aif.ru counter
1161

Скрытно и смутно. Взгляд изнутри на школьное олимпиадное движение Башкирии

Победитель и призер школьных олимпиад, а ныне студент уфимского вуза Тимур Маннанов в интервью «АиФ-Башкортостан» поделился своими наблюдениями и размышлениями о проводимой в регионе работе с одаренными детьми.

Тимур на олимпиаде в Саранске.
Тимур на олимпиаде в Саранске. © / Тимур Маннанов / Из личного архива

В этом году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии, который проходил в Уфе, сразу шесть человек из Башкирии сумели войти в число призеров. Впервые за последние два десятилетия такой впечатляющий результат.

Можно ли сказать, что в республике, наконец, работа по развитию олимпиадного движения продвинулась вперед? Увы, в целом ощутимых перемен не произошло. Итог года по всем предметам - один победитель и 30 призеров. Это почти столько же, сколько и в 2018 году (два победителя и 27 призеров). С такими показателями Башкирия находится в четвертом десятке регионов. В лидерах соседи - Мордовия, Удмуртия, Татарстан.

тимур маннанов
Тимур Маннанов Фото: Из личного архива/ Тимур Маннанов

Почему крупный регион не может наладить подготовку одаренных школьников? Благодаря чему удалось в этом году химикам добиться высоких результатов? И зачем нужны такие соревнования самим школьникам, а, главное, - региону?

«АиФ-Уфа» решил задать эти вопросы не чиновникам, не преподавателям, не сотрудникам института развития образования, ответственным за проведение олимпиад, а студенту 1 курса Уфимского государственного нефтяного технического университета Тимуру Маннанову.

Тимур - призер и победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии, золотой медалист Международной Менделеевской олимпиады, серебряный медалист всероссийской студенческой олимпиады «Я - профессионал». Сейчас он вместе с преподавателем Республиканского инженерного лицея-интерната Айнуром Гумеровым и другими ребятами, которые побеждали на олимпиадах, помогает готовить нынешних школьников к интеллектуальным соревнованиям.

В поисках лучших условий

Айгуль Мусина, «АиФ-Башкортостан»: Тимур, в школьный период ты несколько раз менял учебное заведение. Чего искал?

Тимур Маннанов: Я родом из Учалов, где проучился до 6 класса. Затем вместе с родителями мы решили, что стоит продолжить обучение в Уфе, в республиканском башкирском лицее-интернате (сейчас РИЛИ - инженерный лицей-интернат – прим.ред.) Проучился два года и – уехал обратно. Да, именно в лицее, благодаря преподавателю Айнуру Мансуровичу Гумерову, у меня возникла огромная любовь к химии. Но он на тот момент был плотно занят защитой кандидатской и не мог уделять нам много внимания. И я решил, что жизнь вдалеке от родителей не стоит имеющихся плюсов обучения в лицее, поэтому 9 класс у меня прошел в Учалах. Но результаты регионального этапа олимпиады по химии заставили меня поменять решение уже через год: я оказался лишь 16-м, а мои бывшие одноклассники из лицея – на первых местах, один из них добился успеха даже на заключительном этапе. Я вернулся в лицей и стал усиленно готовиться, много работал самостоятельно. Очень хотел догнать их. В 10 классе выиграл региональный этап, на заключительном – стал призером.

- А потом вдруг отъезд в Саранск.

- Заключительный этап проходил в этом городе. Нам показывали местный лицей для одаренных детей. Там совсем другие условия, другая система подготовки. Со школьниками работают опытные, сильные вузовские преподаватели, которые знают и понимают, как устроены олимпиады высокого уровня. У нас тоже привлекают преподавателей из университетов, но в лучшем случае тех, кто сталкивался с олимпиадами лет десять назад.

Обучение, проживание в саранском лицее бесплатное, причем могут дать и целую комнату на одного, то есть можно заниматься допоздна, никому не мешая. И даже стипендию платят. В нашем лицее наоборот: за проживание и питание платит обучающийся. Вроде бытовые мелочи, но это тоже в целом влияет на общую картину. Чуть раньше уехал учиться в Мордовию ученик РИЛИ Тимур Давлетбаев, на тот момент девятиклассник и уже победитель заключительного этапа. Потом решил и я.

Итог – он стал золотым медалистом Международной олимпиады юниоров, я в 11 классе стал победителем Всероссийской олимпиады школьников, затем взял «золото» на Международной Менделеевской олимпиаде.

