На днях под Уфой остановилась команда спортсменов-путешественников, претендующих на мировой рекорд по дальности полета на мотопараплане. Они летят через всю Россию, устраивая по пути мастер-классы и показательные выступления. Аэродром Первушино стал первой точкой длительного отдыха на маршруте общей протяженностью 9,7 тыс. км. Корреспондент UFA.AIF.RU использовал возможность пообщаться со спортсменами, а заодно стал свидетелем небольшой аварии на аэродроме.
Два дня под Уфой
Солнечным утром воскресенья 5 июля на краю аэродрома Первушино вдруг вырос вместительный туристический синий шатер. Рядом с ним припарковались два внедорожника и микроавтобус – борта обклеены логотипами, известными только посвященным. Тут же примостились и компактные летательные аппараты – мотопарапланы и аэрошют.
Стоянку разбили основательную, обитателям лагеря предстояло провести здесь минимум два дня. Люди, заселившие пространство, – команда путешественников и спортсменов, пилотов сверхлегкой авиации, участники проекта «Перелет 2020». Он стартовал в 100 км от Санкт-Петербурга. Через Лугу, Великий Новгород, Череповец, Ярославль, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань и Набережные Челны спортсмены добрались до Уфы. Сопровождающие их автомобили, если верить картам, проехали не менее 2,7 тыс. км. Идейный вдохновитель и руководитель этого «парада» – мастер спорта международного уровня и вице-президент «Объединённой федерации сверхлёгкой авиации» России Игорь Потапкин.
Аэродром в Первушино стал для команды местом первой длительной стоянки на пути из Санкт-Петербурга во Владивосток. Общая (и приблизительная) протяженность маршрута – 9,7 тыс. км.
По воздуху через всю страну
Идея пересечь по воздуху почти всю самую большую в мире страну на мотопараплане посетила Игоря Потапкина год назад, как он уверяет, совершенно внезапно.
«Я просто захотел сделать это. В первую очередь – для себя. Захотел попутешествовать. Любой пилот каждый очередной полет пытается выполнить в необычном ракурсе, сделать то, чего он еще не делал. Я вот захотел поставить мировой рекорд по дальности перелета на мотопараплане. Почему бы и нет?», - пожимает плечами Игорь.
Сам Потапкин летает на парапланах с 1992 года. В его команде «Перелёт 2020» - такие же, как он сам, спортсмены-пилоты, механики, просто помощники. А еще съемочная группа – они готовят документальный фильм о людях, которые летают на парапланах. Рабочее название кинопроекта «Люди. Небо. Крылья».
Помимо съемки документального фильма и достижения мирового рекорда, команда взяла на себя и «общественно полезную» нагрузку – популяризацию авиационных видов спорта и здорового образа жизни. Не потому что их кто-то заставил, а опираясь на собственное мировоззрение.
Мастер-класс в чистом поле
Встречу с местными любителями сверхлегкой авиации и показательную тренировку наметили на 17:00. Команда прилетела рано утром, и к пяти вечера спортсмены успели выспаться, принять душ, перекусить, обсудить дальнейшие планы.
И если стационарный душ для путешественников роскошь, то еду они с легкой руки готовят тут же в шатре, на портативной газовой плите. Команда далеко не всегда останавливается в крупных городах и селах, так что подготовлены они как настоящие туристы – с собой и палатки, и спальники, и небольшой запас продуктов (скоропортящиеся покупают в магазинах по пути), и топливо для парапланов.
«Я хотел лететь именно через Уфу, потому что мне это место знакомо, мне нравится здесь. Да и друзей хотелось навестить. И в Первушино вернуться, где у нас много мероприятий прошло. Когда мы разрабатывали маршрут, думали не о кратчайшем пути, а о местах, где есть единомышленники», - объясняет Потапкин.
