В региональном министерстве образования кампанию ЕГЭ 2019 года в целом оценивают положительно. Самого серьезного нарушения - утечек в сеть заданий – в регионе не зафиксировано. С экзаменов были удалены десять детей за наличие телефонов и шпаргалок, причем почти во всех случаях нарушения фиксировали сами организаторы экзамена, а не онлайн-наблюдатели. И.о. министра образования Айбулат Хажин считает, что у региона есть все шансы попасть в так называемую «зеленую зону доверия» Рособрнадзора по качеству проведения экзамена.
«Технари» подтянулись
Средний балл вырос по девяти предметам из 14. Самый существенный рост по математике – на семь баллов (стало 59). А также по химии, истории, информатике, географии, физике.
Упали средние баллы по русскому языку и литературе – на три балла.
24 выпускника не смогли преодолеть минимальный порог на ЕГЭ по обязательным предметам - русскому языку и математике. В 2018 году таковых было всего девять. По правилам, если ребенок не смог сдать сразу два этих предмета, то аттестат об окончании 11 классов он не сможет получить вместе с остальными одноклассниками. Но при этом может воспользоваться аттестатом за 9 класс и пойти учиться в колледж. Также у него есть возможность пересдать экзамены в сентябре. При успешном прохождении испытания он получит аттестат об окончании школы и может попробовать поступить в учебное заведение, которое проводит дополнительный набор осенью.
В целом по всем предметам не преодолели минимальный порог 3309 учеников. Большая часть провалила обществознание, химию, историю. Эти предметы не являются обязательными, поэтому результат не влияет на аттестат. Но школьники, получившие по ним «неуд», не смогут поступить в вуз, где нужны эти предметы.
Остались без аттестата еще два школьника, допустившие нарушения во время экзамена по профильной математике. По правилам, они смогут пересдать только через год. Так как предмет является обязательным, то в этом году они не получат документ об окончании школы.
Где учатся стобалльники?
Этот сезон выдался «урожайным» на стобалльников. Количество работ, набравших максимальные результаты, выросло почти вдвое, – 109 против прошлогодних 58. Больше всего по химии – 29 человек, физике – 25, профильной математике – 18, информатике – 12.
По результатам можно выявить учебные заведения, которые «заточены» на высокий результат по определенным предметам. Так, по математике по три стобалльника выдали уфимская гимназия №93 и лицеи №153 и №83. По физике и информатике очевидный лидер – уфимский лицей №153: девять стобалльных работ по первому предмету и пять – по второму. Эта образовательная организация в целом по республике явилась основным поставщиком «максималистов» - 17 стобалльных результатов.
По словам председателя Республиканской предметной комиссии по математике (ФИО в СМИ запрещено озвучивать, чтобы избежать давления со стороны родителей – прим.ред.), на 100 баллов писали, в основном, те ребята, которые принимали активное участие в олимпиадном движении.
Увеличение числа стобалльных работ по физике председатель Республиканской предметной комиссии поясняет ростом уровня подготовки выпускников, а также широким выбором различных курсов в интернете, предлагающих пройти курсы подготовки к ЕГЭ. Также, по его словам, федеральный институт педагогических измерений проделал большую работу по составлению и отбору заданий, благодаря чему неоднозначности в оценке в последние годы резко уменьшились.
«Задачи соответствуют программе средней школы. Каких-то «олимпиадных» или нестандартных теперь нет», - комментирует он.
По химии в этом году наблюдался резкий рост числа стобалльников – почти в пять раз по сравнению с 2018 годом. Но при этом явных школ-лидеров нет. Несколько максимальных результатов показали только уфимский лицей №106 (три человека) и школа №42 (два человека). Остальные – по одному. География широкая – Уфа, Стерлитамак, Салават, Белебей, Кармаскалинский, Буздякский, Мишкинский, Чишминский районы и т.д.
Русский сдал позиции
По русскому языку, по которому ежегодно у нас регистрировалось около двух десятков стобалльников, в этом году, наоборот, число знатоков сократилось в четыре раза. Упал и средний балл. Такая картина наблюдается по всей стране. Это связано с внесенными изменениями в задания: усложнился орфографический блок, а также появилось дополнительное задание по пунктуации. Кроме того в сочинениях изменились критерии оценки. Теперь наличие литературных аргументов не оценивается, но при этом увеличено число баллов за правильно оформленный комментарий по прочитанному тексту. Ребенок должен высказать свое мнение, опираясь на два примера по тексту, обосновать и показать их связь.
Тот факт, что орфографические задания вызвали сложности у учеников, председатель Республиканской предметной комиссии по русскому языку поясняет общим невысоким уровнем грамотности современных школьников.
«Дети мало читают, а значит, им незнаком графический облик слова, а опора на произношение далеко не всегда отражает орфографическую грамотность, - говорит она. - На наш взгляд, изменения, внесенные в ЕГЭ в этом году, обеспечили более серьезный и более объективный контроль. Грамотный ученик мог заработать больше баллов благодаря именно этим нововведениям и тем самым повысить объективность оценки знаний. «Ликбезовские» задания прошлых лет не имели такой дифференцирующей силы, как в этом году, а значит, справедливости стало больше».
Также эксперты, проверяющие сочинения учеников, отмечают, что теперь не собирают перлы – смешные фразы учеников, потому что их попросту нет. Но это связано, по их словам, не с ростом качества изложения мыслей школьников, а скорее с тем, что они стали писать строго по шаблону, заученными заранее фразами.
Дважды по «сотке»
Семь школьников региона сумели написать ЕГЭ на 100 баллов сразу по двум предметам. Некоторым не хватило совсем немного, чтобы стать трижды и четырежды стобалльниками. Так, Эдуард Владимиров из башкирской гимназии города Нефтекамска набрал 388 баллов по четырем предметам: два предмета (математика и физика) он сдал на 100, еще два предмета – на 94. Маргарита Сагитова из уфимского лицея №83 – 384 балла (на 100 баллов математику и физику), Адель Хайретдинова из школы №32 города Стерлитамака – 291 балл по трем предметам, два из них – химия и биология – на 100.
Еще четыре дважды стобалльников – из уфимского лицея №153. Игорь Парфенов и Иван Тепляшин показали максимальные результаты по физике и информатике. Дмитрий Колупаев - по профильной математике и информатике, Роман Злобин – по математике и физике.
И.о. министра образования Башкирии Айбулат Хажин отметил, что все данные успешных ребят переданы Совету ректоров вузов республики, чтобы они попытались привлечь их в свои учебные заведения.