- С таким багажом побед ты мог выбрать любой вуз страны, как и делают другие. А ты вернулся в Уфу, в нефтяной университет. Почему?

- Я много размышлял, рассматривал все варианты. В том числе отъезд за границу. Но там имеет смысл учиться только если затем оставаться жить. А я не хочу быть оторванным от своих близких.

Рассматривал и ведущие вузы страны. Во время смены в «Сириусе» (образовательный центр для одаренных детей, расположенный в Сочи – прим.ред.) разговаривал с преподавателями, студентами МГУ. Они говорят, что большая часть из окончивших химфак главного университета страны затем занимается наукой, причём, преимущественно за рубежом. Многие из тех, кто не идёт в науку, потом идут продавать реактивы. В химии меня привлекает именно её практическое приложение, её актуальность для общества и промышленности, поэтому оба варианта меня не устроили. Есть и другой момент. Я подумал: конкуренция в Москве очень высокая. Там много таких, как я. А ресурсы столицы хоть и большие, но все-таки ограниченные.

Я подумал: конкуренция в Москве очень высокая. Там много таких, как я. А ресурсы столицы хоть и большие, но все-таки ограниченные.

В нашем нефтяном университете образование прикладное. Не чисто химическое, а нефтехимическое. Это меня привлекло. Высоки шансы устроиться на крупное предприятие. Я ведь хочу, чтобы моя будущая семья жила достойно. Даже если захочу заниматься наукой после окончания учебы, на предприятиях есть такая возможность - во многих существуют научные отделы. Кроме того, в УГНТУ предложили повышенную стипендию, грант президента РФ. При этом среди нефтяных вузов УГНТУ занимает высокие позиции, поэтому выбор был осознанный.

- Первый год учебы позади. Не разочаровался?

- Мне кажется, я бы и в любом другом вузе немного разочаровался. Мы всегда ожидаем чего-то большего. Да, в МГУ уровень химии был бы повыше. Но все равно не такой, какой мне нужен. Там больше практикума, но по факту он не очень полезен. В нефтяном фундаментальная химия не так сильно нужна, поэтому делается упор на её прикладные аспекты, здесь лучше дают те навыки, которые ценны именно в промышленной деятельности.

Пожалуй, одно из главных преимуществ нефтяного – есть обратная связь со студентами, индивидуальный подход. Мы выразили желание изучать общеобразовательные дисциплины на английском языке, и для нас организовали такой поток, впервые на нашей специальности. Сейчас ведем переговоры, чтобы дали возможность пораньше закрыть основные курсы по химии – хотим освободить время для научной деятельности. Не уверен, что в огромном МГУ была бы возможность исполнить пожелания студентов.

Химический эффект

- Этот год – прорывной для химиков, сразу шесть призеров. Эффект родных стен (заключительный этап проходил в Уфе) или что-то другое?

- Для республики это действительно значимый результат. И если смотреть в сравнении с другими регионами, то, к примеру, у Новосибирска и Мордовии ежегодно около двух победителей и четырех призеров. У нас это пока редкость, но по количеству уже догнали, теперь надо догнать по качеству. С Татарстаном у нас результаты оказались одинаковые в этом году – у них тоже шесть человек. Но это потому, что они выступили хуже, чем обычно.

Что касается причин побед, родные стены может и помогли в психологическом плане, но не более: жюри проверяет зашифрованные работы.

Шесть наших призеров - это закономерный результат. Выстрелили давно ожидаемые лидеры. Артур Кулушев и Азамат Сафиканов из Стерлитамака, Азат Валиев из Салавата – их давно и серьезно готовили. Наш лицей давал стабильно по одному призеру или победителю, а в этом году сразу троих - Карима Куланчина, Искандера Шамигулова, Тимура Давлетбаева. Это итог того, что мы увеличили количество готовящихся к олимпиаде. Плюс смогли переманить обратно из Саранска Тимура Давлетбаева.

- Можно ли говорить о том, что в лицее удалось выстроить систему подготовки, которая дает эффект?

- Наша так называемая химическая династия началась с Лизы Киямовны Агадуллиной (единственный в республике обладатель звания народного учителя РФ, подготовила сотни победителей и призеров олимпиад по химии разных уровней– прим.ред.) У нее своя наработанная методика, которая давала результат. Педагог РИЛИ Айнур Гумеров – ее бывший ученик и призер олимпиад. Когда он пошел преподавать в лицей, Лиза Киямовна стала помогать ему работать с учениками, передавала свою методику подготовки к олимпиадам. Потом Айнур Мансурович добавил и свои нововведения. Поэтому лицей стал стабильным поставщиком призеров. Один из них стал помогать ему готовить уже следующих лицеистов. Я был как раз в первом потоке. Потом выпустились уже мы, и теперь помогаем младшим ребятам.

- У вас даже появилась ассоциация.

- Да, она называется Ассоциация наставников олимпиадного движения. Коротко – АНОД. Она нигде пока не зарегистрирована. Ее костяк – это восемь бывших победителей и призеров по химии, выпускников РИЛИ, и также уже хорошо зарекомендовавшие себя школьники. Кроме подготовки участников, мы занимаемся организацией проведения на базе лицея местных этапов перечневых олимпиад, чтобы школьникам не приходилось выезжать куда-то за пределы региона. И еще – пытаемся внести изменения в действующее у нас олимпиадное движение.

Мы могли бы начать работу и с остальными городами и районами в дистанционном режиме, но нам в этом деле без финансовой поддержки не обойтись.

«К сложившейся системе у меня много вопросов»

- Последние два-три года власти стали чаще говорить о проблеме подготовки олимпиадников, необходимости изменений. На твой взгляд, есть какие-то подвижки?

- Это позор, что крупный промышленный регион с сильными вузами находится на таких низких позициях. И я пока не могу отметить каких-либо существенных принятых мер. Однако вижу, что отношение к этой теме хоть и медленно, но трансформируется. В этом году о призёрах олимпиад вышли сюжеты в новостях, а на форуме «Надежда Башкортостана» олимпиадникам организовали встречу в Белом доме.

Однако проблем хватает. Например, организация региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). Участники приезжают накануне вечером, утром - теоретический тур. Затем просто сидят, ждут результатов, никакой программы для них нет. Допоздна апелляция. На следующий день практический тур. Обычно подведение итогов и награждение задерживается, а у многих – дальняя дорога в ночь, поэтому уезжают, не дождавшись. Награждение победителей проходит наскоро – раздали дипломы в одной из аудиторий, похлопали и всё. Нет праздника, торжественности, подарков. А ребятам действительно важно ощутить, что они молодцы, заслужили награду. В один год, помню, олимпиада проходила в Стерлитамаке. В помещениях было так холодно, что жили и спали в одежде. Какое ощущение складывается у участника? Что химия никому не нужна в этой стране. Зачем тогда ею заниматься?

Есть и другие моменты, в частности, по подготовке. Не хватает преподавателей. Мы предлагали пригласить специалистов из Москвы, но на это не выделили средств. И если с теоретической частью мы пытаемся справиться сами, то с экспериментальной возникают проблемы, поскольку необходимы лаборатории самого высокого уровня. В БГУ организовали практикум для олимпиадников перед российской олимпиадой, но там такой уровень - ну, детский сад. Преподаватели не понимают, что перед ними не просто школьники, а школьники, освоившие материал 1-3 курсов университета, причём на отличном уровне. Спасает помощь УГНТУ. Сейчас обсуждается возможность создания передовой лаборатории достойного уровня на базе РИЛИ, но пока все туманно.

Сложившаяся у нас система проведения местных этапов Всероссийской олимпиады школьников непрозрачная и непонятная. Мне кажется, присутствуют какие-то накрутки.

- Ты в этом году был в составе жюри регионального этапа олимпиады по химии. Знаю, что тебе пришлось пробиваться с боем туда. Почему не пускали?

- Это была эпопея. Заявку я подал за полгода, но за три дня мне сообщили, что не допускают. С формулировкой - ты студент всего лишь. Я проверял – в положении нет запрета для студентов. В Мордовии, к примеру, их привлекают. В итоге взял измором. В день олимпиады пришел, сел около двери и сказал, что никуда не уйду. Плюс мы звонили заместителю министра образования. Меня пустили.

Почему мне это было важно. В жюри в основном профессора вузов, которые ни разу не участвовали в олимпиадах и не знают, как правильно оценивать некоторые моменты. Я считаю, что должны быть в составе и люди, которые знают процесс изнутри.

Вообще у меня очень много вопросов к сложившейся у нас системе проведения местных этапов ВОШ. Она непрозрачная и непонятная. Мне кажется, присутствуют какие-то накрутки. К примеру, на городском муниципальном этапе по химии в Уфе первые места получают школьники, которые потом традиционно плохо выступают на региональном этапе. В этом году интересно совпало: городской этап Всероссийской олимпиады и отборочный этап олимпиады Новосибирского университета проходили почти одновременно. На городе первое место заняла девочка из уфимской школы, а наши лицеисты оказались ниже первых мест. А на Новосибирской олимпиаде картина ровно наоборот: все наши в топе, а выигравшие городской этап – внизу. Как такое могло случиться? Я не понимаю. К тому же, судя по результатам республиканской олимпиады, в некоторых районах баллы тоже «рисуются».

