aif.ru counter
1480

Стал жертвой интриги. Неизвестные факты из жизни хореографа из Башкирии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Башкортостан № 40 29/09/2020
Танец «Семь девушек» стал визитной карточкой ансамбля им. Ф.Гаскарова.
Танец «Семь девушек» стал визитной карточкой ансамбля им. Ф.Гаскарова. © / Ансамбль имени Файзи Гаскарова

Уфимский журналист Дмитрий Ефремов выпустил книгу «За кулисами танца» – о знаменитом танцоре и хореографе, художественном руководителе всемирно известного ансамбля народного танца Башкирии Файзи Гаскарове.

Синдром провинциала

Алексей Шушпанов, «АиФ-Башкортостан»: – Дмитрий Александрович, почему вы решили обратиться к этому имени?

– Хотелось ещё раз привлечь внимание к выдающемуся деятелю искусства и культуры, к сожалению, по-настоящему до сих пор не оценённому. В Уфе ему нет даже памятника! Недавно узнал, что администрация хочет установить в центре Уфы бюст писателя Довлатова. Хотя к республике он имеет малое отношение: в младенчестве несколько месяцев прожил в Уфе. Все! Настоящий синдром провинциала: примазаться к чему-то общепризнанному, а своих гнобить. Когда пару лет назад дочь Ф.Гаскарова попросила мэрию изменить текст табличек у фонтана «Семь девушек», чиновники проигнорировали. Хотя в сознании горожан фонтан ассоциируется со знаменитым танцем, поставленным Гаскаровым 80 лет назад и до сих пор вызывающим восхищение во всём мире. Однако на табличках речь идёт лишь об одноименной башкирской легенде. А кто нашёл её во время экспедиции и сделал явлением в культуре? Файзи Гаскаров! Не случайно при создании фонтана скульптору позировали танцовщицы из гаскаровского ансамбля. Почему бы не объединить эти легенды?

Файзи Гаскаров
Файзи Гаскаров Фото: Ансамбль имени Файзи Гаскарова

– Как вы получили доступ к личным документам Гаскарова?

– Его дочь Гюльнара Файзиевна доверила мне покопаться в семейном архиве и осуществить её давнюю мечту. Это пока мой первый книжный опыт. Но есть мысли развить тему.

Создатель национального балета

– Какие неизвестные факты из жизни Гаскарова удалось раскопать?

– В принципе, вся книга – это открытие. И до этого много писали о Гаскарове, об ансамбле, его знаменитых воспитанниках. Мы же сделали акцент не на танцах, а на его личной жизни, на его работе как руководителя коллектива. Причём всё это основано на документах. Повезло, что Файзи Адгамович сам был не чужд перу и оставил много записей, статей, писем. Впервые мы подробно рассказали о такой почти неизвестной главе его творчества как балет. В 1932 году после окончания хореографического училища при Большом театре Гаскаров возвращается в Уфу в статусе балетмейстера и начинает активную деятельность. Именно по его инициативе в 1934 году в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой появилось башкирское отделение, откуда вышли все звёзды, начиная с народной артистки СССР Зайтуны Насретдиновой. Он поставил несколько балетов, был инициатором, автором либретто и сопостановщиком культовой уже «Журавлиной песни». 80 лет назад это тоже был дерзкий вызов устоявшимся в искусстве канонам!

– Какие ещё открытия ждут читателя?

– Например, настоящее имя Гаскарова – Файзрахман, так написано в справке, выданной ему в 1928 году в Бирском детдоме. К сожалению, не удалось приоткрыть одну тайну. В личном деле, которое Гаскаров собственноручно заполнил в 1938 году, в графе «семейное положение» записано «женат». В семье ничего не знали об этом факте, о его избраннице. Хотя различные версии в книге приводятся.

О том, как мир танца вошёл в жизнь Гаскарова, известно с его слов. Всё началось с воспитательницы в детском доме, затем напиталось яркими впечатлениями во время гастролей с Башдрамтеатром по сёлам, а впервые публично проявилось во время концерта в Москве, где он сорвал бешеные аплодисменты, исполнив женский танец. А потом добрые люди, заметив его талант и несгибаемый характер, отправили учиться в Москву.

Его «Журавлиная песнь»

– Почему его не призвали на фронт?

– К началу войны Гаскаров был известным и уважаемым в республике человеком, его ценили, поэтому просьбы об отправке на фронт военкомы начисто отметали. Это, кстати, лишнее свидетельство того, что тогда власти не стремились воевать любой ценой, уже в 1941 верили в Победу и думали о мирной жизни. Ещё один потрясающий факт жизненного оптимизма людей того времени – премьера балета «Журавлиная песнь» в мае 1944 года. Идёт страшная война, гибнут люди, а в далёкой Уфе, в театре оперы и балета люди аплодируют артистам, в том числе, кстати, Гаскарову, исполнившему одну из главных ролей. В годы войны Файзи Адгамович неоднократно бывал в Башкирской кавалерийской дивизии, создал там солдатский ансамбль. Там он и увидел сценку, которая после войны легла в основу знаменитого танца «Три брата», завоевавшего золотые медали на множестве фестивалей. После войны Гаскаров продолжил дружбу с шаймуратовцами. Герой Советского Союза, командир полка Тагир Кусимов, возглавлявший совет ветеранов дивизии, присвоил ему звание «почетного гвардейца».

– На ваш взгляд, его судьба характерна для того периода времени?

– Конечно! Сомневаюсь, что в таком «просвещённом, гуманном и социальном государстве», каким по Конституции является Россия, сирота без роду и племени смог бы подняться на вершину творческого и социального Олимпа. Если бы не советская власть, он со своим дерзким и неуступчивым характером вполне мог пойти по кривой дорожке. В книге, кстати, есть эпизод: его взяла на воспитание какая-то женщина, и однажды в её отсутствие к нему в гости нагрянули друзья-детдомовцы, вместе обчистили хозяйку и скрылись. Но советская власть спасла его и ему подобных от неминуемой смерти в голодные 20-е годы, благодаря ей тысячи таких сирот смогли получить профессиональное образование, вырасти как личности. После детдома Гаскаров учился в Уфимском музыкальном училище, потом в Москве и Ленинграде.

Забвение и слава

– За что его освободили от должности руководителя ансамбля?

–Эту неприятную историю долго замалчивали. Он стал жертвой интриги, в которую были вовлечены секретарь обкома партии по идеологии Ахунзянов  и руководители филармонии, под началом которых формально находились ансамбль и его руководитель. Ему не могли простить самостоятельности и независимости, а в застой это стало чуть ли не преступлением. Мы впервые придали гласности документы, которые проливают свет на эту историю, в том числе письмо самого Гаскарова, стенограмму заседания коллегии минкультуры, другие материалы. Мало того, что они лишили Гаскарова его детища – ансамбля, который он создал и которым долгие годы руководил. Они продолжили травлю и после того. Не давали работать в Уфе, где у него была семья и трое детей. Он был вынужден уехать в Учалинский район, где создал великолепный ансамбль танца, который успешно работает и поныне. В печати его имя вообще не упоминалось, даже в программках не указывали его авторство танцев. Лишь в разгар перестройки, когда поменялось партийное руководство, Гаскаров был полностью реабилитирован, а ансамблю присвоили его имя. К сожалению, он до этого не дожил. Как и до осуществления своей мечты – собственного помещения для ансамбля. На мой взгляд, последствия этой истории сказываются до сих пор. Отсюда и стойкое невнимание к личности великого творца, талант которого признавал сам Игорь Моисеев. Юрий Григорович включил в свою мировую «Энциклопедию балета» лишь двух представителей Башкирии – Ф.Гаскарова и Зайтуну Насретдинову, его воспитанницу и друга.

В 2022 году исполнится 110 лет со дня рождения Файзи Гаскарова. Ещё есть время, чтобы достойно увековечить его память, отдать долги человеку, на весь мир прославившему своим творчеством культуру башкирского народа.

Дмитрий Ефремов
Родился в 1953 г. в Нижнем Тагиле. В 1976 году закончил факультет журналистики Уральского государственного университета.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах