Уфимский журналист Дмитрий Ефремов выпустил книгу «За кулисами танца» – о знаменитом танцоре и хореографе, художественном руководителе всемирно известного ансамбля народного танца Башкирии Файзи Гаскарове.
Синдром провинциала
Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: – Дмитрий Александрович, почему вы решили обратиться к этому имени?
– Хотелось ещё раз привлечь внимание к выдающемуся деятелю искусства и культуры, к сожалению, по-настоящему до сих пор не оценённому. В Уфе ему нет даже памятника! Недавно узнал, что администрация хочет установить в центре Уфы бюст писателя Довлатова. Хотя к республике он имеет малое отношение: в младенчестве несколько месяцев прожил в Уфе. Все! Настоящий синдром провинциала: примазаться к чему-то общепризнанному, а своих гнобить. Когда пару лет назад дочь Ф.Гаскарова попросила мэрию изменить текст табличек у фонтана «Семь девушек», чиновники проигнорировали. Хотя в сознании горожан фонтан ассоциируется со знаменитым танцем, поставленным Гаскаровым 80 лет назад и до сих пор вызывающим восхищение во всём мире. Однако на табличках речь идёт лишь об одноименной башкирской легенде. А кто нашёл её во время экспедиции и сделал явлением в культуре? Файзи Гаскаров! Не случайно при создании фонтана скульптору позировали танцовщицы из гаскаровского ансамбля. Почему бы не объединить эти легенды?
– Как вы получили доступ к личным документам Гаскарова?
– Его дочь Гюльнара Файзиевна доверила мне покопаться в семейном архиве и осуществить её давнюю мечту. Это пока мой первый книжный опыт. Но есть мысли развить тему.
Создатель национального балета
– Какие неизвестные факты из жизни Гаскарова удалось раскопать?
– В принципе, вся книга – это открытие. И до этого много писали о Гаскарове, об ансамбле, его знаменитых воспитанниках. Мы же сделали акцент не на танцах, а на его личной жизни, на его работе как руководителя коллектива. Причём всё это основано на документах. Повезло, что Файзи Адгамович сам был не чужд перу и оставил много записей, статей, писем. Впервые мы подробно рассказали о такой почти неизвестной главе его творчества как балет. В 1932 году после окончания хореографического училища при Большом театре Гаскаров возвращается в Уфу в статусе балетмейстера и начинает активную деятельность. Именно по его инициативе в 1934 году в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой появилось башкирское отделение, откуда вышли все звёзды, начиная с народной артистки СССР Зайтуны Насретдиновой. Он поставил несколько балетов, был инициатором, автором либретто и сопостановщиком культовой уже «Журавлиной песни». 80 лет назад это тоже был дерзкий вызов устоявшимся в искусстве канонам!
– Какие ещё открытия ждут читателя?
– Например, настоящее имя Гаскарова – Файзрахман, так написано в справке, выданной ему в 1928 году в Бирском детдоме. К сожалению, не удалось приоткрыть одну тайну. В личном деле, которое Гаскаров собственноручно заполнил в 1938 году, в графе «семейное положение» записано «женат». В семье ничего не знали об этом факте, о его избраннице. Хотя различные версии в книге приводятся.
О том, как мир танца вошёл в жизнь Гаскарова, известно с его слов. Всё началось с воспитательницы в детском доме, затем напиталось яркими впечатлениями во время гастролей с Башдрамтеатром по сёлам, а впервые публично проявилось во время концерта в Москве, где он сорвал бешеные аплодисменты, исполнив женский танец. А потом добрые люди, заметив его талант и несгибаемый характер, отправили учиться в Москву.
Его «Журавлиная песнь»
– Почему его не призвали на фронт?
– К началу войны Гаскаров был известным и уважаемым в республике человеком, его ценили, поэтому просьбы об отправке на фронт военкомы начисто отметали. Это, кстати, лишнее свидетельство того, что тогда власти не стремились воевать любой ценой, уже в 1941 верили в Победу и думали о мирной жизни. Ещё один потрясающий факт жизненного оптимизма людей того времени – премьера балета «Журавлиная песнь» в мае 1944 года. Идёт страшная война, гибнут люди, а в далёкой Уфе, в театре оперы и балета люди аплодируют артистам, в том числе, кстати, Гаскарову, исполнившему одну из главных ролей. В годы войны Файзи Адгамович неоднократно бывал в Башкирской кавалерийской дивизии, создал там солдатский ансамбль. Там он и увидел сценку, которая после войны легла в основу знаменитого танца «Три брата», завоевавшего золотые медали на множестве фестивалей. После войны Гаскаров продолжил дружбу с шаймуратовцами. Герой Советского Союза, командир полка Тагир Кусимов, возглавлявший совет ветеранов дивизии, присвоил ему звание «почетного гвардейца».
– На ваш взгляд, его судьба характерна для того периода времени?
– Конечно! Сомневаюсь, что в таком «просвещённом, гуманном и социальном государстве», каким по Конституции является Россия, сирота без роду и племени смог бы подняться на вершину творческого и социального Олимпа. Если бы не советская власть, он со своим дерзким и неуступчивым характером вполне мог пойти по кривой дорожке. В книге, кстати, есть эпизод: его взяла на воспитание какая-то женщина, и однажды в её отсутствие к нему в гости нагрянули друзья-детдомовцы, вместе обчистили хозяйку и скрылись. Но советская власть спасла его и ему подобных от неминуемой смерти в голодные 20-е годы, благодаря ей тысячи таких сирот смогли получить профессиональное образование, вырасти как личности. После детдома Гаскаров учился в Уфимском музыкальном училище, потом в Москве и Ленинграде.
Забвение и слава
– За что его освободили от должности руководителя ансамбля?
–Эту неприятную историю долго замалчивали. Он стал жертвой интриги, в которую были вовлечены секретарь обкома партии по идеологии Ахунзянов и руководители филармонии, под началом которых формально находились ансамбль и его руководитель. Ему не могли простить самостоятельности и независимости, а в застой это стало чуть ли не преступлением. Мы впервые придали гласности документы, которые проливают свет на эту историю, в том числе письмо самого Гаскарова, стенограмму заседания коллегии минкультуры, другие материалы. Мало того, что они лишили Гаскарова его детища – ансамбля, который он создал и которым долгие годы руководил. Они продолжили травлю и после того. Не давали работать в Уфе, где у него была семья и трое детей. Он был вынужден уехать в Учалинский район, где создал великолепный ансамбль танца, который успешно работает и поныне. В печати его имя вообще не упоминалось, даже в программках не указывали его авторство танцев. Лишь в разгар перестройки, когда поменялось партийное руководство, Гаскаров был полностью реабилитирован, а ансамблю присвоили его имя. К сожалению, он до этого не дожил. Как и до осуществления своей мечты – собственного помещения для ансамбля. На мой взгляд, последствия этой истории сказываются до сих пор. Отсюда и стойкое невнимание к личности великого творца, талант которого признавал сам Игорь Моисеев. Юрий Григорович включил в свою мировую «Энциклопедию балета» лишь двух представителей Башкирии – Ф.Гаскарова и Зайтуну Насретдинову, его воспитанницу и друга.
В 2022 году исполнится 110 лет со дня рождения Файзи Гаскарова. Ещё есть время, чтобы достойно увековечить его память, отдать долги человеку, на весь мир прославившему своим творчеством культуру башкирского народа.