Интересно, что Карим Куланчин, который в итоге стал призером заключительного этапа ВОШ, на муниципальном этапе не был даже призером. И он бы не попал на региональный этап, если бы мы не написали ходатайство.

Олимпиадники - потенциал региона

- Как ты считаешь, в чём главная причина, что олимпиадное движение у нас вялотекущее?

- Нет людей. Заинтересованных, радеющих, профессиональных. Как из числа тех, кто организовывает олимпиады, так и среди педагогов. В обоих случаях это должны быть люди, представляющие себе процесс не теоретически, а знающие изнутри. Такие педагоги появляются, но со временем, без поддержки, без стимула их энтузиазм угасает. Нужно внимание сверху. А его мало.

- Что бы ты конкретно изменил в системе подготовки и проведения олимпиад?

- У меня несколько предложений. Во-первых, на муниципальном этапе ВОШ надо изменить задания. Они должны готовить участников к региональному этапу, быть похожим по структуре. То, что предлагается сейчас, - давно устарело. Самое главное - задания должны быть такие, чтобы человек не разочаровался в химии. Я составил диаграмму по результатам и выяснил, что большая часть участников набирает минимальное количество баллов. Естественно, человек, уходя с олимпиады, думает – я болван, ничего не знаю. А это не так. Это задачи такие.

Не хватает людей, профессиональных и радеющих за дело. Такие появляются, но со временем, без поддержки, без стимула их энтузиазм угасает.

Во-вторых, необходимо изменить систему подведения итогов. Сейчас происходит так. Участники муниципальных этапов во всех городах и районах выполняют одни и те же задания. Но, к примеру, в условном сельском районе выявленный победитель набирает всего 15 баллов, а в Уфе участник с такими же баллами не попадает даже в призеры. Причем в районах местное жюри еще и необоснованно завышает результат. На региональном этапе такие «победители», конечно, часто пишут на «ноль».

Что предлагаем. Надо по итогам муниципального этапа сделать единый рейтинг участников. Но при этом увеличить долю победителей и призеров, чтобы имелись шансы и у ребят из районов.

В-третьих, должна быть культура апелляции. На муниципальном этапе ее почти нет. Там результаты даже узнают между делом, а уж показа и разбора работ практически нет. Как-то все скрытно, смутно. Нет обратной связи. Мы выступаем за то, чтобы был создан единый сайт, где каждый участник смог бы посмотреть свои результаты, задания олимпиады, проанализировать ошибки. Задания и сейчас должен публиковать Институт развития образования, но почему-то не делает этого.

- Что даёт участие в олимпиадах школьнику?

- Это возможность без стрессов и экзаменов поступить в ведущие вузы. Тем более ЕГЭ сдается лишь один раз, а пробовать силы на олимпиадах можно в течение нескольких лет. Также из плюсов - премии, стипендии, возможность побывать в разных городах, пообщаться с интересными людьми. Но самое главное – ты учишься ставить серьёзные цели и достигать их. Это здорово закаляет характер.

- А республике какая польза от этого?

- Студенты, которые прошли через олимпиады, успевают, помимо учебы, заниматься наукой, побеждать в студенческих олимпиадах и конференциях. Дело в том, что за время подготовки они учатся распределять время, расстанавливать приоритеты. Полученные во время подготовки знания позволяют легче внедриться в проектную работу, «врубиться» в науку, готовить собственные проекты. В перспективе за этими людьми «охотятся» HR-специалисты ведущих компаний. И у нас есть возможность удержать этих людей! В прошлом году в УГНТУ поступили шесть олимпиадников – выпускников РИЛИ. Так регион получает замотивированных людей, приученных самостоятельно искать и находить возможности. Это то ядро республики, которое будет способствовать её развитию.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Календарь ученика на 2019-2020 учебный год в Башкирии. Праздники и каникулы
  2. Полный календарь игр ХК «Салават Юлаев» сезона 2019-2020: даты и соперники
  3. Где в Уфе можно продавать продукцию со своего огорода?
  4. Кто идет на выборы главы Башкирии в 2019 году? Список кандидатов