Сколько у этих спортсменов друзей в Уфе, становится понятно очень скоро – не меньше полутора часов после назначенного времени все просто приветствовали друг друга и общались между собой. И только ближе к семи вечера начался настоящий мастер-класс для новичков и любителей.
Пока шли обсуждения, на горизонте сгущались тучи. В почти безветренную погоду была надежда, что гроза обойдет стороной. Время от времени кто-нибудь поглядывал на темнеющее небо и говорил: «Да нет, в другую сторону идет».
Авария и пострадавший «колдун»
Дождь не начался и не пошел, он внезапно посыпал крупными каплями, стуча по поверхностям, как бусины порванного ожерелья. К этому времени над Первушино кружили три параплана: два уфимских и один – члена команды «Перелёт 2020» Алексея. Первые двое успели исполнить запланированные упражнения, а вот мастер спорта Алексей только поднялся над землей. Уже перед самым финалом того дня кто-то пошутил: «Было ощущение, что ты убегаешь по воздуху».
«А я и убегал, – смеется Алексей. – На самом деле я еще во время инструктажа запланировал себе точку посадки. К ней и пошел – по отработанному плану. Но ветер-то поменялся, и план надо менять, а уже всё – поздно».
При посадке Алексей споткнулся об оттяжку «колдуна» – так авиаторы называют ветроуказатель. Его конструкция похожа на сачок для насекомых: вертикальная штанга, к верхнему концу которой привязан тканевый конус. Трос оттяжки, спрятанный в траве, порвался, и ветроуказатель рухнул на землю. К счастью, в этой аварии пал жертвой только «колдун». Его при помощи инструментов уже через полчаса вернули на место. Сам Алексей и его аппарат в этом происшествии отделались легкими царапинами.
Были случаи посерьезнее
Случай с «колдуном» в Уфе, по словам участников проекта, никак нельзя назвать серьезной аварией. Так, смешной инцидент. Но вообще-то за полторы недели путешествия без передряг не обошлось.
«Настоящий экстрим у нас был, когда мы подлетали к Череповцу. Началась гроза, усилилась турбулентность. А для нас это, сами понимаете, намного чувствительнее, чем для самолетов. Где-то приходилось облетать, вместо того чтобы двигаться напрямую. Садились уже в темноте, ночью, в поле, в шквалистый ветер. В общем, всё хорошо у нас», – улыбается Потапкин.
И тут же добавляет, что даже если крыло по каким-то причинам в воздухе сложится, то есть спасательный парашют.
Средняя скорость полета мотопараплана - 50-60 километров в час. Высота зависит от рельефа, главное условие – безопасность, то есть возможность в случае отказа двигателя спланировать на открытую площадку. При этом пилот может в полете «брить» траву или подняться на максимальную высоту - 3 тыс. метров над землей (это, кстати, не предел, рекорд высоты на параплане зафиксирован выше 5 тыс. метров).
Протяженность беспосадочного перелета зависит от ветра. При попутном можно за 4-5 часов пролететь 250 км. При встречном - продержаться в воздухе 8 часов, но продвинуться намного меньше. И тем не менее, к погоде у спортсменов отношение философское:
«Нет у нас такого такого, что «везет» или «не везет» с погодой, - говорит Игорь Потапкин. - Отчасти везением можно назвать попутный ветер. Как, например, на подлете к Уфе. Но и встречный – не повод отменить старт. Погода не плохая и не хорошая. Она такая, какая есть, ее нужно учитывать, понимать, анализировать и использовать. Вообще научиться летать несложно. Главное – захотеть».
Свой лагерь в Первушино будущие рекордсмены свернули утром 7 июля. Впереди у команды - Зауралье, Сибирь, Дальний Восток и мировой рекорд по дальности перелетов на сверхлегких летательных аппаратах. Говорить о точной дате финиша пока рано, «Перелёт 2020» планировали на два месяца. Стартовали путешественники 24 июня, а, значит, во Владивостоке окажутся к концу августа.