20 апреля состоялась российская премьера фильма «Нуреев. Белый ворон», снятого британским актером и режиссером Рэйфом Файнсом. Корреспондент UFA.AIF.RU посмотрел картину в уфимском кинотеатре «Родина», который находится в паре кварталов от театра оперы и балета, где начинал свою карьеру великий танцовщик.
Посмотреть кинопремьеру пришли двоюродная сестра Рудольфа – 84-летняя Амина Галиакбарова и заслуженный работник культуры республики Нина Жиленко, 20 лет проработавшая в театре оперы и балета.
От поезда до аэропорта
В фильме показан период жизни Рудольфа от рождения в вагоне поезда до принятия решения остаться навсегда во Франции, став для своей родины предателем.
«Эта история – зарисовка о его студенческой жизни в Ленинграде и о неделе в Париже, когда маленький мальчик из Уфы понимает, что мир сходит от него с ума», - рассказывал ранее о картине Файнс.
Большую часть коллектива составили иностранные актеры, из России для работы были приглашены солист казанского театра оперы и балета Олег Ивенко (роль Рудольфа) и солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Полунин, известные актеры Равшана Куркова и Чулпан Хаматова, Андрей Ургант и Надежда Маркина, а также Алексей Морозов и Анастасия Меськова.
«Ивенко красивый, но далеко не Рудик»
Премьерного аншлага на родине Нуреева, где до сих пор сохраняется неоднозначное отношение к знаменитому земляку, не случилось. Зал был заполнен лишь на четверть. Аудитория разношерстная и разновозрастная. Кто-то пришел на фильм по принципу «какой стоял в расписании», кто-то целенаправленно шел смотреть новую работу о танцовщике.
Единственный момент, на который зал живо откликнулся – сцена, когда Рудольф совершает главный шаг в своей жизни, попросив политического убежища у французских полицейских в аэропорту. Зрители захлопали.
Гораздо больше эмоций просмотр вызвал у родственницы Нуреева – двоюродной сестры по отцу Амины Галиакбаровой. В детстве они часто проводили время вместе, когда мама Рудольфа привозила детей из Уфы в деревню Асаново в Кушнаренковском районе, где жили родственники. По словам Амины Мустафиновны, Рудик танцевал с детства.
«Он маленький приезжал к нам. И все время плясал. Башкирские танцы, в основном. Говорят, старшая сестра Роза его учила понемногу, - вспоминает она. – Он был другой, не похожий на всех остальных в нашей семье. Ведь никто, кроме него, у нас никогда не танцевал.
Увидев на экране Олега Ивенко в роли танцовщика, Амина Мустафиновна не удержалась от реплики: «Красивый парень. Но далеко не Рудик. Он такой – один. Единственный». А образы мамы и папы Рудольфа отторжения не вызвали. Но смутил эпизод, в котором отец вывозит и оставляет сына в лесу возле костра.
«Такого не было. Это уже фантазии режиссера, - уверена она. – А вот показанная нищета – это правда. И то, как мама зимой ходила пешком в деревню за продуктами, – тоже было».
В целом фильм Амине Мустафиновне понравился.
«Я ощутила эту боль, которую переживал Рудик, - говорит она. - Это очень тяжело. Вы заметили, что в фильме он почти никогда не улыбается и не смеется. Так и было, наверное. Кто как отзывается сейчас о нем, но я считаю, что он правильно сделал, оставшись там. Его бы здесь просто убили. Это была борьба за жизнь. Но мать, конечно, страдала сильно. Она всегда говорила, что хотела бы хотя бы глазком его увидеть. Говорят, когда он приехал попрощаться с ней, находящейся при смерти, – она не признала его. Нет, узнала она, не могла не узнать. Часто слышу, что он будто уехал и тут же забыл о семье. Неправда. Через актеров, друзей он передавал матери деньги, подарки и даже шубу красивую отправлял. Он никогда о ней не забывал. Очень сильно ее любил».
«Фильм рассчитан на подготовленного зрителя»
Заслуженный работник культуры Башкирии, журналист Нина Жиленко, проработавшая в уфимском театре оперы и балета 20 лет в литературном отделе, считает, что не являющемуся актером Олегу Ивенко не совсем удалась сцена в аэропорту.
«Свой фильм о достоянии всемирной культуры и искусства, об одном из величайших танцоров режиссер Рэйф Файнс решил проиллюстрировать в рамках одного эпизода, самого судьбоносного для Рудольфа, когда тот решил остаться во Франции 16 июня 1961 года, - говорит она. - Кинозритель наблюдает, как в картине время перемежается, есть обращение к детству танцовщика. Всё очень деликатно. Но художественное творение уязвимо. Оно не всегда органично и это мешает. Неподготовленный зритель может не знать, почему женщина рожает в вагоне поезда. Всё потому, что на девятом месяце беременности Фарида вместе с тремя дочками из Кушнаренковского района едет во Владивосток, к мужу, и Рудик появляется на свет недалеко от озера Байкал.
Или сцена в квартире ленинградцев Романковых, где собирался весь цвет ленинградской интеллигенции: поэты, писатели, композиторы, художники. В фильме показали, что юный Рудик единожды пришёл в гости к Любови Романковой, дочери проректора политеха. А вот дух тех посиделок, к сожалению, не передан, тем более, там он был завсегдатаем. Кстати, квартира воссоздана до мельчайших подробностей: фотографии в рамках, мебель, акварели хозяина дома, словом, весь антураж, но съёмки происходили в Белграде. В общем, в картине многое рассчитано на подготовленного зрителя.
Рудольфа сыграл великолепный танцовщик современности Олег Ивенко. Он, конечно, большой молодец, но он не актёр. Поэтому сцена, когда Нурееву сообщают в аэропорту, что он летит в Москву выступать на правительственном концерте (а в это время вся труппа вылетает в Лондон – ред.) выглядит менее драматично. События, происходившие тогда в аэропорту Ле Бурж, расписаны экспертами по минутам. Балерина Алла Осипенко, которую в картине играет Анастасия Меськова, вспоминала, как он сначала позеленел, побледнел, потом посинел, весь задрожал, из глаз брызнули слёзы. У Олега в этой сцене, наверно, не хватило актёрского арсенала передать весь драматизм и ужас происходящего.
Считаю, что самый удачный образ у матери Фариды, хотя Равшана Куркова сыграла её практически бессловесно».
Премьера фильма «Белый ворон» состоялась в 2018 году на Берлинском фестивале, после которого номинировался на несколько престижных наград. Показ в Токио принёс картине награду «За выдающийся вклад в искусство».