как действовать специалистам в каждой из ситуаций. Врач проводит осмотр, оперирует, а все остальное время за женщиной наблюдает средний персонал, чтобы своевременно заметить изменения в состоянии здоровья, обеспечить ей надлежащий уход и при необходимости оказать неотложную медицинскую помощь. Медсестры постоянно с женщинами, буквально нянчат их. Это очень важно, потому что врач физически не может находиться все время только с одной роженицей – он просто не успеет к другим».

Второй важный принцип – разделение лекарств. Все препараты разложены в строгой градации, разделены по схожести, срокам действия и т.п. Для персонала чётко прописаны правила санитарной гигиены.

Всё это, на первый взгляд, очень простые требования, но чёткая система, алгоритмы действий значительно облегчают работу. Если раньше врачи действовали опираясь больше на собственный опыт, знания, привычки, то сейчас они следуют строгим правилам. Повысилась и открытость системы, она стала более прозрачной, теперь мы фиксируем все факты, любые осложнения, чтобы понимать, где и почему это произошло, и проводим мероприятия, чтобы исключить повтор неблагоприятных событий.

Эффективность работы системы подтверждают и молодые специалисты. Старшая акушерка отделения патологии беременных Аделя Рамазанова работает в РКБ 2,5 года и говорит, что теперь её работа стала более упорядоченной, и это позволяет максимально экономить время.

«Мы проходим постоянное обучение, развиваемся, оттачиваем профессиональные навыки, совершенствуемся, - говорит Аделя. - Это очень важно, потому что у нас большой поток пациенток. Раньше, например, у акушерок передача смены проводилась в произвольной форме, сейчас они контролируют выполнение чек-листа, ставят подписи о том, что сделали, и вопросы «кто, что и почему не выполнил» не возникают. Также используется план на день, где всё расписано по времени. Это значительно облегчает работу».

Развитие – в приоритете

РКБ им. Г. Куватова - активный участник престижных конкурсов в области качества. В конкурсе «Лучшие товары Башкортостана-2023» - региональном этапе Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России» медицинская организация достойно выступила, получив дипломы лауреатов за 4 командных проекта: «Гибридные мультидисциплинарные оперативные вмешательства в онкологии», «Мультидисциплинарный подход в лечении Синдрома Гийена-Барре», «Комбинированный мультидисциплинарный подход в лечении редких опухолей». Работа по внедрению качества была отмечена Дипломом Победителя I степени конкурса «Лучший менеджер по качеству», который был вручён заместителю главного врача по организационно-методической работе Динаре Куловой.

Стандартизация услуг и переход на рискоориентированный подход – результат работы созданного в 2020 году Управления качеством медицинской помощи и стратегического развития. Сотрудники этого подразделения ведут систематический сбор и анализ информации о качестве работы РКБ, готовят рекомендации, организуют обучение специалистов. Работа службы позволила уже в первый же год получить международный сертификат ISO 9001:2015 «Система менеджмента качества», и одержать победу в Федеральном конкурсе «Лидер качества в здравоохранении – 2022».

«Сегодня мы делаем ставку на цифровизацию, - рассказывает врач-статистик отдела качества  Елена Азнагулова. - Для упрощения работы персонала внедрили корпоративный портал, в котором фиксируются все происходящие в больнице процессы. Подразделения видят только свои разделы, а руководство – всё медучреждение. Это очень удобно, позволяет быстро находить нужную информацию, выявлять нежелательные события и быстро исправлять ошибки и недоработки. Этот ресурс мотивирует специалистов, а в конечном итоге работает на пациентов, которые получают лучшее лечение».

Лицензия ЛО41-01170-02/00380770 от 27.02.2020

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах