Убогие кафешки образца 90-х, туалеты «типа сортир» и суровые мотели, зачастую больше напоминающие ночлежку, – с этим ассоциируется придорожный сервис Башкирии. В этом году власти объявили это направление приоритетным и призвали бизнес к совместным действиям. Готовы ли к этому предприниматели и насколько сильно отстает в этом плане республика от своих соседей, выяснял «АиФ-Башкортостан».
Мало и хаотично
По протяженности автодорог – почти 50 тыс. км – Башкирия занимает второе место в России, но придорожная инфраструктура в разы отстаёт от норматива и современных требований. Между тем она важна не только для комфортного передвижения автотуристов и дальнобойщиков, но и для развития прилегающих территорий.
Сегодня на территории республики расположено около 1160 объектов дорожного сервиса, в том числе на федеральных трассах М-5 «Урал» и М-7 «Волга» – около 200, на республиканских дорогах – более 800. Как правило, это автозаправочные станции, точки общепита и торговли. Но большая часть объектов не способна удовлетворить потребности автотуристов, в том числе по соотношению цена-качество. К тому же расположены они неравномерно: так, в Уфимском районе их больше 80, в Бижбулякском и Ишимбайском – по одному. На популярном у жителей и гостей Башкирии направлении Уфа-Инзер-Белорецк можно встретить лишь пару мотелей и несколько сезонных шашлычных. Всего придорожный общепит представлен 290 точками на 10,3 тыс. мест.
Чтобы соответствовать требованиям, необходимо построить ещё около 250 объектов на 794 км федерального и 13,5 тыс. км региональных и межмуниципальных дорог. Таким образом, расстояние между заправочными станциями с автомойкой и магазином сократится с нынешних 100 до 50 км, между мотелями и кемпингами – с 250 до 150 км, а максимальная отдалённость пунктов общественного питания не превысит 100 км.
Грязно, душно, дорого
На сегодня 116 мотелей предлагают всего 1830 койко-мест, и отсутствие конкуренции не стимулирует к повышению уровня сервиса. Так, номер в мотеле «Алкино» обойдётся в 1200 руб. в сутки, «Восток 1453» (Чишминский район) и «М-7» (Кушнаренковский район) – от 2 тыс. руб., «Солнечный» в д. Табулдак (Благоварский район) – 1600 (одиночный) и 2800 (дабл). По оценке автотуристов, цены в местных заведениях неоправданно завышены, а придорожный общепит – некачественный и невкусный.
«Номер четырехместный за 2000 руб., грязный, обшарпанный, давно без ремонта, постельное белье стиранное, но от этого чистым оно не кажется, душно, кондиционера нет. На кухне полная антисанитария, пол грязный, столы, где готовят еду, – в крошках и мусоре. Удобства на этаже. В туалете краны в налете, грязные, противно дотронуться. Запах незабываемый, такое ощущение, что там не моют никогда, и уж тем более не дезинфицируют. Конечно, мы там не ели, не мылись (душевые грязные). Уехали с ощущением отвращения», – так красочно описывают автотуристы кемпинг в Туймазинском районе.
«Гостиница вроде ничего, минус в том, что ограничивают в горячей воде, а вот кафе рядом отвратительное, цены высокие, а качество еды на твёрдую двоечку». «Не понравилось: запах сырости, обогреватель не работает, стоимость трёхместного номера – 2500», – пишут клиенты одного из заведений в районе Алкино.
Лёд тронулся?
В правительстве развитие придорожного сервиса назваали одним из приоритетных направлений. В октябре 2020 г. утверждена Концепция на 2020-2024 годы. Цель – социально-экономическое развитие территорий, создание точек экономического роста и условий для организации новых рабочих мест, привлечение инвесторов и повышение туристической привлекательности.
Премьер-министр Андрей Назаров заявил, что в 2021 году предстоит построить не менее 100 новых комфортных объектов и провести реновацию 100 существующих. А к 2024 году в Башкирии должно быть не менее 2 тыс. объектов придорожного сервиса высокого уровня (в том числе 1 тыс. новых).
Сегодня многие из них расположены при АЗС, которыми владеет нефтяной бизнес. Он может позволить себе крупные финансовые вложения в создание инфраструктуры. Чтобы привлечь в сферу частника, власти объявили о беспрецедентных мерах поддержки инвесторов. В их числе: упрощение механизма выделения земельных участков (без торгов, если владелец создаёт не менее 25 рабочих мест); компенсация затрат на строительство инфраструктуры (дорога, водопровод, газ, электричество и др.) – до 30 млн руб., но не более 50% затрат; налоговые льготы, если инвестиции превышают 10 млн рублей (для северо-востока и Зауралья) и 50 млн (для остальных регионов). Минимальный объём вложений для включения таких проектов в перечень приоритетных снижен в 20 раз – с 1 млрд до 50 млн рублей.
По данным вице-премьера – министра экономического развития Рустама Муратова, под размещение объектов муниципалитеты предложили 664 земельных участка (потребность – 500).
Как прокомментировал министр торговли и услуг Алексей Гусев, на начало апреля сформирован реестр из 518 земельных участков, предварительно подобрано 80. Для системного размещения объектов будет сформирована генеральная схема с перспективными для строительства земельными участками. С 15 апреля все они доступны на инвестпортале.
В рамках подготовки к Всемирной Фольклориаде, которая пройдёт в Башкирии в июле этого года, для желающих вложиться в объект придорожного сервиса разработано несколько типовых форматов из модульных конструкций. В зависимости от объёма вложений площади кафе составят от 100 до 500 кв. метров, число посадочных мест – от 10 до 40. Все три варианта проекта предусматривают наличие туалетов и молельных комнат. В наиболее крупном из них должны быть гостиница на 10 номеров и душевые. По мнению чиновников минторговли, предложение заинтересует предпринимателей, желающих без значительных первичных затрат модернизировать свой объект.
Первые пошли!
На начало апреля предприниматели заявили о готовности реализовать 40 инвестпроектов, общая сумма вложений превышает 5 млрд рублей. Многие уже на этапе разработки бизнес-плана.
В Архангельском районе, на дороге Уфа – Инзер – Белорецк, начали возведение крупного придорожного комплекса.
«Выбрали это направление, поскольку поблизости объекта такого масштаба не было, – говорит предприниматель Тимергали Уразгулов. – Рассчитываем и на экономический, и на имиджевый эффект. Проектом предусмотрено строительство многофункционального комплекса: кафе, гостиница, зона торговли, детская площадка, мечеть и автостоянка. На составление бизнес-плана ушло более года. Программа субсидирования не предусматривала сдачу в аренду торговых площадей, в связи с чем вносим поправки, уменьшаем площадь вдвое. Из-за этого пришлось сдвинуть сроки открытия кемпинга - изначально планировали на осень. Через месяц представим новый проект, месяц уйдёт на утверждение, после чего приступим к реализации».
На белорецком направлении в многофункциональный комплекс уйдёт 135 млн рублей. В аналогичный объект в Кушнаренковском районе компания планируют инвестировать около 100 млн рублей. В Иглинском районе, на трассе М5 ООО «Терминал» построит комплекс придорожного сервиса за 52 млн руб.
«Узнав о господдержке, подали заявку на субсидию, поскольку у нас имеется земельный участок, – рассказывает предпринимательница Людмила Буяк – В составе комплекса будут кафе, гостиница, стоянка, магазин запчастей, детская площадка, торговые ряды и сувенирная лавка. Автотуристам и дальнобойщикам – сервис и комфорт, нам – 30 новых рабочих мест. Уже получены технические требования и условия, готова проектная документация на устройство примыкания в полосе отвода и придорожной полосе автодороги. Заключён договор электроснабжения, установлена трансформаторная подстанция. На всё это потребовалось больше года. Не меньше времени уйдёт на составление бизнес-плана. В этом году планируем начать строительство».
Кроме того, в перечень приоритетных вошли инвестпроекты двух крупных топливных компании из Татарстана, владеющих сетью АЗС. Каждая намерена вложить в придорожный сервис Башкирии около 1 млрд руб. и построить на федеральных дорогах М-5 и М-7 около десяти объектов высокого уровня обслуживания.
Комментарий
Эксперт в сфере туризма Валерий Кузнецов:
«Цивилизованной придорожной инфраструктуры у нас очень мало, на всю Башкирию наберётся несколько «светлых пятен»: кафе на Белорецкой трассе, в посёлке Инзер, ещё пара мест, например, комплекс «Байтуган» в Иглинском районе, на М-5, что-то очень редко в сторону Самары, знаменитая «Чебуречная» около Удельно-Дуванея на Бирском тракте. Оренбургский тракт – достойных заведений практически нет, есть «Пит-стоп» в Зиргане, но живо ли оно? Не намного лучше на федеральной М-7. Там вообще боль: пока до Татарии, до поворота на Мензелинск не доберёшься, лучше вообще в редкие заведения не заглядывать. К тому же в глубинке весьма своеобразное представление о сервисе. Помню, как в одном из кафе суровые дальнобойщики минут по пять терпеливо ждали, пока кружки наполнятся кипятком - он лился из титана тоненькой струйкой. Столы были не убраны, персонал отсутствовал. Справедливости ради отмечу, что в Оренбургской и Челябинской областях ситуация не сильно отличается. Несколько иная картина, когда пересекаешь границу с Татарией, но и там достойных объектов придорожного сервиса не так много, как хотелось бы, если только с приближением к Казани. Возможно, что-то достойное в Башкирии появилось, если так – буду только рад».